О недосказанном, или P.S. - интервью

С писателем, журналистом и историком Лоллием Замойским, известным в России и за рубежом исследователем масонства, автором многих публикаций и ряда книг по этой теме беседует наш корреспондент Владимир Фёдоров.
В.Ф.: Лоллий Петрович, как в круг ваших интересов вошла тема «масонской истории России»?
Л.З.: Долгое время слово «масон» (от французского franc macon – «вольный каменщик») ассоциировалось для меня с образом Пьера Безухова – наивного мечтателя, человека доброго и безобидного.
В 70-е годы я работал собкором «Известий» в Италии, которую тогда захлестнули волны терроризма, в значительной степени инициированные, как вдруг выяснилось, деятельностью ложи П-2, возглавляемой фашистом Личо Джелли. В голове не укладывалось: как сочетались с вековой проповедью идеи нравственного переустройства мира, грязное политиканство и жестокие убийства? Я обратился к истории «вольных каменщиков».
Но чем дальше шли поиски, тем больше рождалось недоумений. Например, символика. Вот на долларовой бумажке парит в воздухе пирамида с всевидящим оком – олицетворение масонства как высшей элиты тех, кто творит «вечный новый мировой порядок». Л. Толстой отмечал, что большинство вступает в этот орден, видя в нём либо экзотическую форму досуга, либо возможность «составить карьеру», найти влиятельных покровителей.
Не слишком ли прозаические мотивы? Чем же привлекло «братство» поэтические натуры Моцарта, Гёте, Пушкина? Или борцов за свободу – Гарибальди, Боливара, Сандино? Или вот ещё нечто, вызывающее недоумение: в одной и той же ложе состояли Альенде и Пиночет; французские короли и казнившие их революционеры, попавшие потом и сами на язычок гильотины. Известно, что Гитлер и Муссолини преследовали «каменщиков».
Но даже в час самоубийства перед глазами фюрера висел портрет его кумира «Старого Фрица» – Фридриха II – гроссмейстера прусского масонства. Не чужды «движению» были Гесс и создатель экономической мощи фашистской Германии Шахт. А «чёрный орден СС» с близкими масонам символами, ритуалами, свастикой?
Муссолини запретил левое масонство (в молодости его, кстати, не приняли в одну из этих лож). Последнее, впрочем, не помешало «братьям» правой ориентации официально посвятить дуче в почётный 30-й градус орденской иерархии, доступный лишь для коронованных особ. Как всё это совмещается? Левые и правые. Каковы истинные цели этого движения?
Джордж Вашингтон – первый президент США – со знаками масонских отличий
В.Ф.: И на все вопросы нет ответа?
Л.З.: Ответ есть, но он очень непрост. «Вы, – просвятил меня знакомый, отдавший масонству немало лет, – привыкли к политическим меркам: Альенде – левый, Пиночет – нет. Важнее другое. Каждый у нас, независимо от идеологической ориентации, должен стремиться к высшему совершенству в своей сфере. Один может быть известным революционером, другой – выдающимся диктатором. И то и другое может оказаться важным для движения в какой-то фазе. Масон призван работать, как говорится, в чужом лагере, при любой смене флагов, баррикад, позиций. Главное, чтобы он оставался верным братству при любых обстоятельствах».
Следуя этой логике, можно поддерживать, скажем, монархию на одном «фронте» и прилагать все усилия к её же свержению на другом. Всякое лыко в строку...
КАМЕНЬ НА КАМЕНЬ...
Л.З.: Один из ключевых образов мифологии тайного братства – образ подземной реки Алфей, которая в назначенный час вдруг поднимается на поверхность земли. Так же, считают масоны, сквозь века незримо пролагает «движение» свой путь в истории человечества, давая людям знать о себе лишь в преддверии глобальных изменений.
Действительно, в переломные моменты человеческой истории тайные организации в силу очевидных причин становятся истинными законодателями общества. Классический пример – Великая Французская революция. Вероятно, менее известна их роль в эпоху, начавшуюся с 1917 года.
После издания в Нью-Йорке книги Нины Берберовой «Люди и ложи» (недавно она публиковалась в журнале «Вопросы литературы») стали известны многие новые факты о масонской подоплёке событий Февральской революции в России.
Однако утверждение автора, что после Октября Ленин выгнал большинство «вольных каменщиков» за рубеж, а с уцелевшими расправился Сталин, звучит излишне категорично. И при советской власти в течение ряда лет действовали ложи, куда входили прежде всего представители научной, театральной, литературной интеллигенции. В какой-то мере масонство сохранилось и в среде политиков.
