Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №2(45) 1995 год

Монолог российской Клитемнестры. Екатерина Васильева о времени и о себе

Древнегреческий рельеф. Капитолийский музей. Рим

Дочь их Электра задалась вопросом: как молиться и приносить жертву за мать, не оскорбляя тени отца? Её брат Орест был более категоричен: «Не мог я оставить без отмщения смерти отца, а потому не пощадил и матери...»

«Орестея» в постановке Питера Штайна – это само по себе событие. Но когда главную роль Клитемнестры исполняет на московской, а затем на парижской сцене народная артистка России Екатерина Васильева, – это событие вдвойне.

К глубокому сожалению почитателей её таланта, это, по словам актрисы, её последняя роль в театре. Что же повлияло на её решение? Ведь незадолго до гастролей Екатерину Васильеву наградили призом «Хрустальная Турандот» как лучшую актрису года. Пресса восторженно оценила её работу в спектакле Штайна, который привёз во Францию труппу актёров, взятых из разных театров России. «Искусство мне теперь в тягость», – заявила она в беседе в славном городе Париже с Владимиром Большаковым. Читайте о причинах, побудивших её оставить сцену.

– Нет, – отвечает она, глядя куда-то мимо меня в одной ей понятную даль. – Теперь я только могу пожалеть о своём прошлом. Долгие годы пребывания в среде людей искусства привели меня к полному разочарованию и в самом искусстве, и в людях искусства, и в самой себе. Раньше мне казалось, что мы все делаем очень важную работу в деле воспитания народа. Я ненавидела тот режим, которому служила газета «Правда». И искренне верила, что та борьба, которую вели мои друзья – писатели, актёры, режиссёры – против этого режима, чрезвычайно важна.

Я верила, что мы боремся за народ, за его нравственное здоровье. При тех гонениях на церковь, которые были в нашей стране, многие искали духовность в литературе и театре. Как стало сейчас совершенно очевидно, лишь малая часть литераторов и людей искусства сумела этим поискам народа соответствовать. Основная же масса думала только о своих клановых интересах, неистово борясь за так называемую свободу творчества, а точнее – за право на не контролируемое никем самовыражение. К сожалению, я была не с теми, для кого интересы Родины и русского народа были превыше всего.

Отторжение от них происходило постепенно, но последней каплей стали события 3-4 октября 1993 года, расстрел Белого дома, реакция на эту нашу национальную трагедию моих «товарищей по цеху».

Их цинизм и кастовая надменность по отношению к русскому народу всё во мне перевернули. Поэт в России больше чем поэт. И артист в России больше чем артист. Когда он появляется на публике, его допускают не только на подмостки либо на экран телевидения, но и допускают в святая святых человека – в душу. Наш русский народ нам верил – всем тем, кто, то и дело мелькая на телеэкранах, в прессе, берёт на себя право и ответственность разъяснять народу, что же в нашей стране происходит. А мы народ по сути дела обманываем и предаём.

В лучах кошмара, происшедшего 4 октября, все мы оказались как на открытой площадке. Тут уже скрыть свою позицию невозможно. И вот после этого многие прежде близкие мне люди оказались немилы моему русскому сердцу.

Я думаю, что страна наша так разорена и распродана, что её экономику уже восстановить никогда не удастся. Россия может восстановиться только духовно. Я верю в пророчества, согласно которым Россия явит миру новый духовный взлёт. Может быть, именно ради этого принесены в жертву наша державность и мощь. Кто знает?

Но для духовного возрождения православной нации наша неверующая, прозападно настроенная, в подавляющей массе своей атеистическая интеллигенция – это подлинная национальная беда. К огромному счастью, она не вся у нас такая. Есть, и их немало, подлинные патриоты. Но их часто плохо слышно. Стоит им поднять свой голос, как их тут же заглушает хорошо отлаженный прозападный и антирусский хор. К тому же на каждого, кто ещё осмеливается быть русским, навешивают всех собак.

