Народы в волнах истории
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИИ
Предмет социальной истории с точки зрения исторического материализма – прогрессивное развитие производительных сил и производственных отношений от нижнего палеолита до научно-технической революции и дальше. Причиной его не могут быть силы природы, действительно не влияющие на смену формаций. Плавная кривая, проведённая от добывания огня трением до космических полётов, должна отразить эволюцию человечества.
Непонятно только, во-первых, откуда взялись так называемые «отсталые» народы? И почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых, почему наряду с успехами науки и техники утрачивается столько культурных ценностей? И, наконец, в-третьих, почему этносы – создатели древних культур – бесследно исчезли, а те, что ныне конструируют сложные машины и создают искусственный спрос на них, возникли совсем недавно?
Видимо, социальная история отражает прошлое человечества односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции есть множество зигзагов, дискретных процессов. У них есть начала и концы, следовательно, они не имеют отношения к прогрессу и всецело связаны с биосферой. То есть социальная и этническая история дополняют наше представление о происходящем на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».
КРИВАЯ ЭТНОГЕНЕЗА
Во всех исторических процессах от микрокосма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) общественная и природная формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что трудно уловить характер связи.
Это особенно относится к мезокосму – феномену развивающегося этноса или этногенезу, включающему весь процесс от возникновения до исчезновения. Но этнос вовсе не продукт случайного сочетания биогеографических и социальных факторов – в основе он имеет чёткую и единообразную схему. Этносы развиваются в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности.
Тем не менее путём эмпирических обобщений удалось обнаружить возникающие время от времени мутационные толчки. Мутация почти никогда не затрагивает всей популяции. Как правило, мутируют только отдельные относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для появления нового сообщества, которое при благоприятном стечении обстоятельств перерастает в этнос. Обязательное условие этого перерастания – пассионарность (1) членов сообщества. Таков биологический смысл этногенеза.
Посмотрим, как реально происходит постепенное расходование первичного заряда пассионарности. Вследствие исходной для любого этногенеза мутации подвергается изменению генотип особи, в котором появляется признак пассионарности, обусловливающий у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией способность впитывать энергию из внешней среды. Этот избыток энергии формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность.
Наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного толчка) непосредственно в историческом процессе? Разумеется, они обычно ускользают от современников или воспринимаются как чудачество, сумасшествие, дурной характер и т. п. Только примерно через 150 лет уже нельзя не заметить начавшийся процесс этногенеза, набухание популяции пассионарностью и превращение её в этнос.
То есть мы можем отличить видимое начало этногенеза от пассионарного толчка, причём инкубационный период длится около 150 лет. Рассмотрим самые очевидные примеры на хорошо известном материале.
Художник А. Баур
СЛАВЯНО-ГОТСКИЙ ВАРИАНТ
Один подъём этносов имел место во II в. н.э., но только на одной полосе: от Стокгольма через устье Вислы, через Средний и Нижний Дунай, через Малую Азию и Палестину до Абиссинии. Что же здесь произошло? В 155 году до н.э. племя готов с острова «Скандзы» выселилось в низовья Вислы.
Готы довольно быстро прошли до берегов Чёрного моря, создали могущественное государство, ограбили почти все римские города в бассейне Чёрного и Эгейского морей, потерпели поражение от гуннов, двинулись на запад, взяли Рим, подчинили себе Испанию и Италию и открыли эпоху Великого переселения народов.
Южнее вдоль этой полосы во II в. появились памятники, которые мы связываем со славянами. Существовали ли славяне раньше? Очевидно, были какие-то племена, которые синхронно с готами создавали тот праславянский этнос, который византийцы называли анты, древнерусские летописцы – поляне и который положил начало этническому объединению, в результате чего маленький народ, живший на востоке современной Венгрии, распространился от Балтийского до Эгейского и Средиземного морей, захватив весь Балканский полуостров.
Колоссальное распространение для маленького народа! Возможно ли с точки зрения демографии такое быстрое размножение за какие-нибудь 150 лет? Всё очень просто. Было бы много побеждённых женщин, и демографический взрыв обеспечен. А детей праславяне любили и воспитывали в знании своего языка. Так или иначе, но мы точно знаем, что уже в IV в. славяне выступают союзниками гуннов против готов.