Среди большевиков, помимо Скворцова-Степанова (руководившего «Известиями»; о нём упоминает Н. Берберова), близость к масонам демонстрировал Бухарин. Карл Радек, по некоторым данным, обеспечивал связи комдвижения с западноевропейскими «каменщиками». Невероятно? Во всяком случае французские масоны включили его имя в вышедший недавно справочник персоналий «братства». В самой Франции Кашен и некоторые другие видные коммунисты совмещали работу в партии с участием в деятельности лож.
Правда, уже в декабре 1922 года в докладе на IV Конгрессе Коминтерна Лев Троцкий обосновал невозможность подобного совмещения тем, что орден замкнут изнутри, неподотчётен коминтерновцам, способен сам поставить их под свой контроль. В резолюции по данному вопросу говорилось, что утаивание принадлежности к масонству приравнивается к «проникновению в ряды партии вражеского агента». Заметим, что председатель Коминтерна Зиновьев при голосовании воздержался.
Троцкий тоже в молодости увлекался учением «вольных каменщиков» и написал об этом книгу, рукопись которой хранил в редакции «Искры» (откуда она изчезла). Позже его личный секретарь Ф. Целлер стал Великим Магистром ложи «Великий Восток Франции». В европейской печати встречались материалы о связи с масонством и ряда лиц из командования Красной Армии.
О красной (рубиновой) пятиконечной звезде – знаке высоких степеней иерархии, своего рода «охранной грамоте», принятой с чьей-то лёгкой руки на вооружение в РККА, уже писалось.
В странах Восточной Европы даже после Второй мировой войны продолжалась деятельность лож. Сравнительно недавно стало известно о поддержке масонами Иосифа Б. Тито в Югославии. Всплыла информация о сотрудничестве румынского лидера Николае Чаушеску с П-2, упоминавшейся ранее.
В МАСОНЫ ПО ПЕРЕПИСКЕ
В.Ф.: А в нынешней постперестроечной России как обстоят дела?
Л.З.: Если верить западноевропейской прессе (да и нашей), с апреля 1991 года ведёт свою историю первая ложа в СССР, а ныне в РФ, – «Северная (или Полярная) звезда», которая заимствовала своё название у инициированной французами незадолго до Февральской революции русской масонской организации, включавшей руководящее ядро Временного правительства.
В августе 1991 года под патронажем французов (Великая Ложа и Великая Национальная ложа Франции) возникли – «Николай Новиков» (30 августа), франко-российская «Александр Пушкин», «Гармония» (в сентябре), «Свободная Россия» и ряд других лож, в том числе и высоких степеней посвящения. Выходит журнал, издаваемый международной редколлегией.
Примечательно, что французский адрес «Александра Пушкина» несколько раз передавали по радио «Свобода» и призывали всех записываться туда. Вступать в тайное общество через эфир или по переписке? Нечто новое по сравнению с прежней осторожной практикой. На уважающем себя Западе процедуры вступления остаются тайными и сейчас.
Никита Сергеевич Хрущёв, первый русский руководитель, посетивший США в 1959 г., перед памятником Линкольну. Автор фото: Б. Глинн
ЗНАТЬ И...
В книге «Дело Джелли» писатель Пьер Карпи, бывший член П-2 и друг магистра, пишет, что приоритеты деятельности современного масонства сегодня определяются ложами США. В частности, он утверждает: «Фундаментальными для этого курса остаются установки транснациональных монополий, большинство руководителей которых – члены масонского движения». Насколько основательны такого рода суждения?
В Соединённых Штатах, согласно официальным данным, насчитывается 15 тысяч лож, но, вероятно, их в действительности вдвое больше. Как обстоит дело с членством, тоже не вполне ясно. Я склонен не считать преувеличенной цифру – 6 миллионов «братьев» в США. А это более половины всех масонов в мире. Здесь же отмечается небывалая концентрация двух высших степеней орденской иерархии – 32-й и 33-й градусы, именуемых также «храмовниками» или «крестоносцами». Очевидно, американские «вольные каменщики» в состоянии контролировать и международное «братство».
Большую роль они сыграли в послевоенном переустройстве Европы, создании ООН и особенно НАТО. Они помогали учреждать и «неформальные» объединения лиц, принимающих решения, типа «Богемского клуба 2000». Им под силу приводить к власти президентов и координировать даже внешнеполитические акции большинства западных стран и Японии.
В Соединённых Штатах практически в каждом крупном городе орден имеет свои храмы. Со столичного Капитолия хорошо виден выстроенный в Александрии внушительный Масонский национальный мемориал имени Джорджа Вашингтона. В его холле – восьмитонная статуя первого президента США в ритуальном фартуке и с молоточком «каменщика» в руках.
