Не должен уйти питекантроп...
В мастерской старого художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина (помните его чудесные иллюстрации к «Маугли» Р. Киплинга?) хранились большие листы – цветные копии фресок с изображениями бизонов, выполненными древним человеком на стенах и потолках пещер Альтамиры. Эти фантастические, прекрасные изображения мы уже неоднократно видели во множестве статей и книг об искусстве палеолита. Но в тот вечер мы осознали истинную ценность древнейших на нашей земле шедевров.
Перебирая большие картоны, художник сказал: «Так уже не сможет нарисовать никто и никогда. И если бы я мог верить в небесных пришельцев, им бы я приписал и бизонов Альтамиры, и фрески пещер Нио, Трёх братьев, Ляско и Фан де Гом».
Множество раз потом видел я эти изображения в разных изданиях. Но лишь скопированные великим мастером (вынесшим на картоны из толпы умирающих быков тех, что изображены в особых, божественно реалистичных и динамичных позах), именно они потрясают. И неземным совершенством формы, и неземной выразительностью поз, и взрывным, космическим динамизмом, который, может быть, способно дать только поражение животных небесным громом.
Теперь я умею назвать их тысячелетнюю тайну – совершенство сигнальных Релизерных Схем! (О них – позже.)
Это не просто совершенный и точный образ. Это Сверхобраз. Это Высшая Магия Образа. Его первозданная и бездонная глубина, его первооснова, воспоминания о которой тлеют и клубятся в безднах нашей тысячелетней души...
Неандерталец, приносящий цветы
Меня потрясли раскопки захоронений неандертальцев в Северном Ираке. Там были обнаружены их погребения необычной сохранности. Спорово-пыльцевой анализ показал, что останки неандертальцев при погребении были покрыты венками и букетами цветов, ветвями хвойных деревьев. И что потрясало больше всего – и цветы, и ветви эти люди приносили издалека, а не рвали, подобно современным homo sapiens, тут же на месте, рядом. Боже! Спаси и защити нас, грешных! – потомков этих первобытных людей.
Я думал о том, как добрые синантропы сидели у своих первых костров и их мудрые старики обучали молодых тайнам и этике древней жизни. Я был уверен, что стать хищником человека заставили холодные снежные зимы, эпоха гигантских оледенений и жизненная необходимость нечеловеческого напряжения сил для овладения миром. Ведь человек уже был не только биологическим существом, но и носителем новой формы движения материи – социальной.
Энергия его исторического развития была гигантской, и она требовала энергетически совершенного топлива. Таким топливом и в холоде и в битве мог быть только животный мир. На обезьяньей растительно-фруктовой диете хорошо жить в тёплых тропических странах с бесснежными зимами.
Как профессиональный этолог, изучив книгу Конрада Лоренца об агрессии, я был не согласен с ним. Я считал, что инстинкта агрессии нет ни у животных, ни у человека. Агрессия – лишь ответ на невыносимые условия жизни. Вся жуткая панорама агрессивности животного царства – чудовищная ложь.
А что близко к истине? Человек сначала истребил миллионы копытных, птиц, рыб, разрушил многие естественные связи животных со своими ландшафтами, а потом их отчаяние изобразил как врождённую агрессивность животного мира вообще.
Аргументов в пользу моей точки зрения у меня было множество. Я изложил их в цикле работ. Главный вывод звучал так: практически все, даже самые активные, хищники (рыси, львы, россомахи) в дочеловеческие века были либо падальщиками, либо санитарами. Они сопровождали бесчисленные стада животных, жили на берегах водоёмов, переполненных рыбой и птицей, или подкарауливали стаи и стада мигрирующих и кочующих животных (а тех было так много, что всем хищникам планеты с избытком хватало ослабевших, умирающих и уже павших).
Даже волк – олицетворение хищника, устраивающего загоны, – стал активным преследователем своих жертв лишь на наших глазах, и то преимущественно в критическое для него зимнее время. Летом волк намного тише собаки, нередко промышляя и лягушкой, и мышью, и птичкой, практически не трогает крупного здорового зверя.
Мой собственный опыт этолога убеждал меня в том, что зло, так потрясающее нас в человеке, насквозь социально. Оно – порождение человеческой мысли наших непомерных стремлений к обладанию и власти. Ни того, ни другого нет у животных.