Ещё южнее вдоль указанной полосы на рубеже I-II веков племя даков поднялось против Рима и повело жесточайшую войну. Естественно ли это? Ведь Римская империя той эпохи включала в себя не только Италию, но и современную Югославию, Болгарию, Грецию, Турцию, Францию, Испанию, Сирию и всю Северную Африку. И представьте себе, что эдакая махина воюет с одной Румынией, причём Румыния побеждает до тех пор, пока её наконец не задавливают числом.
Сегодня это казалось бы нам очень странным. Странно это было и тогда. И тем не менее факт: даки соперничали с этой махиной, значит, у них появился какой-то мощный импульс, компенсирующий численное превосходство противника.
О, сколь изящны построения ума! Но не вздумай, человече, возводить на них огород свой! (К. Прутков)
Художник Р. Алехандро. «Шаткое равновесие»
ВИЗАНТИЙСКИЙ ВАРИАНТ
Одновременно произошло нечто ещё более важное – возник совершенно новый этнос, проявивший себя впоследствии под условным названием византийцев.
Образовались первые христианские общины. Можно возразить, что это, мол, не этнос, а просто единоверцы. Но этнос – это коллектив, противопоставляющий себя всем остальным и отличающийся стереотипом поведения. Христиане, люди разного происхождения, твёрдо противопоставляли себя всем остальным: мы – христиане, а вы все – нехристи, язычники, по-старославянски – языцы, а греческий аналог – вянски – этносы. Так христиане отделили себя от всех этносов Ближнего Востока.
Как проводил день нормальный римлянин, или грек, или сириец римской эпохи? Утром вставал с головной болью от вчерашней попойки – независимо от достатка, потому что бедняки норовили пристроиться к богатым в качестве подхалимов (их называли «клиентами»), – пил разведённое водой лёгкое вино и закусывал, затем по утренней прохладе шёл на базар узнать нужные ему сплетни.
Когда становилось жарко, он шёл домой, устраивался в тени, ел, пил и ложился спать. Вечером он вставал, посещал бани, где опять же узнавал новости, и, взбодрённый, шёл развлекаться. В Антиохии, Александрии, Тарсе, не говоря уже о Риме, было где поразвлечься: танец осы (древний стриптиз), выпивка и прочие удовольствия – за весьма умеренную плату. Потом он сам доползал или его доставляли совершенно пьяного и расслабленного домой, и он отсыпался. А на следующий день то же самое. Пока не надоест.
Кому-то и надоедало – сколько можно? И вот те, кому надоедало, искали занятие, которое наполнило бы жизнь смыслом, целью и интересом, а это было очень трудно в Римской империи II и особенно III века. Заниматься политикой? Рискованно. Наукой? Философией? Не все способны. Кто мог, тот занимался, но надо сказать, что с наукой тогда было примерно так же, как у нас сейчас: работаешь посредственно – тебя все хвалят и даже награждают, но сделавший открытие имел все неприятности, которые можно было устроить в древнем мире. Кроме того, человек, занимавшийся наукой, был в общем одинок. Что ему было делать? Выпить да сходить стриптиз посмотреть, чтобы утешиться. То есть вернуться к тому, от чего он ушёл.
А тут, понимаете, оказывается, что существуют общины, где не пьянствуют, где никакой свободной любви, где люди сходятся и беседуют. О чём? О том, чего он не знал: о загробной жизни. Боже мой! Да ведь каждому интересно, что после смерти будет. «Ах, вы, оказывается, знаете, так расскажите!» Христиане первых веков были талантливыми и опытными пропагандистами, рассказать и увлечь своими идеями они умели. Подобные увлечения приносили неприятности: император Траян издал закон, запрещающий все общества – и тайные, и явные.
Даже общество пожарников было запрещено. Христианские общины рассматривались как тайные общества – собираются по вечерам, что-то делают, о чём-то говорят и чужих на свои собрания не пускают. Поэтому приказано было их казнить.
