Мормоны в России

Что такое нетерпимость, всем нам достаточно хорошо известно, как, впрочем, и то, к каким трагическим последствиям она приводит. А терпимость?.. Ведь это, помимо прочего, и понимание того, что каждый человек имеет право стремиться к своим идеалам, если таковые, разумеется, у него есть. Для людей верующих это прежде всего любовь к Богу. Причём каждый из них понимает её в меру своего духовного развития.
Путь духовного устремления одного вовсе не обязателен для другого. Суть не в единообразии – признаке нетерпимости, а в единстве. И права, очевидно, древняя мудрость, утверждающая, что Всевышний встретит искренне верующего на любом из путей, ведущих к Нему...
Вот рассказ об одной из христианских церквей, возникших в первой половине XIX века на Американском континенте, а ныне имеющей своих последователей во многих странах мира, в том числе и у нас.
Золотые листы потаённой книги
История создания этой церкви такова. В ночь на 21 сентября 1823 года юному Иосифу Смиту, жителю штата Нью-Йорк, во время молитвы было видение. Небесный посланник сообщил юноше, что в одном из холмов, недалеко от дома, где жила семья Смитов, в каменном сундуке хранится книга, написанная на золотых листах. Ангел сказал также, что в ней содержится полнота вечного Евангелия в том виде, «как оно было дано Спасителем древним жителям».
В книге излагается история нескольких цивилизаций древней Америки в период с 2200 г. до Р. X. по 420 г. от Р. X. Среди прочего в ней описывается посещение Американского континента воскресшим Христом.
Наутро Иосиф Смит обнаружил в указанном месте листы золотой книги. «Я попробовал было вынуть их, но это было мне запрещено тем же вестником, – повествует Иосиф Смит. – И я снова был уведомлён, что время для извлечения их ещё не настало и не настанет, пока не пройдёт четыре года с этого дня».
Наконец пришла пора достать золотые листы из потаённого места. Небесный вестник вручил их юноше с наказом всеми силами беречь их, пока он снова не придёт за ними. «Я вскоре узнал, почему я получил такое строгое приказание оберегать их, – повествует далее Иосиф Смит... – Ибо, как только стало известно, что листы находятся у меня, были приняты самые невероятные меры, чтобы овладеть ими.
Все замыслы, которые только можно придумать, были направлены к этой цели. Преследование теперь стало более суровым и ожесточённым. Масса людей беспрестанно следили за каждой возможностью овладеть листами. Но, по мудрости Божьей, они оставались в сохранности у меня, пока я не выполнил того, что требовалось от меня. Когда же, как было условлено, вестник пришёл за ними, я вручил их ему».
Историю, поведанную Иосифом Смитом, письменно подтвердили свидетели.
«Да будет известно всем странам, коленам, языкам и народам, к которым дойдёт это писание, что Иосиф Смит, младший, переводчик этой летописи, показал нам вышеупомянутые листы, которые имеют вид золотых; и все те листы, которые вышеупомянутый Смит перевёл, мы подержали в руках и видели также гравировки на них, которые в целом представляют вид древней и искусной работы.
И мы удостоверяем здравыми словами, что сей Смит показал их нам, ибо мы видели и приподнимали их и с уверенностью знаем, что у сего Смита имеются вышеупомянутые листы. В удостоверении сего мы даём наши имена для всего мира, как свидетельство того, что мы видели, и Бог свидетель тому, что мы не лжём». И далее следуют подписи восьми свидетелей.
Перевод этой книги на английский язык Иосифа Смита вышел в свет под названием «Книга Мормона», названной так по имени одного из древних пророков. В соответствии с этим члены вновь образованной Церкви и прозваны «мормонами».
Храм в г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в прошлом и настоящем
Именно такое название официально носит эта Церковь, с самого своего возникновения подвергавшаяся жестоким гонениям. Мормонов ненавидели, боялись и проклинали, их обвиняли во всех мыслимых и немыслимых преступлениях. Спасаясь от преследований, стоивших им многих жертв, мормоны бежали, увозя в фургонах семьи, скудный скарб, хозяйственный инвентарь, плуги и, разумеется, свою священную книгу.
Наконец в 1847 году скитания привели их в долину Соляного озера, вокруг которого простиралась мёртвая пустыня. Здесь мормоны и нашли себе безопасное убежище.
