«Мы боимся конкуренции... но только профессиональной»

Из досье фирмы «СОЗВЕЗДИЕ»:
Фирма создана в декабре 1991-го года на средства её сотрудников (обошлись без спонсоров, что само по себе нетрадиционно для становящегося советского капитализма).
Сферы деятельности: реклама, подготовка музыкальных клипов и ТВ-программ.
Активы фирмы:
а) молодость, таланты, энергия сотрудников;
б) работа;
в) проч. ...
Кстати, первая работа – первый успех: ролик «Вентиляторный завод» признан лучшим рекламным фильмом в 1991-м году. Позже была работа над передачами «Остров», «Жемчужина» и «Великолепная семёрка», клипами для Соны, Наталии Гулькиной, Вики Цыгановой и др.
Алексей МИСИН (28 лет), директор фирмы:
– Методы работы нашей компании несколько отличны от общепринятых. Сегодня многие стремятся заработать сразу и побольше, не думая наперёд. Видно, не боятся потерять клиента. Мы же видим в заказчике своего партнёра на перспективу. Не все заказчики могут профессионально сформулировать желаемое, и немалое число их хотят иметь рекламу, похожую на уже виденные образцы, стереотипы.
Корр.: – В общем, «сделайте мне красиво», как говорил один из персонажей Маяковского...
Андрей ЩЕРБАКОВ (23 года), художественный руководитель:
– Примерно так. Этот комплекс трудно преодолеть. У меня лежит пакет нереализованных оригинальных сценариев. Мы стараемся убедить нашего партнёра, что именно нестандартное решение обеспечивает успех. Хорошая реклама – большие деньги.
– И Вы можете отказать даже особенно упорствующему заказчику?
Алексей: Можем. У нас есть своя нижняя планка, за которую не отступаем.
– Даже ради крупной прибыли?
Андрей: Бывает, что желания заказчика настолько расходятся с нашими творческими, да и просто человеческими принципами, что приходится отказываться от работы с ним. Мы – профессионалы – заботимся и о том, чтобы реклама не стала антирекламой. Однажды пришлось рекламировать объединение, ведущее свой бизнес через телеэфир. Когда ролик был смонтирован, заказчик попросил включить в него примерно такую, заметно стороннюю строку: «А ещё вам можем предложить партию немецкой обуви». Это и есть антиреклама. От туризма до пошива на дому – всё в кучу.
Мы себе этого не позволяем никогда. Пусть даже теряем деньги, когда заказчик предпочитает нам исполнителя посговорчивее и попроще. Но согласитесь, приобрести и сохранить нечто большее – творческую свободу – дорогого стоит. В дальней перспективе престиж фирмы и её честь важнее сиюминутной выгоды. К тому же и творческая индивидуальная работа всегда ценится выше стандартизованно-скучной.
– Выходит, вы не боитесь конкуренции? С вашим «лица необщим выраженьем»?
Андрей: Боимся. Но конкуренции непрофессиональной, халтурной.
Алексей: Рынок рекламы заполнен штампованным примитивом. Пробиться сквозь эту «серость» не так-то просто.
– Но вам-то удаётся...
Андрей: Мы могли бы сделать гораздо больше. Говоря без ложной скромности, у нас собрались действительно талантливые люди. Созвездие умов (может, отсюда и название фирмы). Преодолеть инерцию, противостоять невоспитанности вкуса очень сложно. Однако пытаемся. Поэтому и предъявляем к своей работе – будь то рекламный ролик, музыкальный клип, та или иная передача – намеренно завышенные требования.
– Вам не кажется, что в основном сегодня рекламируется то, что многие никогда в своей жизни не приобретут? И это не может не раздражать...
Андрей: Ну, этот вопрос не к нам. Всё зависит от экономической ситуации в стране...
– (И от самого человека...)
– ...а не от того, что нами рекламируется.
– Вы сегодня, думается, многое уже можете себе позволить. А чего вы себе не позволяли никогда?
Андрей: Воровать уже кем-то отснятые кадры, в основном западные. Этот метод, который, к сожалению, широко используется на родном ТВ, называется «нарез». Он эффектен, бросок. Всё чудно, кроме одного: кадры не ваши. Во всём мире за это наказывают. Думаю, и у нас в стране бедлам вольного обращения с авторскими правами скоро кончится... Мы не идём, подобно некоторым нашим коллегам, на сделки с совестью, наживаясь на неопытности заказчиков. Не приторговываем пивом и эфиром. Мне было бы стыдно, работая на ТВ, так делать деньги....
Алексей: Конечно, работай на высоком уровне – и у тебя будет достаточно денег. А всё, что мы снимаем – от начала до конца – оригинальное произведение. Честь фирмы – превыше всего! На обмане можно сделать деньги, но имя – никогда. Рано или поздно обман будет раскрыт. Когда экономика России стабилизируется, бизнес неизбежно станет более нравственным, если можно так выразиться. А пока... К нам через посредника пришёл заказчик. Так вот то, что получил посредник, было втрое – вчетверо больше суммы, полученной нами за заказанную съёмку.
От посредников сложно избавиться. И если мы имеем дело с фирмами, которые заняты производством, а не перепродажей чего бы то ни было, то, к счастью, на такой «мёд» посреднические «мухи» не летят. На Западе есть чёткий процент за посреднические услуги, и его нарушение влечёт штрафные санкции. Когда-нибудь и у нас установится нечто подобное. А пока этот процент колеблется от 10 до 1000.
– Кто ваш зритель?
Андрей: Смотрят те, кому нужна наша информация. А что касается музыки, то это в первую очередь молодёжь. Когда мы выпускали передачу «Великолепная семёрка», ко мне приходили письма в основном от ребят 15-20 лет.
– Традиционный последний вопрос: ваши планы?
Андрей: Лучшие замыслы наши ещё не реализованы. Лучший фильм ещё не снят. Но мы его обязательно снимем.
Алексей: Андрей пробуется в качестве режиссёра программы «Девятка» на ТВ.
Интервью взяла Татьяна Савинова
Ещё в главе «Неравнодушное зерцало»:
«Мы боимся конкуренции... но только профессиональной»