Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №10(22). 1992 год

Открыть PDF

Неслиянно и нераздельно

Автор рисунка: Д. Москин
Автор рисунка: Д. Москин

Ногами человек должен
врасти в свою землю, но
глаза и ум его пусть
обозревают весь мир.

Сантаяна

Что сегодня важнее всего решать? Проблемы власти политической? Землевласти? Власти желудка? А может быть, власти над собой, над своими страстями? Когда мы ходим на грани интернационализации войны в Закавказье, когда «трясёт» в Крыму и других точках бывшей советской империи, когда грохот экстремистских глоток соперничает с орудийным грохотом, ни на что другое и не приходится уповать.

Идеализм – скажете вы. А на что ещё ставить нынче в стране победившего материализма, наголо (до голого состояния) разбившего всё нематериалистическое. Разбившего, но не угомонившегося...

Идёт война в Закавказье, «трясёт» в Крыму, спорящем о преимущественности своих родовидовых признаков – российских ли, украинских ли, или татаро-турецких к тому ж. При этом не может не трясти по-особому, например, от таких вот слов: «Борьба Киева против Москвы, Украины против России (во многом из-за владения Крымом. – Ред.) должна вестись до победного конца. Если правы те, кто считает московское стадо нацией, Украина тем более в этой борьбе имеет право на полную победу». Это откровения сегодняшнего украинского молодёжного лидера Олега Витовича. Много, ох, как много и россиян, выплёвывающих похожие по сути, пусть и иные по слогу кличи.

Ну а что после «победы»? Опять по второму кругу – «мы наш, мы новый мир построим...»? Может, хватит «новых миров» – устроиться бы по-хорошему в том, какой есть? И потом – что будет после таких, печальной памяти, «строительных работ» всё с тем же старым, добрым Крымом?

О Крыме, его истории – древней, давней и наипоследней, о Крыме – перекрестье проблем, тревог, средоточии необычайной красоты, которая за ненадоедающими «борениями» отходит в задний угол человеческого восприятия, о Крыме с людским, а не государственно-украинским или державно-российским обликом – преимущественный разговор этого номера «Социума».

Повторим по-сантаяновски: врастая ногами в свою землю, обозрим если не весь мир, то по крайней мере мир Крыма. Может, это как-то охолонит дурные страсти, очистит нутро от всяческой скверны, заставит задуматься о непреходящем, а не суетном. Светлом – не чёрном.

Из тяжущихся двух неправ кто ж больше? — Скорее тот, который поумней.

Из тяжущихся двух неправ кто ж больше? – Скорее тот, который поумней

В племенном и патриархально-народном бытии существовала неувядающая прелесть при заметной закрытости. А что же современная нация? Это не племя, не этнос, а узел глобальных связей, своеобразный узел, возникший на этнической почве, но уже не этнический по своей современной сути, а вселенский, одно из воплощений вселенского духа, связанный с другими «неслиянно и нераздельно» (как византийцы мыслили две природы Христа).

Издавна шла перекличка одних наций с другими нациями единого (европейского) культурного круга, сонаследниками Библии, Платона, Гомера и Юстинианова кодекса. Сейчас круг отзывчивости стал мировым. Вход открыт – но его закрывает почвенная обособленность, исповедуемая в иных странах. Бывших республиках СССР в том числе.

Нация – не «этнос» и не «национальность» в советском паспортном смысле слова. Это открытая культурная общность, готовая к диалогу и способная внести в диалог что-то нужное всем. И я боюсь, что на радостях независимости рядом с национальным сознанием в современном европейском смысле слова всплыло сознание племенное, идея независимости как этнического обособления.

Когда провалился путч, украинская партократия поспешила отделиться от демократической России. Но она не сидела так крепко в седле, как некогда азиатские ханы, и не смогла отделаться переменой вывески. Пришлось пойти на союз с национально-демократической оппозицией. Я не мыслю никакую нацию абстрактно, каждая представляется мне группой разных типов, часто противоположных, и киевский манёвр рисуется мне как союз москаля с гайдамаком; понимая слово москаль в духе старинного водевиля «Москаль-чарывник» – «Солдат-колдун», где москаль – украинец, прослуживший 20 лет в царской армии и вернувшийся с ухватками фельдфебеля.

Нынешнее правительство я вижу, может быть, гротескно, как правительство москалей, льстящих гайдамакам и пытающихся перегайдамачить гайдамаков в своей гайдамацкой лихости. Чем кончится этот маскарад, трудно сказать.

Сегодня, чтоб не есть, Нужды нет голодать

Сегодня, чтоб не есть, нужды нет голодать

Современный поворот, вызванный политическими соображениями партократии, позволил захватить идеологическую инициативу галичанам и тем, кто ориентируется на галицийскую традицию. Западная Украина никогда не жила одной жизнью с Россией. Россия здесь оккупант, с которым сражались отряды Бандеры и Мельника. И, естественно, возникает стремление сбросить с себя чужестранное ярмо и строить культуру, опираясь на фольклорную почву (которая на западе, особенно в Карпатах, ещё сохранилась). Было бы глупо мешать этому.

Но также глупо навязывать галицийскую ментальность Одессе, Харькову, Донбассу, Крыму. Традиция культурной автономии в Австро-Венгрии – исторический факт, и такой же факт – традиция русской культуры на Украине. И не только культуры русских на Украине, но двуязычной культуры самих украинцев. Харьков и Львов сегодня не могут жить совершенно одинаковой культурной жизнью, и было бы ошибкой навязывать это административными мерами. Вполне возможно, что Украина, предоставленная самой себе, останется двуязычной. Возможная модель – Финляндия со статусом шведского государственного языка.

