«Ныне суд миру сему… ныне!» (из беседы отца Александра Меня накануне его мученической кончины)

Человек имеет две родины, два отечества: одно отечество – это наша земля и та точка земли, где ты родился и вырос, а второе отечество – это тот сокровенный мир духа, который око не может видеть и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей.
Мы – дети земли и в то же время гости в этом мире. Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осуществляет свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет, строит, – и термиты строят, и обезьяны воюют, по-своему, правда, не так ожесточённо, как люди, и муравьи сеют...
Но никто из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше природных, физических потребностей; ни одно живое существо, кроме человека, не способно пойти на риск и даже на смертельный риск во имя истины, во имя того, что нельзя взять в руки; и тысячи мучеников всех времён и народов являют собой уникальный феномен в истории всей нашей Солнечной системы...
Нас обступает нечто грозное, бесчеловечное, бессмысленное – абсурдное, и... именно то, что человек восстаёт против абсурда, против бессмыслицы бытия, и говорит в пользу того, что смысл бытия существует. Так вот, древнее библейское провозвестие говорит нам о том, что мы можем совершить внутренний переворот и сказать бытию «да», довериться тому, что кажется страшным и грозным.
И тогда через хаос, через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, глянет око Божие, Бога, который имеет личность, и личность, отображённую в каждой человеческой личности. И контакт с Ним возможен, как союз между подобными существами.
Иногда говорят, что Христос возвестил новую мораль. Он сказал: «Да, заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас». Заповедь о любви существовала и раньше, и слова «люби ближнего как самого себя» принадлежат Моисею.
Христос же придал ей совершенно особое звучание – «Как Я возлюбил вас», – потому что ради любви к человечеству Он остался с нами, на грязной, кровавой и грешной земле, только чтобы быть с нами рядом. Его любовь стала любовью самоотдающей, поэтому Он и говорит: «Кто хочет за Мной идти, тот пусть отвергнется себя, – то есть своей самости (не своей личности, отнюдь, личность святое, а от своего ложного самоутверждения), – отвергнется самости, отдаст себя, возьмёт свой крест (то есть своё служение в страдании и в радости) и тогда за Мной идёт».
Икона «Крещение Руси». Создана к 1000-летнему юбилею этого события. Иконописец – игумен Псково-Печёрского монастыря отец Зенон
...Христианство не новая этика, а – новая жизнь; новая жизнь, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом, это есть новый союз. Новый Завет.
...Любой из вас отлично знает, насколько человек запутан, слаб, насколько в нём живы всевозможные комплексы, и грехи свили свои гнёзда. Но есть сила, которую Христос оставил на земле, которая даётся нам даром, она так и называется «благодать» – благо, которое даётся даром, не зарабатывается, а даром.
Да, мы должны прилагать усилия, да, мы должны бороться с грехом, да, мы должны стремиться к самосовершенствованию, помня, что сами себя за волосы мы вытащить не сможем. Это работа только лишь подготовительная.
...Христианство говорит: ты можешь себя усовершенствовать, но до Бога добраться невозможно, пока Он сам к тебе не придёт. Благодать превосходит закон – это первая стадия религии, в которую вступает ребёнок; вот это – нельзя, это можно, какие-то правила, какие-то нормы – нужно это? Да, конечно, конечно... Но потом приходит благодать – через внутренний опыт встречи с Богом. Это как любовь, как ликование, как победа, как музыка сфер – благодать – это новая жизнь.
«Когда вы творите доброе, когда вы любите, когда вы созерцаете красоту, когда вы чувствуете полноту жизни – Царство Божие уже коснулось вас». В московском Богоявленском Патриаршем соборе
Воскресная детская церковная школа при храме Воскресения Словущего в Москве. Отец Михаил Дронов с учениками
...Я вам говорю о самой сущности Христовой веры. Бесконечная ценность человеческой личности, победа света над смертью и тлением; Новый Завет, который возрастает, как дерево из маленького жёлудя; Новый Завет, который сквашивает историю, как закваска тесто, и уже сегодня это Царство Божие тайно является среди людей.
Когда вы творите доброе, когда вы любите, когда вы созерцаете красоту, когда вы чувствуете полноту жизни, – Царство Божие уже коснулось вас. Оно не только в далёком будущем, не только в созерцании футурологическом, оно существует здесь и теперь. Так учит нас Иисус Христос.
Царство придёт, но оно – уже и пришло, суд над миром будет, но он – уже и начался. «Ныне суд миру сему», – говорит Христос. Ныне! – то есть тогда, когда Он впервые провозгласил Евангелие. Он также ещё сказал: «Суд заключается в том, что свет пришёл в мир, а люди более возлюбили тьму...». Этот суд начался во время Его проповеди в Галилее, в Иерусалиме, на Голгофе, в Римской империи, в средневековой Европе и России – сегодня, в XX веке, и в XXV веке, и во всей истории человечества...
Палех. Звонят колокола Ильинской церкви – единственной открытой за годы советской власти
Суд будет продолжаться, потому что это христианская история, это история, в которой мир идёт рядом с Сыном Человеческим. И если мы ещё раз зададим себе вопрос, в чём же заключается сущность христианства, мы должны будем ответить: это – Богочеловечество, соединение ограниченного и временного человеческого духа с бесконечным Божественным; это освящение плоти, ибо с того момента, когда Сын Человеческий принял нас, наша земля, наши радости и страдания, наше созидание, наша любовь, наш труд – природа, мир, – всё, в чём Он родился, в чём Он находился как человек и Богочеловек, не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освящено. Христианство есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом, но это победа Бога, она началась в ночь Воскресения и она продолжается, пока стоит мир.
8 сентября 1990 год
Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:
«Ныне суд миру сему… ныне!» (из беседы отца Александра Меня накануне его мученической кончины)
О жизни, Данииле и его «Розе Мира» (наброски воспоминаний жены поэта)