В нервной системе животных, в том числе и человека, хранятся многие древние программы поведения или их осколки, когда-то выведенные из-под давления естественного отбора
Их инстинкты всегда светлы и всегда мудры. Даже пауки размножаются, плодятся осенью, причём лишь тогда, когда в их бесконечные сети, развешенные на деревьях и в пожухлой траве, летят уже отплодившиеся жертвы, исполнившие свой родительский долг, – оболочки. Так мудро поступает Природа.
Я убеждён в том, что наши понятия «звериная сила инстинкта», «тёмная сила инстинкта» – всё та же коварная ложь, сотворённая в своё оправдание человеком как основным убийцей в природе. Убийцей собственных собратьев и миллионов чужих – братьев меньших.
Подумайте, как редки войны среди зверей – лишь исключительно редкие схватки волчьих стай, кланов у крыс, да и в них слишком часто повинен сам человек, отнимающий у них и их законную пищу, и их землю. Страшные войны – социальное зло, изобретение самого человека. Тюрьмы, инквизиция, пытки – где это всё у животных?!
Итак, что такое релизерный мир?
Под релизерами, в широком смысле этого слова, понимаются природно, генетически или исторически предопределённые сигнальные элементы объектов и явлений живой и неживой природы, которые способны вызвать у других организмов реакцию симпатии или влечения (иногда наоборот – реакцию антипатии или отталкивания), предопределённую совместной историей их развития или естественным (социальным) отбором.
В нервной системе животных, в том числе и человека, хранятся многие древние программы поведения или их осколки, когда-то выведенные из-под давления естественного отбора. Вся история их последовательных и многократных ступенчатых изменений хранится и как бы интегрирована в нас. Это и есть наша сигнальная врождённая Релизерная Матрица – матрица-программа симпатий и влечений. Потому-то так сложен, обширен и многолик мир непредсказуемых сверхстимулов, сверхмощных релизерных (сигнальных) схем.
Этот мир составляет неистощимый фонд наших возможностей и эмоций. В нём скрыта и глубочайшая тайна влечения человека – его гигантский талант изобретения музыкальных созвучий. Тех божественных мелодий, которые переполняют мир.
Как может безмерно, до высочайшего напряжения и восторга, до высочайших трагедий из неведомых глубин нашего естества, души, мозга и сердца быть исторгнут несуществующий и никогда не существовавший на земле мир музыкальных созвучий? Откуда, из каких бездн живого существа или бездн мироздания появляются эти звуки? О чём вспоминаем мы, когда, окутанные облаком великолепных духов, вдруг говорим: это нравится, это прекрасно, а это нет? Разве встречались мы в этой жизни хотя бы с малой толикой этого океана оттенков возбуждающего нас аромата?
Много лет назад, в конце 70-х годов, в лекциях для студентов я утверждал: «Всю человеческую культуру в конечном счёте можно определить как неустанный поиск, погоню за Сверхстимулами».
Итак, релизерные системы бесконечны. Какие-то классы их едины для целых гигантских пластов жизни. Другие весьма специфичны. У каждого вида, в конечном итоге у каждого человека, а иногда и на разных стадиях его возрастных и ситуационных состояний, может быть свой индивидуальный (врождённый и/или автоматизированный подсознательный) релизерный мир – его родовая релизерная матрица.
Релизерные механизмы эмоционально ослепляют нас. Они влекут, поглощают наше внимание с необоримой силой, просто высвечивая то, что есть сущность нашего релизерного мира. Нас возбуждают важнейшие световые точки (элементы) высших мистических огней – сущность Мира. Они – великие сокровенные логики нашего и внешнего Мира, их информационно значимые опорные звенья. И весь остальной мир, и мир целостных образов и сторожевых, охранительных механизмов становятся в эти мгновения не столь важными, отстраняются нашими эмоциями на задние планы.
Вся история этих программ – последовательных, многократных и ступенчатых изменений заключена, как бы интегрирована в нас. Это и есть наша сигнальная врождённая релизная матрица – матрица-программа симпатий и влечений
Инстинктивные релизерные сигналы мы, как правило, переживаем очень эмоционально. И, наоборот, к неисчерпаемому множеству условных рефлексов, рефлекторных связей и мы, и наши братья меньшие относимся бесстрастно.
Сколь бы преобразованной, изменённой ни стала человеческая культура, элементы этого мира и этой культуры человек всегда конструирует в соответствии со свойствами и требованиями системы своих глубинных образов и влечений. Мы любим и изобретаем, нам нравится преимущественно то, что нас волнует, пугает или воодушевляет. И всё, что мы строим, рисуем, поём, играем – творим, всегда и везде, есть бесконечно преобразованный, транспонированный и трансформированный в тысячи символических образов и элементов релизерный мир наших влечений, мир нашей древней природы и наших инстинктивных программ.
