Мысли о духовной жизни о познании Бога
Эти мысли православного священника о. А. Ильина были вначале напечатаны как самиздатская рукопись. Позднее они были опубликованы в «Вестнике русского христианского движения» за рубежом. Прочтите их, уважаемые читатели.
Бог открыл Себя в творении мира. В творении, как в зеркале, отражается сила Божия.
Бога видеть мы не можем, но мы можем видеть Его в Его проявлении в мире.
Истинным состоянием человека должно быть состояние поверженности, тогда Господь вселяется в сердце человека (смиренное сердце).
Люди, которые не отрешились от разума падшего, пропитанного ложью и мраком, не в состоянии познать Бога.
Мир – это капля воды, в которой отражается Солнце – Господь, неизмеримое Его величие.
Люди же земными мерками мерят дела Божественные и потому так страдают.
Все наши попытки познать дела Божии – это только стремление приблизиться к Богу.
Когда они встанут на точку смирения, то эта тягота станет лёгкой, она станет искрой, зажигающей любовь.
Человеческим помрачённым разумом хотим мы познать существо Божие и дела Его, а не всем своим существом – ЛЮБОВЬЮ, СЕРДЦЕМ и ОЧИЩЕННЫМ РАЗУМОМ.
Три ступени служения Господу:
1) всякое земное служение ближним (труд, милостыня, помощь). Подавайте милостыню, но не надейтесь на свои деньги. Мера нашей милости – сколько кто может дать. Пётр-мытарь швырнул хлеб с воза в назойливого нищего (история Петра-мытаря);
2) духовное служение ближним (молитва о них, слово Божие);
3) терпение в скорбях, искушениях, болезнях.
О МОЛИТВЕ
I. Четыре основания молитвы:
1) Чистота жизни – частое покаяние, охранение ума и всех чувств.
2) Добрые дела – сострадание, молитва за ближнего, поддержка скорбящего.
3) Самоукорение – все свои дела считать несовершенными.
4) Смирение – ни в чём не выходить за меру, мера во всём.
Главная задача – читать молитвы со вниманием, влагая ум в слова молитвы. Со временем сердце начнёт откликаться.
Обязательно молиться на ночь, хотя бы десять минут, но со вниманием.
Днём творить Иисусову молитву, пользоваться всяким случаем, когда предоставится к тому возможность.
За всё благодарить Господа: получаем ли мы что, лишаемся ли чего, и за болезнь, и за здоровье.
За всё доброе, что у нас есть, благодари Бога и приписывай его только Богу. А сам человек способен только к доброму, исходящему от Бога, примешивать свой грех. И за это надо укорять себя, а не только за явные грехи.
В домашней молитве нужно вспоминать грехи, но без подробностей. (На исповеди подробности также вспоминать не надо и возвращаться к ним не надо.)
Если какая-то неприятность, помнить, что Господь всегда с нами, всё видит и знает все обстоятельства. Обратись к Нему мысленно – всё пройдёт.
Кто молится с верою, тот никогда не пользуется способами самосохранения и не прибегает к ним.
II. Смысл молитвы.
Если мы хотим охранить себя от вражеского вторжения, надо заботиться, чтобы наше сердце было занято молитвой.
Если во время чтения Евангелия, Псалтыри, молитвы коснулось Слово сердца, остановись – в это время Господь коснулся твоего сердца – это смысл молитвы.
III. Непрерывное общение с Господом.
Высшее причастие (не реже раза в месяц).
Вкушать Господа духом (Иисусова молитва).
Иисусова молитва.
Четыре основания молитвы:
1) Чистота жизни – частое покаяние, охранение ума и всех чувств (не смотреть, не слушать, что не следует, не говорить, когда не спрашивают).
2) Дела милосердия – сострадание, молитва за ближних, поддержать скорбящего.
3) Смирение во всех его видах – это одеяние Божества, в которое Оно укрылось, чтобы стать доступным грешному человеку.
4) Самоукорение – все свои дела считать несовершенными.
IV. Созерцание.
Грех разбил всё существо человека, все его силы враждуют между собой, ум ссорится с сердцем. И это есть источник мучений. Восстановление павшего естества состоит в восстановлении гармонии в человеке. Когда человек до какой-то степени достигнет гармонии, он сможет соблюсти заповеди, наступит для него единение в любви – тогда и вселяется в него Бог.
При созерцании молитвы прошение, благодарение, славословие прекращаются; ум, воля безмолвствуют; душа находится в восхищении. Это уже иная жизнь.
Скорбь. В коллаже использована работа художника А. Яцкевича
ОБ ИСПОВЕДИ
Исповедь слагается из трёх моментов:
1) Познание греха: для этого необходимо зеркало, зеркалом являются заповеди. Новозаветные заповеди являются дополнением к ветхозаветным.
2) Исповедание греха: прежде всего, надо найти главную страсть или бороться с той, которой в данный момент нас борет враг. Страсти между собой связаны как кольца цепи, поэтому, в какой мере будет ослабевать основная страсть, будут ослабевать и остальные страсти.
3) Скорбь и желание исправить свою жизнь. Главная сила в исправлении – благодать, но она действует через человека. Силы кающемуся для борьбы с дьяволом даются через духовника. Поэтому, если человек не раскрывает духовнику своего греха, его борьба бесполезна, так как безблагодатна.
Грехи наши очищаются кровью Христа.
Исповедь – только часть, а главное – это путь исправления.
Отец А. Ильин
Ещё в главе «Земля — человек — небо»:
Кто-то с нашей помощью уже стал миллиардером...
Небо не делится. Оно обнимает всех
Мысли о духовной жизни о познании Бога