Мятущаяся душа

Сюрреалистическое видение нашего воистину сюрреалистического времени предлагает вчерашний график, ныне живописец Эдуард Шагеев. Манеру, в которой выполнены его картины, сравнивают со стилем полотен Дали, Босха, Брейгеля, а также решением иллюстраций Доре к «Божественной комедии» Данте.
Мнения зрителей колеблются от «гениально» до «абсурдно». Художник посягнул на пародию утопии, имя которой «казарменный социализм», «развитой социализм» и т. п. В своей антиутопии он провозглашает (отредактировав Маяковского): «Я к вам пришёл в сюрреалистическое далёко».
На двухметровых полотнах мастера изображены вполне реальные предметы, фигуры, казалось бы, совершенно не сочетающиеся, смещённые в пространстве и времени, они создают гармонию... абсурда. Именно абсурда, истоки которого в сегодняшнем нашем бытии.
Имя заслуженного художника Башкирии, члена Московского Союза художников пока ещё не достаточно широко известно. И это в то время, когда многие музеи мира стремятся приобрести его произведения. Родился Эдуард Шагеев в 1944 году в Омске. Его детство прошло в Уфе. С юности было множество увлечений, но особенно будущего художника влекло к рисованию. Именно поэтому на семейном совете было решено: дорога Эдуарду – в художественное училище.
Поскольку в Уфе такового не было, он поехал в Свердловск. Покинув в 14 лет уютный домашний очаг, мальчик очутился в дощатом общежитии, в комнате на шесть человек. Неуют, холод, вынужденный аскетизм. Стипендии хватало лишь на гороховые брикеты и хлеб.
Выстоять помогла неистовая жажда творить и поддержка студенческого братства. После училища Эдуард поступил в «Строгановку» и успешно закончил вуз. Затем ему удалось получить место оформителя в Торгово-промышленной палате. Всё складывалось более чем удачно: интересная работа, поездки за границу, но... в один прекрасный день он всё бросает и начинает заниматься – весьма небезуспешно – книжной графикой, а позже переходит к станковой графике с её свободой выбора материала, формата и концепций.
Эдуарда Шагеева всегда влекло и влечёт к непознанному. Достичь предельных высот в творчестве – это говорится именно о людях, подобных ему.
Мир художника ярко декоративен и разнообразен в своих смысловых интерпретациях и в то же время полон драматизма. Главная идея – отношение человека к окружающему миру в системе «Человек – Земля – Вселенная». Об особенностях своего состояния он высказывается словами А. Блока: «Боюсь души своей двуликой», как будто бы на одном плече сидит чёрт, а на другом – ангел. Успокоение и осмысление происходящего наступает только во время работы. Его способ создания произведений совершенно оригинальный: не имея изначального замысла, живописец рисует как бы свои мысли – «возрождается», а заканчивая картину, «умирает».
– Ирония, – говорит Шагеев, – позволяет мне определить баланс между драматизмом и релятивизмом, между добром и злом.
Искусство художника, проникнутое любовью и болью за судьбу Отечества, врачует. Будучи своеобразным осмыслением нашей истории и дней сегодняшних, оно как бы проводит корректировку зрения, делает нас зрячими. Не случайно Шагеев не даёт названий своим полотнам, считая это излишним. Прозревайте, трактуйте увиденное по-своему, верьте лишь своим ассоциациям. Раскрепощайтесь же!
«Свобода – это свобода думать иначе, чем все, – говорит мастер. – Думать по-другому».
Наталья Макарова
Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:
Деревня (стихотворение в прозе)
Мятущаяся душа
«Зарплата» должна быть соразмерна «дыре» (или биополитические наставления)