Непустеющий дом
Вероятно, одним из первых, если не самым первым, нащупал Фёдор Михайлович Достоевский ту болевую точку, которой суждено было разрастись, захлестнуть Россию такой болью, что теперь уж почти и не ощущается, ибо живого места почти не осталось – притерпелись.
Великий пророк извлёк на свет Божий ставшую менее века спустя национальным бедствием проблему бездомовья, бесприютности, утраты корней и основания для каких бы то ни было нравственных ценностей – то есть то, что мы сегодня назвали бы люмпенизацией населения. Проблему умножения тех, кому нечего терять, кроме своих цепей, у кого, следовательно, нет ничего святого, ибо неоткуда ему, святому-то, взяться.
«Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своём, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут». Это в какой-то степени характеризует обстоятельства жизни самого Достоевского.
За исключением детских лет, а также периода каторги и ссылки, писатель вплоть до 1872 года, то есть до пятидесяти лет большую часть жизни проводил в Петербурге, который он не любил, находил искусственным и противоестественным, болезненным и фантастическим, почти фантомным. Оттого и герои его «петербургских» романов живут в искажённом, патологическом мире, заполненном грязью, пылью, слякотью, дурными запахами. В этом мире, как правило, либо сыро и холодно, либо жарко и душно. В этом мире львиная доля событий происходит именно на мостовой или же в кабаках, притонах и проч.
И жильё здесь – всё, что угодно, только не Дом. Оно ненормально, изломанно, уродливо – и подчас несёт на себе вполне зримую печать этого уродства: комната-гроб Раскольникова, асимметричная, с безобразно длинным острым углом комната Сонечки, проходная комната Мармеладовых, мрачный дом Рогожина, имеющий физиономию «всей рогожинской жизни» и тому подобное. В этих непрезентабельных закутках, путь к которым обычно лежит через тёмные ненадёжные лестницы, нельзя нормально, благополучно жить, зато здесь очень «сподручно» скандалить, вынашивать и осуществлять преступные замыслы, кончать жизнь самоубийством...
Между тем память Достоевского хранила образ собственного детства, в котором были и дом, и земля, и деревья – в родовом селе Даровое недалеко от Москвы. Приблизительно за полгода до появления главы «Земля и дети», в том же Дневнике писателя 1876 года, он бережно вспоминает эти впечатления: «На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего десять лет от роду, мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое; но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства.
Мне припомнился август месяц в нашей деревне: день сухой и ясный, но несколько холодный и ветреный; лето на исходе, и скоро надо ехать в Москву опять скучать всю зиму за французскими уроками, и мне так жалко покидать деревню.
Я прошёл за гумна и, спустившись в овраг, поднялся в Лоск – так назывался у нас густой кустарник по ту сторону оврага до самой рощи. ...Я весь погружён в моё дело, я тоже занят: я выламываю себе ореховый хлыст, чтоб стегать им лягушек; хлысты из орешника так красивы и так непрочны, куда против берёзовых. Занимают меня тоже букашки и жучки, я их сбираю, есть очень нарядные; люблю я тоже маленьких, проворных, красно-жёлтых ящериц, с чёрными пятнышками, но змеек боюсь.
Впрочем, змейки попадаются гораздо реже ящериц. Грибов тут мало; за грибами надо идти в березняк, и я собираюсь отправиться. И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ёжиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка: впечатления эти остаются на всю жизнь».
Жизнь Достоевского в Петербурге протекала главным образом в квартирах, нанимавшихся на короткий срок. Как-то в письме он признался: «Мне нестерпимо скучно жить. ...Пишется ужасно дурно. ...Что за цыганская жизнь, мучительная, самая угрюмая, без малейшей радости...»
Однако в 1870-е годы жизненные обстоятельства писателя меняются. Увеличивается семья, рождаются дети, и их надо вывозить на свежий воздух – хотя бы только для здоровья. Но Достоевскому, скорее всего, хотелось большего, хотелось, чтобы и у его детей было то, что наполнило смыслом его собственные детские воспоминания. Чтобы было у них своё «Даровое», свой сад, свой лес, свой Дом. Поэтому в 1872 году в его жизни появилась Старая Русса – маленький городок Новгородской губернии.
Не сразу понравилось в Старой Руссе. Не сразу нашли дом, в котором и суждено было жить, – небольшую дачу на окраине города на берегу речки Перерытицы. Да и его поначалу снимали и только в 1876 году, после смерти владельца, выкупили. Это был первый собственный дом Достоевского – единственный Дом, который он сам выбрал для себя и для своих детей не только по необходимости иметь крышу над головой.
Дети Ф. М. и А. Г. Достоевских: Люба, Федя и Алёша
После смерти Достоевского вдова его, Анна Григорьевна, фактически организовала в доме музей, сохранив в неприкосновенности кабинет писателя. До последних своих дней она заботилась о сохранности дома. После революции и дом, и вещи передавались из одних рук в другие. И вот что интересно: во время Великой Отечественной войны Старая Русса была почти вся разрушена, но дом Достоевского каким-то чудом уцелел – даром что деревянный.
Что только не устраивали в нём после войны – контору, библиотеку, музыкальную школу... Однако уже тогда, в полуразрушенном городе, энтузиасты начали собирать старинные вещи, мечтая о будущем музее. Экспонаты хранили на частных квартирах. Жители города – рушане – с трогательным и подчас наивным рвением несли всё, что могли, – сплошь и рядом предметы, к Достоевскому отношения не имеющие. Известен даже случай, когда мальчишка-школьник притащил неолитический каменный топор.
Мемориальный Дом-музей Фёдора Михайловича Достоевского был открыт только в 1981 году. По решению ЮНЕСКО это был год Достоевского. А с 1986 года в этом музее ежегодно в конце мая стали собираться международные конференции, посвящённые Достоевскому, – Старорусские чтения. И вот тут-то началось нечто необычайное. Нет, конечно, и домов-музеев, и конференций более чем достаточно.
В том числе и тех, что связаны с Достоевским. Но именно здесь возникла удивительная атмосфера, когда совершенно разные и подчас малознакомые люди встречаются как родные. Почтенные профессора приезжают со всего мира, не убоявшись того, что в единственной гостинице города почти нет номеров с удобствами. В одной комнате ведутся высокоинтеллектуальные разговоры, а в соседней мирно кипит самовар, и чай с вареньем, по меткому выражению одной из постоянных участниц чтений, здесь предлагают от имени Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны. Как будто хозяева просто отлучились.
Иллюстрации из альбома «Ф. М. Достоевский в Старой Руссе». Автор фото: В. Мельников
Всё исполнилось, Фёдор Михалыч,
Всё свершилось – и оптом и врозь.
Только то, о чём страстно мечталось, –
Вот единственно, что не сбылось. (Ю. Ким)
Сложилось ли так благодаря директору и сотрудникам музея? Да, безусловно. Но и благодаря Фёдору Михайловичу и Анне Григорьевне тоже. И благословенной старорусской земле. И совершенно особенной обстановке Дома, который стал без преувеличения своим для всех постоянных гостей. Раз туда попавший каждую весну испытывает тревогу: вдруг случится что-то такое, что помешает приехать вновь? Мысль эта переживается как настоящая драма – так, как если бы действительно не пускали домой.
Так или иначе, а дом остаётся Домом – живым, родным, тёплым. В нём утрачивается ощущение грани между веком нынешним и веком минувшим. И отчётливо понятно, что так может и должно быть. Много ли осталось их – таких вот связующих ниточек, на которые нанизываются звенья русской культуры – прошлое, настоящее, будущее.
Вечное...
Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:
Непустеющий дом