Ныне это штат Юта – «перекрёсток Среднего Запада» – утопающие в зелени города, орошаемые поля, бездымные заводы, где производится продукция от ракет, самолётов и компьютеров до продовольствия – и всё едва ли не лучшего в мире качества.
Большинство жителей штата принадлежат к церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Некогда гонимые, мормоны снискали себе высокую репутацию в американском обществе как люди трудолюбивые, образованные и честные.
Исследователи Церкви отмечают, что они добились многого «благодаря рациональной организации, духу прагматизма и целесообразности». Покуда человек жив, считают мормоны, он обязан заботиться о ближних и о себе в этой жизни. Нет ничего худого в стремлении к богатству, утверждают они, если деньги заработаны честно. Более того, у богатого человека больше возможностей думать о душе и меньше греховных соблазнов. Каждый работающий жертвует церкви десятую часть своих доходов.
«Высшую Власть Церкви» осуществляет её Президент, который, как считают мормоны, будучи Пророком, получает наставления о том, как руководить Церковью непосредственно от Бога. Основной орган управления Церкви – Совет двенадцати Апостолов, а проведение в жизнь его планов возложено на Первый Кворум Семидесяти – руководителей и администраторов в регионах и зарубежных странах. Местными общинами руководят епископы. Мормоны не имеют оплачиваемых священнослужителей.
Более 40 тысяч миссионеров проводят активную проповедническую деятельность Церкви в более чем 100 странах, где создано около 300 миссий. Всего, по сведениям мормонов, число их единоверцев достигает примерно 10 млн человек, причём только половина из них проживает в США. Они подчёркивают, что их Церковь приобрела в наши дни международный характер. Её миссии действуют и в нашей стране.
Обряд крещения
Мы – единая дружная семья
Первая община Церкви Иисуса Христа Святых последних дней была официально зарегистрирована в Ленинграде в 1990 году. Ныне общины Церкви действуют и в Москве, и в ряде городов Поволжья, Урала, Сибири, юга России, а также на Украине, в Молдавии, странах Прибалтики. Число её приверженцев достигает нескольких тысяч человек.
Мы беседуем с Президентом Московской миссии Ричардом Чапплом, профессором языкознания и русской литературы одного из американских университетов. Беседа ведётся на русском, которым Ричард Чаппл прекрасно владеет. Он с семьёй уже более двух лет живёт в Москве.
«Я уверен, что успешно работать в России миссионеру можно только при условии, если с искренней любовью относишься к стране и её людям. Русские добры, отзывчивы и гостеприимны. У них удивительно много общего с американцами. Мы хорошо понимаем, что Россия – это прежде всего христианская страна с глубочайшей духовной традицией, замечательной историей, литературой, искусством.
Мы с большим уважением относимся к Православной Церкви, и я настоятельно советую нашим молодым миссионерам регулярно посещать православные храмы – красота их внутреннего убранства, архитектуры, красота литургии не могут оставить равнодушным ни одного христианина. Но мы отдаём себе отчёт, что в этой стране десятилетиями людей пытались отторгнуть от веры в Бога.
Мы не преследуем никаких иных целей в России, кроме как знакомить русских с нашим толкованием веры в Иисуса Христа. С теми же, кто заинтересуется этим, беседуем индивидуально, после чего, если есть на то желание человека, проводим крещение по обряду нашей Церкви.
Вторая цель миссионерской деятельности – укрепление семейных уз, которые мы чтим как святая святых. Одно из положений нашего вероучения заключается в том, что если брак скреплён священником от имени Бога в храме, то семейные узы не разрываются даже после смерти и души любящих супругов вновь воссоединяются на Небесах. Именно крепкая, дружная, любящая семья – основа духовного возрождения общества.
Наша Церковь, – продолжил Ричард Чаппл, – не пользуется в своей миссионерской деятельности стадионами, большими залами, избегает грандиозных шоу на религиозные темы с привлечением многочисленных слушателей. На таких «мероприятиях», как это у вас принято говорить, трудно дойти до сердца отдельного человека, да они и не в духовных традициях России. Мы считаем, что вера – это личное дело каждого человека, и с каждым следует работать индивидуально.
К нам приходят и молодые люди, и взрослые, иногда семьями. Многие со средним и высшим образованием, и в этом, пожалуй, особенность нашей российской «паствы». Мы проповедуем здоровый образ жизни, приветствуем занятия спортом, любим проводить время в общении с природой. В питании предпочитаем свежие овощи и фрукты. Члены нашей Церкви отвергают наркотики, алкоголь и табак, воздерживаются от чая и кофе.
