Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8-9 (39-40) 1994 год

О том, что могут противопоставить космосу жители одной заурядной звезды

Автор рисунка: В. Блейке
Автор рисунка: В. Блейке

Остыл ли героический энтузиазм человека?

Геоцентрическая система мира Птоломея, апофеоз и естественно-научная основа антропоцентризма, считалась самоочевидной и незыблемой на протяжении добрых полутора тысяч лет. Идеи и образы антропоцентризма отчётливо отразились в искусстве Средневековья и раннего Возрождения.

В ландшафтах Босха и Леонардо, в сказочных фигурах великанов Рабле гротескное космическое тело уподобляется – иногда зашифрованно, а порой и вполне откровенно – гигантскому организму, по модели человеческому. Мощный удар Птоломею нанёс Николай Коперник, дерзко провозгласивший рядовое положение Земли в Солнечной системе, а затем Джордано Бруно, развивший гениальную догадку о Вселенной как однородном, рассеянном в мировом пространстве множестве вечно рождающихся и гибнущих звёзд.

К началу XVII века сформировался фундамент современного естествознания и рухнуло стройное здание антропоцентризма, возведённое античной философией. Мидель Монтень едко иронизировал: «Кто уверил человека, что это изумительное движение небосвода, этот вечный свет, льющийся из величественно вращающихся над его головой светил, этот грозный ропот безбрежного моря, – что всё это сотворено и существует столько веков только для него, для его удобства и к его услугам?

Не смешно ли, что это ничтожное и жалкое создание, которое не в силах управлять собой и предоставлено ударам всех случайностей, объявляет себя властелином и владыкой Вселенной, даже маленькой частицы которой оно не в силах познать, не то что повелевать ею!»

Итог подобным воззрениям подвёл английский философ Бертран Рассел: «Вся многовековая работа, всё служение, всё вдохновение, весь блеск человеческого гения обречены на то, чтобы исчезнуть вместе с гибелью Солнечной системы.

Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путём. И человеку остаётся только, презирая трусливый страх раба судьбы, держать на себе весь мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу... Самые простые соображения приводили к мысли, что мы, видимо, не являемся целью Вселенной: пошатнувшееся достоинство нашёптывало, что если не мы цель Вселенной, то у неё, скорее всего, вовсе нет цели».

Вот мы сейчас и посмотрим, почему это про меня все говорят блондин, а про него – светлая голова!.. Автор рисунка: Т. Сергиенко

Это на первый взгляд пессимистическое представление о месте и роли человека во Вселенной тем не менее вполне допускает его активное и всё нарастающее проникновение в космос в грядущие сотни тысяч, а возможно, и миллионы лет, не исключает поистине астрономических масштабов технологической деятельности людей. Так неужели же природа и впрямь случайно сотворила сверхсложное устройство – наш мозг?

Неужели лишь для обеспечения мимолётного – по космическим далям и срокам – процветания неких плодовитых и весьма любознательных существ? Не логичнее ли предположить, что в неизвестном нам пока механизме мироздания человечеству уготована особая космическая миссия, органически вытекающая из эволюции материи в обозримой Вселенной?

В философском плане такая постановка вопроса – возврат на более высоком уровне к древней идее антропоцентризма и к не таким уж, как выясняется, наивным космическим образам средневековых гениев.

По этому поводу Михаил Бахтин пишет: «Та материя, из которой состоит вся Вселенная, в человеческом теле раскрывает свои высшие возможности, становится творческой, призванной победить весь космос, организовать всю космическую материю; в человеке материал приобретает исторический характер». Аналогичные мысли высказывали: один из крупнейших современных физиков-теоретиков, нобелевский лауреат Стивен Вайнберг, его коллега Виктор Вайскопф, а ещё раньше – представители русского космизма: Николай Фёдоров, Владимир Вернадский...

Познать причину космоса

Способны ли люди постичь тайные цели природы, особую космическую миссию человечества, скрытую от нас до поры до времени за семью печатями? На этот вопрос многие современные учёные отвечают утвердительно. Распространение разумной активности в космосе и означает по существу всё более глубокое проникновение человека в тайны мироздания.

Рембрант. «Жертвоприношение Авраама»

Жертвоприношение Авраама. Рембрант

Свободная игра стихий, доминирующая на определённом этапе развития Вселенной, будет всё чаще во всё больших масштабах заменяться разумной, то есть спланированной целесообразной деятельностью.