Рисунок В. Владова

Автор рисунка: В. Владов

Мне не пишут из Львова; мне пишут, со мной завязывают связи читатели из Харькова, из Запорожья, из Киева. Пишут о вещах, общих не только для бывшего Советского Союза, но для всей земли. И вот недавно я слышал по телевизору при опросе, нужно ли единое вещание, ответ одной украинки: нужно, потому что украинское телевидение сообщает только украинские новости. Не знаю, насколько эта женщина права, но российские «Вести» рассказывают о событиях во всём мире.

Вот этот интерес ко всему миру – то, что пока привлекает и будет привлекать к русской культуре. Так уж сложилось, что Россия – точнее, ведущая часть русской интеллигенции – мыслит себя как узел вселенских связей. Это именно, а не имперское прошлое создаёт дух мировой нации. И я желаю Украине утвердить мировое значение своей культуры на этом же пути.

— Как живете: по-киевски или московски? — По-Черному!

– Как живёте: по-киевски или по-московски? – По-чёрному!

В своё время выходцы из областей, завоёванных Алексеем Михайловичем в союзе с Богданом Хмельницким, были учителями Московии и помогли ей стать Россией, выйти из бесплодной обособленности. Сегодня перекличка с демократической, открытой миру Россией не помешает, а поможет Украине стать мировой нацией. Я очень не люблю русской спеси и за это прозван русофобом. Но я знаю, что в советское время русская культура очень много потеряла из-за разрыва органических связей с Западом, установившихся после Петра и Пушкина. Такие же результаты может дать обособление от России.

В русской культуре есть очень много мирового, и обособление от России может стать отрывом от глобальной перспективы. Взять хотя бы огромный фонд переводов с языков всего света, которые и нецелесообразно, и просто невозможно наскоро продублировать. Идея о том, что русский язык должен занять на Украине место одного из иностранных, совершенно не учитывает интересов отдельного читателя. А именно из этих читателей складывается народ.

Для национальной политики близость украинского и русского – соблазн, а для читателя – удобство. Как правило, школьное изучение английского, французского, немецкого не даёт способности свободно читать; а выучить русский просто. Это реальность, с которой нельзя не считаться, если, конечно, исходить не из абстракций, а из духовной жизни отдельного человека.

Рисунок А. Маринова

Автор рисунка: А. Маринов

Все эти вопросы можно разумно решить, если решать их из точки покоя, в которой стихли, заглохли обиды. В обиженном, озабоченном сознании всё искажается. Недавно я прочёл в статье очень уважаемого автора, что выражение «поехать на Украину» отражает русское высокомерие, непризнание украинского суверенитета. Между тем, когда складывался русский язык, Украина была именем нарицательным (окраина, пограничье), а страна Украина называлась Малороссией и говорилось: поехать в Малороссию. Стоит прибавить, что Малая Россия означала некогда «Центральная Россия», а Великая Россия – «периферийная Россия». Так это было с точки зрения византийцев, начинавших поездку по Руси с Киева. Сравните в Польше– «Малопольша», во Франции – Иль-де-Франс, «остров Франции».

Потом центр переместился в Москву, и «Великая Русь» стала мыслиться как почётное звание. Малороссияне обиделись на недостаток почёта и выбрали как самоназвание «Украина». Но Украина, окраина, требует предлога «на». Если хотите предлога «в», давайте вернёмся к Малороссии. Я думаю, что признак зрелости нации – освобождение от комплекса неполноценности и болезненной обидчивости. Но пока что амбиции играют слишком большую роль в политике Киева.

В больших городах (и в России, и на Украине) возникает какой-то новый народ, какой-то клубок духовных движений. Меня подхватывали такие волны, идущие из Франции и Индии, Германии и Японии, из романов Достоевского и с икон Рублёва. Всё это я как-то усваивал, записывал свои мысли и создавал свою маленькую волну, и эта волна опять кого-то подхватывала. Думаю, что ничего имперского в этом нет, а есть нормальная жизнь глобальной культуры, имеющей много центров и ни одного безусловного центра.

Крушение претензий Старшего брата не имеет ничего общего с естественной перекличкой культур. Эта перекличка между Россией и Украиной опирается на долгую традицию. Творчество Григория Сковороды и философия серебряного века, по-моему, составляют одну линию, одну серию попыток ввести в современный обиход сокровища византийской мысли, оставшейся без прямых наследников.

Какова бы ни была юрисдикция украинских церквей, вся культура восточного славянства уходит корнями в Византию. Можно не принадлежать ни к одной церкви (я лично человек нецерковный), но чувство общего наследства заложено в культуре, и я не могу не думать о возможности современного использования византийского духовного опыта встречи культур.

Я убеждён, что препирательства между Киевом и Москвой – это следствие помрачения разума, охватившего массы и подогреваемого демагогией. А при ясном взгляде на вещи Россия и Украина – неизбежные партнёры в общем духовном деле.

Григорий Померанц. Из газеты «Радикал»

Ещё в главе «Жизнь - слово - дело»:

Неслиянно и нераздельно

Пролегомены к курсу практической теории. Прекращения конца света

Елена Пудовкина. «Спаси меня, Господи, ибо вокруг...»