Мой второй отец
Я взял на себя смелость написать первые несколько слов в этой книге не на правах его преемника на посту генерального директора «Алмаза», который Поляшев занимал 17 лет с 1983 по 2000 год. Это право мне дали наши глубоко личные, далеко выходящие за официальные рамки, по-настоящему близкие и на редкость тёплые отношения.
Очень давно, на одном из торжественных мероприятий, проходившем на предприятии, в тосте я назвал Николая Николаевича своим вторым отцом. И увидел раздражение на лицах многих из присутствующих – мол, молодой заместитель подхалимничает перед начальником. Но мне не было в том нужды. Наши отношения уже изначально сложились в ином ключе.
Я познакомился с Поляшевым летом 1991 года. Мне было 27 лет, отец мой давно уже проживал в другой стране. И я совершенно естественным образом, искренне и всей душой потянулся к этому необыкновенному, яркому, харизматичному человеку, который стал для меня и учителем, и отцом, и другом. У нас никогда не было отношений «начальник – подчинённый». Поляшев после ряда достаточно самобытных «проверочных мероприятий» ввел меня в свою семью. Возникло взаимное доверие, которое продлилось целых 17 лет – до самой его смерти.
Мы с увлечением работали вместе и отдыхали, не замечая ни разницы в возрасте, ни разницы в положении. Ничего в наших отношениях не изменилось и в последние 8 лет, когда Поляшев отошёл от официальной деятельности, но по-прежнему оставался моей духовной опорой.
Человек глубочайшей порядочности – он не только никогда не совершал подлостей, но и в мыслях своих не держал зла. Даже матюги в его устах (а поругаться он любил) звучали беззлобно и как-то по-детски. Если он заблуждался, то искренне, и всегда с присущим ему грубоватым юмором мог признать ошибку и исправить её. Заботливый к родным и близким, он не был подобострастен перед начальством и высокомерен с подчинёнными. Не будучи крестьянского происхождения, он был, по моему мнению, хрестоматийным крестьянином – угловатокряжистым, прижимистым, с хитрющими умными глазами, смекалкой и истинной народной мудростью, возводимой им порой до высот философии. Никогда не мелочился, был азартен и жаден до жизни и бескорыстного человеческого общения. Про таких говорят: человек широкой души.
Мне сильно, непереносимо его не хватает. Наверное, это слабость. Ведь не на кого больше опереться. Никто теперь не скажет: «Игоряш! Держись за трубу!» Часто говоря это мне, Поляшев имел в виду «Алмаз», но я-то всегда подразумевал его самого.
Видимо, пришло и мое «взрослое время» – время давать советы, а не просить о них, время помогать, а не просить о помощи, время отвечать, а не задавать вопросы.
Низкий поклон Вам, Николай Николаевич!
Написано Игорем Ашурбейли в Москве 2 мая 2009 года, в день поминовения усопших.
И. Р. Ашурбейли, вступление к книге «Н. Н. Поляшев»
Ещё в главе «Путь к «Триумфу» (2002 - 2009)»:
Заслуженное признание научной общественностью
Российские зенитки защитят небо Вьетнама
Космические войска будут работать на иностранцев
О публичности. Часть профессии руководителя
О четкой и ясной промышленной политике
Майкл Кентский воздал должное «Алмазу»
Лоскутное одеяло станочного парка
Военно-промышленная компания. Новый уровень
Молодёжь и оборонка - на уровень Госдумы
На пути к головному системному конструкторcкому бюро
Проблема роста или полная деградация?
Шеренги китайцев и горстка россиян
Переговоры с президентом «Самсунга»
Освоение рынков вооружений Ближнего Востока
Миллиард долларов. Это только начало
Авиация и ПВО – незнакомые родственники
Зарубежные выставки вооружений и военной техники
И калашников иногда заклинивает
Реальная оценка достойного продукта
С-400 заступила на боевое дежурство
«Кузькина мать» четвёртого поколения
«Алмазу» – 60. Фантастический коллектив!
Юбилейный год - победы и перспективы
Обед с ветеранами. Статус головного
Как избежать срыва? Не торопитесь на ковёр
Мой второй отец
Геополитика и ПВО. Фактор сдерживания
Мишени уничтожены. Оценка положительная
Процессу формирования ГСКБ дана программа
Десант из Госдумы. Удивление сделанным
Работа над С-500 будет завершена в течение 4-5 лет