Желающих донести на ближнего в Римской империи было более чем достаточно. Хлынул такой поток доносов, что испуганный Траян распорядился казнить христиан только на основании личного признания, а на анонимные доносы внимания не обращать. К удивлению Траяна и римских прокураторов обнаружилось множество людей, объявивших себя христианами и добровольно принимавших казнь. Возникла опасность, что придётся убить слишком многих толковых и нужных государству людей. Христиане искали смерти, так как в силу своей пассионарной одержимости настолько поверили в бессмертие души и загробную жизнь, что считали мученическую смерть прямым путём в рай.
Не столь сильные пассионарии лояльно служили в войсках и в администрации, торговали, возделывали землю и поскольку не допускали разврата, а строго соблюдали моногамию, быстро размножались. Христианка рожала мужу каждый год по ребёнку, потому что истребление плода во чреве считалось грехом, равносильным убийству. А тем временем язычники развлекались, как это вообще принято в больших городах всего мира, и детей почти не имели. Потом число христиан выросло невероятно, но принципиальность свою они сохранили.
Случилось, например, в Галлии восстание против римских латифундистов. Оно по существу не было христианским, но христиане среди восставших были. А может, и не было – просто прошёл слух, что христиане поднялись против помещиков-язычников. Для подавления направили один из лучших и самых дисциплинированных легионов империи – десятый Фиванский, в котором служили как раз христиане.
В то время в римской армии восстания случались постоянно, регионы бунтовали запросто. Но эти не восстали! Просто 40 тысяч человек отказались подчиниться приказу и стрелять в единоверцев, хотя знали, что за это полагается децима́ция – казнь каждого десятого. Что ж? Отрубили каждому десятому голову. «Пойдёте воевать?» – «Не пойдём!» Ещё раз через десятого... И ещё... Весь легион без сопротивления дал себя перебить. Они не нарушили присягу, но и не пошли против совести. Есть такой церковный праздник – «Сорок тысяч мучеников» – это в память о десятом Фиванском легионе.
Но преследования не могли спасти империю от увеличения числа людей нового склада, правдоискателей. Они заполнили администрацию, воинские части, суды, базары, сёла, перехватили мореплавание и торговлю, оставив язычникам только их храмы. Римское мировоззрение, а вместе с ним и римляне уступили место новому этносу, сложившемуся... из кого? Там были все кто угодно.
Принято считать христианство религией рабов, что фактически неверно. Многие христиане принадлежали к верхам римского общества. Это были богатые, знатные, культурные люди.
Во время междоусобицы начала IV века после отречения императора Диоклетиана схватились между собой его преемники – Константин и Максенций. Максенций стоял в Риме, да и войск у него было больше. Но Константин пообещал христианам веротерпимость и повесил на своём знамени крест вместо римского орла. С этим событием связано много легенд, но факты таковы: небольшая армия Константина разгромила огромную армию Максенция и заняла Рим. Позже армия Константина разбила также существенно превосходившую её численностью языческую армию Лициния, владевшего восточной частью империи. Не будучи христианином, Константин тем не менее позволил своим детям креститься – и христиане оказались во главе империи.
А воины-христиане знали, что это их война, что они идут в бой за своё дело, и сражались с удвоенным рвением – не только как солдаты, но и как сторонники партии, которую защищали. Овладевшая их умами идея толкала их на смерть; толкала, естественно, только пассионариев: инертных людей никакая идея не толкнёт.
Язычество защищали выдающиеся люди – философы Плотин, Порфирий, Прокл, Либаний, Ямвлих, Ипатия. По таланту они ничуть не уступали отцам церкви. Но идея защиты язычества никого никуда не толкала. Мученики и фанатики, пассионарность которых была в «перегреве», сплотили вокруг себя умеренных пассионариев и победили.
Удивительно, не правда ли? Победа была одержана через гибель!
Лев Гумилёв
Дайджест по публикации в журнале «Диалог»
***
1 - Пассионарность – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление, чаще неосознанное, к деятельности, направленной на осуществление какой-либо часто иллюзорной цели, которая представляется пассионарной особи ценнее собственной жизни и тем более жизни и счастья современников и соплеменников.
Ещё в главе «Времена - народы - мир»:
Народы в волнах истории