Мы ощущаем себя как единая дружная семья, поэтому, наверное, люди и тянутся к нам, ведь мы называем друг друга братьями и сёстрами, и это отнюдь не пустая формальность. В числе наших духовных ценностей на первом плане – отношение к труду как вечному закону. Мы призываем наших единомышленников раскрывать через труд свои таланты и способности и помогаем им в этом. Мы подчёркнуто лояльно относимся к властям страны пребывания».
Российские мормоны (второй справа Валерий Колесников)
Сделать сердце своё добрее
«Я присоединился к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в тяжёлый для меня период духовного кризиса, – рассказывает москвич Валерий Колесников, 45 лет, горный инженер по образованию. – Пошёл к этим людям, и они приняли меня в свою семью как брата. Я почувствовал, что с ними мне очень легко, внутренне стал раскрепощённым, а главное, обрёл высший смысл своего бытия – в лоне Церкви Иисуса Христа Святых последних дней – жить по заповедям Христовым и помогать в этом другим людям.
Мне особенно близко по духу центральное положение веры Церкви в Откровение свыше, которое может получить каждый верующий. Становится легко от осознания того, что Спаситель всегда придёт на помощь в трудную минуту, вразумит, как и что следует делать. Ведь и в Библии об этом говорится: «Если те, у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Послание Иакова 1: 5-6).
Церковь наша отличается большой веротерпимостью. Мы оставляем за собой право поклоняться Богу согласно голосу нашей совести и считаем, что все люди имеют на то право. Я уверен, что искренне верующие всегда терпимы к вере других людей, ведь и Иисус Христос всем нам пример высочайшей терпимости. А нетерпимость – это не от Бога».
«Когда меня спрашивают, почему я в этой Церкви, – говорит юная Юля Герасимова из Киева, – я всегда отвечаю так: наверное, главное, чтобы люди изменяли себя к лучшему. И если мы в этой Церкви сможем сделать сердце своё добрее, то, значит, так угодно Отцу нашему Небесному, указавшему для нас именно этот путь».
В отличие от недавно обращённых Валерия и Юлии, молодой американский миссионер Брайон Кристенсен в Церкви с самого рождения, как и его родители, деды и прадеды. В России Кристенсен уже два года, он бегло говорит по-русски. «Когда я впервые приехал сюда, я мало что знал о России. Начинать пришлось практически с нуля. Сейчас я руковожу приходом в Замоскворечье. Мне здесь очень нравится, наверное, потому, что русские очень добрые люди.
Президент Московской миссии Ричард Чаппл с семьёй
К нашей Церкви здесь относятся по-разному. Я понимаю: у людей много забот и прежде всего о хлебе насущном. Но ведь истинно сказано: «Не хлебом единым».
«Когда двухлетний срок работы наших миссионеров в России заканчивается и настаёт время уезжать домой, – подводит итог беседе Ричард Чаппл, – им, как правило, тяжело возвращаться обратно.
Я говорю совершенно искренне: пусть жизнь наших молодых миссионеров здесь весьма скромна и они лишены многих бытовых удобств по сравнению с Америкой (впрочем, слишком уж там много этого комфорта, – строго добавляет Ричард), из России они увозят любовь к стране и её людям. Дома они тоскуют по России и мечтают сюда снова вернуться, к своим русским друзьям, с которыми, поверьте мне, у них больше общего, духовной близости, чем со сверстниками дома».
* * *
Как известно, в России сейчас действует целый ряд зарубежных церквей и религиозных организаций разных конфессий. Явление это неоднозначное, как и отношение к нему в обществе. Очевидно, что в необозримом российском многообразии характеров, судеб, устремлений, духовных поисков всегда найдутся те, кто изберёт для себя тот или иной нетрадиционный, скажем так, путь, на котором будут искать для себя высший смысл бытия.
Но существенно и другое: путь этот должен быть действительно светлым, ведущим к Храму, к Богу, а не в тёмный тупик, из которого потом очень трудно найти выход. Печальных, зачастую трагических примеров тому в России, увы, уже предостаточно. Да и в Библии сказано об этом: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их»... (Мтф. 7: 15-16).
Владимир Фёдоров