Следовательно, космические задачи у людей на какой-то, возможно, весьма отдалённой ступени в истории цивилизации станут целью природы, осознавшей себя. Таким образом снимется надуманная противоположность материи и духа. Во Вселенной мириады светил. Что могут противопоставить необъятному космосу жители одной заурядной звезды? Конечно, свой разум и направляемую им активность гармонического самораскрытия мира! Столь простой ответ остаётся, однако, чересчур неопределённым, пока не уточнено понятие разума. Увы, общепринятого определения на сегодня не существует.

Выдающиеся мыслители – Джон Локк, Луи Пастер, Владимир Вернадский и многие другие – обращали внимание на связь особенностей живой материи и главным образом умственной деятельности с природой времени. Характерная черта разумного поведения людей – предварительный сговор и план с непременным учётом опыта прошлого и конкретной ситуации настоящего.

В этом смысле можно говорить о свободных странствиях сознания во времени, результат которых – целенаправленная деятельность разума, рождающая и ускоряющая процессы, практически невероятные для бессознательной природы. Способность уплотнять время – переноситься в будущее, обобщая опыт прошлого и отталкиваясь от настоящего, выработалась далеко не сразу.

Природа создала разум как долгодействующий фактор в виде множества короткоживущих индивидуальных умов, не равных друг другу на протяжении сменяющихся поколений, но развивающихся в единстве. Вся последовательность людей в потоке веков должна рассматриваться как один человек, который пребывает всегда и постоянно научается, тонко отметил Блез Паскаль.

Новые научные открытия, роящиеся в сознании наряду со всякого рода фантазиями и безумными идеями, не просто отражают окружающий нас мир, но служат трамплином для дальнейшего творения этого мира. Активный мысленный зондаж пространственно-временных глубин Вселенной со всё более смелым проигрыванием в уме грядущих ситуаций отнюдь не случаен. Это предвестие великих деяний человека.

Разумеется, речь идёт не о примитивной экспансии, не о пресловутом покорении космоса. Уже сейчас темпы научно-технического развития опережают смену поколений людей – носителей разума. Такое ускорение требует непомерного расхода физической и нервной энергии, которое сполна оплачивает и блистательные успехи, и кошмарные просчёты (мировые войны, безумное накопление ядерного оружия и т. д.).

Тем не менее стихийным, рассредоточенным в пространстве-времени проявлениям природы люди со всё большим успехом противопоставляют целенаправленные, концентрированные, а потому и необычайно эффективные действия. Эта тенденция может привести к уразумлению Вселенной в поразительно сжатые сроки, совершенно недоступные слепой, равнодушной и бесцельной стихии космических сил.

Не знаю я, что это такое, и знать не желаю! Но чтоб в моем доме этого не было! Рисунок В. Ненашева

Не знаю я, что это такое, и знать не желаю! Но чтоб в моём доме этого не было! Автор рисунка: В. Ненашев

Не утрачивая надежды

Остановимся на механизмах разумной деятельности, обеспечивающих невиданное в неживой природе ускорение процессов. Проигрывание огромного числа ситуаций с помощью математических моделей позволяет оперировать этими тенями реальности с фантастической быстротой. Компьютеры пятого поколения с быстродействием до миллиарда операций в секунду способны мгновенно выдавать сотни тысяч суждений.

Так в считанные годы были открыты, проанализированы и поняты космические процессы, длящиеся от десятков миллионов до миллиардов лет. В то же время словесные, зрительные и другие символы вещей и явлений воспринимаются разумом как сами реальности, поэтому ничтожные по физическим затратам, но бурные внутренние переживания сплошь и рядом приводят к тяжёлым последствиям. Воздействие внешнего мира сочетается с полновесным влиянием на человека мира внутреннего, созданного его воображением.

В человеческой природе усматривается любопытное сочетание творческого дерзания и привычки жить по старинке, упорно цепляться за традиции, панически опасаясь перемен. Свидетельство тому вся история – причудливая смесь геройского новаторства и трусливого консерватизма, гениальных изобретений и живучей допотопной техники, отважных рывков в грядущее и необъяснимой робости перед пресловутым здравым смыслом.

В наше время человек становится подлинной информационной биосистемой. Его физические возможности остались на пещерном уровне, но способность к восприятию, анализу и созданию новой информации феноменально выросла – отсюда и столь остро переживаемые умственные и нервные перегрузки. Все эти болезни века – прямые следствия преодоления духовной инерции, создающей сопротивление на пути развивающейся цивилизации.

Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, мужество — терпеть то, что я изменить не могу, и мудрость — чтобы отличать одно от другого. Рисунок А. Дюрера

Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, мужество – терпеть то, что я изменить не могу, и мудрость – чтобы отличать одно от другого. Автор рисунка: А. Дюрер

Понимание природы этой духовной инерции помогло бы найти радикальные средства стабильности цивилизации и установить пределы психологической устойчивости и нервной выносливости людей. Попутно можно было бы выяснить, что же определяет реальный темп движения человечества по рискованной стезе всеобщего ускорения? Есть серьёзные основания полагать, что уже в недалёком будущем ускоренный ход цивилизации будет всё больше сдерживаться нравственными причинами...

«Если человек живёт не по-Божьему, он подобен дьяволу», – проповедовал Блаженный Августин. Существует сравнение человечества с конденсатором, который постепенно заряжается: растущее на одной обкладке «добро» постоянно уравновешивается концентрацией «зла» на другой. Эта схема хорошо объясняет многие факты истории, но если всё так, то логически неизбежен пробой конденсатора – гибель цивилизации.

Не случайно один из отцов синергетики (1) лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин характеризует человеческое общество как сверхсложную систему, лишившуюся гарантий стабильности, но не утратившую надежды.

Предвосхищая синергетический подход к общественным явлениям, Николай Бердяев развивал тот же тезис в категориях апокалипсического мышления: «В нашем греховном злом мире оказывается невозможным непрерывное поступательное развитие. В нём накопляется много зла, много ядов, в нём всегда происходят и процессы разложения. Слишком часто в обществе не находится положительных, творческих, возрождающих сил. И тогда неизбежен суд над обществом, тогда на небесах постановляется неизбежность революции, тогда происходит разрыв во времени, нарастает прерывность, происходит вторжение сил, которые для истории представляются иррациональными и которые, если смотреть сверху, а не снизу, означают суд Смысла над бессмыслицей, действие Промысла во тьме».

Чтобы на Луне не обосновался хам...

Веками крупнейшие мыслители, включая Ньютона, Планка, Эйнштейна, отводили человеку роль пассивного созерцателя космоса, затерянного в его невообразимых глубинах. В новом же диалоге с природой, провозвестниками которого были Тейяр де Шарден и Владимир Вернадский, человек рассматривается как мощный космический фактор. Проблема «Человек – Вселенная» немыслима без основополагающего этического начала.

Откровение Мирового духа как бы накладывается на материальный мир в виде своеобразной моральной узды. С позиций принципа самодостаточности, свойственного целостному представлению о мире, космическая этика (причина космоса, по Циолковскому) должна быть встроена в сам механизм Вселенной в виде вполне определённых естественных ограничений разума на воплощение задуманного.

Пробудив гигантские силы разума, природа неизбежно должна была наложить адекватное ограничение на проявления этих сил. Развитие цивилизации постепенно раскрывает смысл космической миссии человечества. Выстраданные на протяжении истории моральные нормы выйдут со временем за рамки межлюдских отношений и распространятся на контакты с природой.

Познание мира обеспечивается не только наукой, так и не дающей ответа на вопрос «зачем?» и существующей в современном смысле всего лишь четыре века – ничтожно мало по сравнению с тысячелетиями формирования человека разумного, когда главным источником мироощущения был богатейший практический опыт, закреплённый жизненным укладом и традициями.

Убедившись в способности разума достоверно постигать реальность, мы можем положиться на него в настойчивых поисках естественных основ нравственного чувства, коренящихся в строении Вселенной. Возглавив эволюцию, человек обязан учитывать не только заботы о хлебе насущном, но и голос совести, этические ограничения, зиждущиеся на всё более глубоком осознании гармонического единства с космосом.

Нельзя допустить, чтобы на Луне высадился хам, предостерегал Илья Эренбург. Моральный кодекс устремившегося в космос человечества требует не только исключительной ответственности за принятые решения, но и осознания вселенской значимости своей миссии. На этом принципе и будет основано предстоящее расширение влияния человека во Вселенной.

Грандиозные планы людей будут всё органичнее соотноситься с целями самой природы, то есть этика землян закономерно перерастёт в космическую. Исторический путь развития цивилизации гармонически сольётся когда-нибудь с естественным процессом эволюции Вселенной.

Из журнала «Человек»

***

1 – Синергетика – наука, изучающая связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других), но мало по сравнению с тысячелетиями формирования человека разумного, когда главным источником мироощущения был богатейший практический опыт, закреплённый жизненным укладом и традициями.

Ещё в главе «Времена - народы - мир»:

Роковые дни Земли

Время великой ответственности. Станут ли концы началами?

Пейзаж как объяснение в любви

Галерея в журнале «Социум»

Социум-галерея – галерея в журнале «Социум»

О том, что могут противопоставить космосу жители одной заурядной звезды

Владимир Дроздов