Как бы совершенен ни был человек, в какие бы глубины ни спускались его мятущиеся душа и интеллект, в какие бы выси ни поднимался он через тысячи и миллионы прозрачных вуалей – пластов исторических культур, всегда будут светиться, вдохновлять и волновать человека огоньки, священное зарево его глубинных релизерных схем.
Когда-то Конрад Лоренц составил маленькую схему-картинку, на которой он изобразил симпатичные головки детёнышей: птицы, зайца, собаки и человека. Учёный хотел этим рисунком проиллюстрировать общие универсальные принципы, признаки, вызывающие наши родительские чувства: нежность, симпатии и желание защитить, охранить маленькие беззащитные существа. Такими общими признаками – релизерными элементами – оказались: увеличенные размеры головки, её округлость, сглаженные острые углы, удивительная выразительность детских огромных глаз и многое другое.
Эта схема обошла все учебники мира, привлекала внимание, вызывала раздумья. Однако сегодня она способна потрясать. Если представители разных отрядов млекопитающих, эволюционно разделённые между собою гигантскими потоками бесчисленных форм и ступеней исторического развития (зайцеобразные – зайчонок, хищные – щенок, приматы – ребёнок), и даже двух классов (млекопитающие и птицы) имеют сходные, практически идентичные схемы релизерных матриц – это значит, что релизерный сигнальный мир обладает невообразимой древности Единством (инвариантностью) сигнальных программ.
Мир образов и чувств, мир сигнальных движений, окрасок и форм – осьминога, слона, птицы и человека, при всём бездонном их разнообразии, при всех безднах их исторического несходства несёт в себе это Высшее Единое – Единые Образы и Единые Планы. Эти Высшие Планы в равной мере охватывают и мир признаков всех общающихся между собой живых существ, с одной стороны, и мир признаков всей внешней по отношению к животному царству остальной живой (растения) и неживой (скалы) природы – с другой.
Образы этого мира, его отдельные блоки, элементы, атомарные микроструктуры, его отдельные признаки и планы (жизненно важные для всего живого и каждого отдельно взятого вида) весьма специфичны, так же как весьма специфичны особи. Всё это было замечено эволюцией, избрано из тотальной картины мира, подчёркнуто, введено в глубинные программы животных, а потом и самого человека. Введено в формах волнующих, привлекательных (или, наоборот, отпугивающих), сигнальных релизерных элементов и схем.
Да, животные истинно воспринимают друг друга и весь окружающий мир через призму, через механизмы конкретных релизерных схем и их прототипов (иногда архетипов – по К. Юнгу). Они способны истинно любить и взволнованно воспринимать сигналы друг друга и сигналы самой Природы, часто воспринимать тайно, невидимо, неощутимо для самих себя. Беркут приходит в неописуемый восторг, увидев прекрасное место и лучшую в мире скалу для гнезда в этой Зелёной Долине. Он радуется, счастлив, ликует, потому что это волнующее и прекрасное – экологически оптимально.
Это прекрасное, равное экологически оптимальному, вошло в нас через глубины геологического времени, стало нашей собственной сущностью и нашей Природой через систему релизерных стимулов, маркеров, сигнальных огней-освободителей. С их помощью сама Природа, сама Эволюция высвечивают лучшие и святые свои элементы, свои святые места. Там, где нас потрясает гармония и красота, там, где внезапно вспыхивает и поёт наше сердце, – там экологически благословенный для нас край и уголок. Там изобилие и защита. Так рассудила Природа-Мать. Так расставила она на нашем пути эти священные охранительные огни.
Итак, прекрасное, красота с позиции релизерных схем – это зарождающееся в изначальных безднах животной жизни особое свойство, способ обозначения, высвечивания экологически (жизненно) оптимального для нас мира.
И, наконец, совершенно особое, что и открывает дверь в новую бездну потрясающих нас единств животного и человека, всего одухотворённого мира Земли. Девочка подходит к лукошку, нередко она мгновенно находит и выбирает своего котёнка. И когда это крошечное существо вырастает, вступает в пору физического и психологического расцвета, нас потрясает и физическое, и – что самое главное – психологическое сходство животного и хозяйки. Мир этих фактов с давних времён бездонен. Но для нас эта величайшая из тайн природы сегодня открыта. Точнее, здесь две Великие Тайны.