Одна из комнат комплекса так и называется президентской. Трудно назвать какого-нибудь хозяина Белого дома, который бы не входил в число «братьев» или, по крайней мере, достиг бы этого поста без их благословения. Джонсон, Форд, Рейган, Буш, из более ранних оба Рузвельта, Трумэн... – никто не стал исключением. Неудивительно, что на инаугурации приглашаются верховные иерархи ордена. (Упоминавшийся нами глава П-2 Джелли трижды посещал эти торжества.)
33-й президент США. Гарри Трумэн, бывший Великий Мастер масонов в Миссури
В.Ф.: То есть можно сказать, что, вопреки принятому мнению о скрытности масонов, в Соединённых Штатах они действуют вполне открыто?
Л.З.: Не совсем. Во-первых, тайное общество, конечно, хранит свои традиционные секреты. Во-вторых, в Америке порой возникали и антимасонские настроения: общественность настораживало обилие «каменщиков» в высших эшелонах экономики и политики. Их обряды пугали отсутствием чётко определённых христианских черт.
Людей волновали вопросы: нет ли здесь богохульства, несмотря на частые обращения к Библии, на которой принято клясться, и что представляет собой Великий Архитектор Вселенной, который, согласно масонской мифологии, гениальным движением циркуля создал весь мир?
Ряд исследователей утвеждают, что религиозные взгляды масонства несовместимы с христианством, поскольку третье «неизрекаемое, имеющее значение всего» составное имя этого Зодчего включает одно из имён сатаны. «Вольные каменщики» реагируют на подобные рассуждения крайне болезненно.
Вероятно, это заставляет орден занижать официально заявляемое число приверженцев, не демонстрировать публике свой вес в делах страны.
БОЛЬШЕ СВЕТА!
Подводя итоги, можно попытаться определить суть организации «вольных каменщиков» как движения, которое претендует на формирование правящей элиты в разных странах, провозглашает общие идеалы и цели.
Для чего ими создаются и действуют такие координирующие центры, как Трёхсторонняя комиссия во главе с Рокфеллером, Генри Киссинджером и Збигневом Бжезинским или Бильдербергский клуб? «Движение» стремится закрепить доминирование Соединённых Штатов на планете и создать своего рода всемирное «экономическое правительство».
Безотносительно к тому, как оценивать подобные претензии, нужно признать, что масонство сконцентрировало в своей среде людей, безусловно, влиятельных и компетентных в сферах политики, финансов, науки... Правда, что касается культуры, то взлёт «вольных каменщиков» здесь относится, скорее всего, к прошлому.
Членами ордена были многие выдающиеся личности, чьи имена сегодня звучат как бы приманкой для неофитов. Но сводить творчество того или иного гения исключительно к этой теме, конечно, неправомерно. Равно как и ставить знак равенства между отдельной личностью масона и всем «движением».
Ведь его рядовой член не представляет себе в полном объёме смысл деятельности всего «братства» и поэтому не может нести ответственности за неё. Да и сами ложи, в зависимости от их специализации, имеют то либеральный, то консервативный характер, а то и вовсе фашистский или расистский.
В.Ф.: И всё же читателям хотелось бы, наверное, получить ответ: масонство – добро или зло?
Л.З.: Путь масона к вершине пирамиды идёт через долгий ряд степеней. Чёрно-белые квадраты на полу лож – что это? Просто орнамент или наглядное выражение идеи, что свет и тьма одинаково важны для «вольного каменщика»?
В начале моих поисков я спрашивал себя, почему от «голубого» масонства, которое объединяет первые три степени (ученик, подмастерье и мастер) и называется так за небесный цвет помещений начальных лож, колорит на более высоких уровнях посвящения становится пурпурно-красным, а на последнем десятке ступеней, ведущих к высшей 33-й степени шотландского масонства (генеральный великий инспектор, или, по Достоевскому, великий инквизитор), и вовсе пепельно-серый?»
К чему ведёт этот путь, если специально запрограммированная элита смотрит на историческое развитие как на заранее расписанный ею процесс, в котором уже распределено, кто будет погонщиком, а кто мулом?
Бессмысленно пытаться заключить Космос в пробирку, кроить бесконечное по меркам своего ограниченного временем, природой и ещё Бог знает чем рассудка хотя бы и во имя Великого Архитектора. Наиболее дальновидные масоны, по-видимому, осознают, что рамки умозрительных доктрин становятся преградой самому движению, а в некоторых ситуациях и представляют опасность для человечества.
Думается, что огромные организационные возможности гипнотизируют само масонство. А секретность? Если верны слова каменщиков о том, что их заботят лишь «свобода, равенство и братство», зачем укрываться в тёмных углах? Если это добро, зачем его скрывать? Разве не взывал идеолог масонства Гёте: «Больше света!»
Ещё в главе «Сердце - разум - дух»:
Нет ничего ужаснее деятельного невежества (из афоризмов Гёте)
О недосказанном, или P.S. - интервью