Первая – поражающее единство сигнальных релизерных схем, по которым девочка почти мгновенно и бессознательно определяет своё природное родство, внешнее и психологическое тождество с крошечной кошкой. Но главная тайна другая. В этой невообразимой бездне, разделяющей человека и кошку, таятся не только элементы (атомы, блоки), определяющие сходство морфологических структур (форм, элементов внешнего облика).
Главное (оно достаточно мистично) то, что через эти эволюционные бездны проносится генетическое сцепление сходных (тождественных) элементов формы с одними и теми же (тождественными) психическими свойствами. Потрясает не только похожесть обликов, но и похожесть (идентичность) психики этих фантастических двойников (человека и кошки). Их логическое, функциональное тождество.
Глубинная тайна – создание природой бесчисленного, но потенциально, видимо, конечного числа морфо-психологических атомов, элементов, блоков, из которых Природа, как из великого набора мозаики, складывает, творит одухотворённые сонмы жизни – живые, психически одарённые существа.
Что такое люди-двойники? Рождающиеся в разные эпохи, на разных континентах и даже в пределах разных больших рас? Это и есть чудо многократного тождества программы сборки животного, человека из «стандартных» блоков морфопсихических элементов, одухотворённых высвобождающей мощью Релизерных Схем.
Голос Генома, или о релизерном мире человека
Что такое любовь, любовь с первого взгляда? Любовь – это Голос Генома (совокупности генов). Почему генома? Потому что релизерные элементы, в конечном счёте определяющие вспышку наших чувств, – элементы нашего облика: наши ресницы, глаза, веки, уголки губ, пальцы, тембр голоса, пластика нашей мимики и движений – всё это внешние сигнальные структуры, маркеры, манифестанты наших физиологических, психологических, в конечном счёте родовых генетических свойств, Родовой Генетической Матрицы.
Когда нас внезапно пронзает молния неожиданных чувств, это значит, что природа посылает нам генетически комплиментарного партнёра. Она как бы поддерживает, благословляет наш брак. Но хочу сказать о другом. О глубинных планах и «коварстве», «шаловливости» Природы, а более серьёзно – о грандиозности и сверхсложности её программ и моделей.
О сложности и противоречивости самой сущности человека. Мы лишь нащупываем первые тропинки в гигантский мир плюрализма, безмерно расширяющий и усложняющий наш взгляд на мир и самого человека. Мы ещё не в силах, не можем, а иногда с поразительной яростью отказываемся мыслить категориями этого усложнённого мира, требуем элементарных, однозначных, а следовательно, как правило, и ложных решений.
Мы можем безумно влюбиться в цвет глаз, в тембр голоса, в божественную пластику и совершенство движений любимого человека, в чудесную красоту его рук, затылка, спины. Всё это и ещё многое другое избирает, подчёркивает в нас Природа своим творческим оком. Так она творит наше божественное совершенство. Через наши часто безмерные страдания и через любовь Она создаёт совершенного человека, отбрасывая посредством человеческих антипатий, отвращения и тревоги всё, что отжило свой век, что было или стало ошибкой, в том числе и многие выражения зла в нашем облике, наших движениях, в наших душах.
Релизерные сигналы, имеющие инстинктивную природу, мы, как правило, переживаем очень эмоционально. И, наоборот, к неисчерпаемому множеству условных рефлексов, рефлекторных связей и мы, и наши братья меньшие относимся бесстрастно
Однако не всё, называемое нами злом, – Зло. Ибо и в это, как и обычно размытое у человека, неопределённое понятие-слово, как в Вавилонском столпотворении, мы свалили слишком многое. В человеческом зле может таиться и невероятная гибкость мысли (так называемая хитрость), и невероятная, пугающая нас физическая и духовная сила, и многое другое.
Да и мы сами (вместе с Матерью-Природой) всё ещё как следует не разобрались в своих представлениях, мыслях и чувствах. У женщин и теперь ещё вдруг мелькнёт то мода на квадратные подбородки, то на сверхмощную мускулатуру, а то и ещё на что-нибудь тайное, неведомое наивному взгляду. Автор подозревает, что и здесь не обходится без лукавства и тайных проказ Природы-Матери. Просто мы слишком многого ещё не знаем и не подозреваем.
Управляя нашей любовью, природа создаёт целые релизерные классы людей, нередко очень различные между собой. Объединяя людей в эти классы, она подчёркивает сущностное различие их релизерных схем. Всматриваясь в человеческие лица, особенно супружеские пары, мы, не оценивая их красоту трепетом наших собственных чувств, почти всегда можем сказать: вот эти – идеальная пара, и эти, и эти тоже. Хотя они и не волнуют своим очарованием нас самих.
Хотелось бы обратить внимание на главную идею этой статьи. Природа ещё не решила многих наших проблем. Скорее, она лишь в начале пути по творению Совершенного человека. В своих рядах нередко мы можем встретить и нашего почтенного низколобого предка – живого Питекантропа. Его появление среди нас означает, что его генные блоки ещё не растворены, они циркулируют в потоках человеческих жизней, а идеальные черты совершенного человека в нашем мире пока представляют собой скорее мозаику, чем завершённый канонический образ. Идеальные же образы основных классов, психофизических групп современных людей создают (собирают) для нас как образцы скорее художники или скульпторы.
В соответствии со своими родовыми релизерными матрицами они, как правило, бессознательно в бесконечных людских потоках аккумулируют рассеянные в толпе, в облике отдельных людей специфичные для каждого релизерного класса совершенные блоки и в конечном счёте создают идеальный образ (Юпитера, Юноны, Аполлона, Геракла). Увидев эти образы, человек обыденный словно раскрывает для себя великую тайну и вслед за художником, но уже сознательно, может избрать идеал в качестве действенного ориентира своего поиска и собственной судьбы.
Почему мы можем с одинаковой страстью любить нередко очень разных людей? Потому что в силу закона мозаичности и сами можем входить одновременно в несколько релизерных классов. Что есть неразделённая любовь? Нередко это наша неосознанная генетическая мечта войти в иной или даже более высокий класс. Иногда (о, печали этого мира!) – это затаённая мечта о спасении когда-то поражённой несчастьем родовой системы. И многое, многое, ещё неведомое...
Собственный жизненный и духовный опыт, внутренний голос говорят мне: «Да не уменьшатся печали и разноголосицы этого Мира!» Ибо в многообразии наших ликов, в бесконечной разноголосице наших душ – истинное богатство и устойчивость нашего бытия. Печален уход наших предков. Для меня печален и грядущий уход Питекантропа, живого милого Неандертальца. Я знаю, что ещё множество добрых и чистых душ готовы искренне и глубоко любить и лелеять древние лики этих людей.
Да будут благословенны женщины наши – средоточие материнства, нежности и милосердия. И древний наш мир прекрасен. Он естественен, как естественен и его человек. И видение того (истребляемого нами) мира Гармонии и Первозданной Красоты глазами и душой нашего далёкого предка – ещё живущего в нас и ходящего по этой оскудевшей Земле – для нас так же бесценно, как и наше собственное устремление в неведомые горние дали.
Мир древнего человека – питекантропа, неандертальца – был по-своему прекрасен и совершенен. Эти люди оставили нам Сверхобразы его – этого мира: божественное стадо божественных бизонов Альтамиры. Мир язычества был ещё прекраснее и ещё совершеннее. Он тоже был искренен и природен. И высшее достижение этого мира, познавшего его человека – бессмертные идеалы «человека физического» – мраморные боги Эллады.
Мир образов и чувств, мир сигнальных движений, окрасок и форм животных и людей, при всём бездонном их разнообразии, несёт в себе Высшее Единое – Единые Образы и Единые Планы
На заре христианской эры были созданы неземной мудрости и красоты фаюмские портреты, как бы несущие в себе начала Христа. Его образа, Образа Нерукотворного Спаса. И неважно, что истинного Спасителя, может быть, и не видел никто. Человек создал этот совершенный образ совершенного, милосердного человека – символ духовности новой эры, символ новой вершины.
В неповторимой многовершинности человеческого бытия в этом Мире и таится главный смысл, основная тайна природы. Не о разрушении древних вершин должно болеть наше сердце. Всю огненную силу своей души, всю зоркость внутреннего, тайного нашего ока должны мы устремить к тому, чтобы в необозримой космической дали увидеть новые недосягаемые вершины и среди них – свою, ещё скрытую во тьме нашего несовершенства и наших ошибок.
Геннадий Симкин, биолог. Из журнала «Общественные науки и современность»
Ещё в главе «Человек - общество - природа»:
Не должен уйти питекантроп...