Истина — дочь времени (Цицерон). Екатерина Васильева в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит дамы»

Истина – дочь времени (Цицерон). Екатерина Васильева в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит дамы»

Может быть, я слишком строго сужу свою среду?.. Нет, по заслугам. Мы вместе боролись за свободу, и мы её добились с немалым трудом и немалыми потерями. Я не за возвращение старых порядков. Но свобода – это не индульгенция на совершение всех мыслимых и немыслимых земных грехов. Я считаю, что свобода не может быть бездуховной. Её нельзя понимать как воинствующую безнравственность. А когда в литературе русский язык заменяют матом и блатным жаргоном, а в кино уже все фильмы можно относить к тем, что детям до 16 лет не рекомендуются, когда на театральной сцене царит сексуальный беспредел, то какая же это свобода и какое же это творчество?

Нам это пытаются представить как некую творческую смелость. Но смелость не в этом. И я спрашиваю своих коллег: если уж вы были такими смелыми в прежние времена и не боялись хотя бы в кармане, но всё же держать фигу, что ж вы сейчас-то помалкиваете? Зачем делаете вид, будто власть поменялась? Разве вы не видите, что у власти остались те же, кто и был – партийная, бюрократия, коммунисты-номенклатурщики? Где же ваши принципы?

Ведь вам же дали свободу! Неужели только для того, чтобы охаивать русский народ и поливать грязью его историю?

В нашей творческой среде задают тон современные Смердяковы. Не нравится им русский народ. Россия не нравится. Лица не те. Все сплошь шариковы и совки. Колхозники не те, рабочие не те, депутаты не те и не те священники, судьи...

Мне непонятно, как люди, называющие себя русскими, могут быть столь глухи к страданиям собственного народа. Они с утра до вечера готовы говорить о «трагедии еврейского народа», о «трагедии гаитянского народа», о «трагедии боснийских мусульман». Да, мне все эти трагедии понятны, и я сочувствую этим народам всем сердцем, как человек верующий, православный.

Но если уж дали у нас людям творчества долгожданную свободу, открыли те архивы, что прежде были за семью печатями, почему же они не возопили о беспрецедентном в истории геноциде русских, который продолжается уже почти целый век? Почему не расскажут всю правду о том, как вырезали русское дворянство и интеллигенцию во время гражданской войны, о раскулачивании, об организованном голоде, о Второй мировой войне и о её подлинных причинах и роли Запада в ней? Почему они не оспаривают версий Шахназарова или Радзинского об убийстве царской семьи? Ведь уничтожены десятки миллионов русских людей. Разве идёт с этим в сравнение «Список Шиндлера»?

Об опасности еврейских погромов у нас кричат с утра до вечера. А вот когда начался демонстративный русский погром 4 октября, этому люди, именующие себя интеллигентами, поэтами, аплодировали! Более того, требовали крови!

То, что произошло в тот день, войдёт в историю как умопомрачение нации. И ещё не известно, как назовут этот день. Ведь даже «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года не идёт ни в какое сравнение с тем, что произошло в «Останкино» и у Белого дома. И интеллигенция несёт за это ответственность прямую. Она должна быть совестью нации, не давать этой совести засыпать, пропадать втуне, но предпочла оправдывать тех, кто стрелял в народ и в парламент России. Это позор несмываемый. И я не верю больше никому из этих интеллигентов и не верю в их интеллигентность. Теперь я верю в свой народ, в простой, как они его называют, народ. Я верю в тех, кто погиб в октябрьские дни.

Мой брат во время октябрьских событий находился около Белого дома. Незадолго до того, как началась стрельба, он оказался среди тех самых «простых людей», внешний облик которых часто осмеивают хулители русской нации. Обычные лица усталых и отчаявшихся, бедных людей. И брат говорил мне, что он подумал: «Может быть, мне сейчас предстоит погибнуть вот за них? Вот за таких, какие они есть? Да, за них. Свой народ не выбирают». Я верю моему брату.

Весной 1993 года, когда было выражено доверие Ельцину, я летела в самолёте из Кургана и просто не могла смотреть на людей, потому что у меня в голове была только одна мысль: «Что же вы наделали?! Как же вы могли проголосовать за доверие этому человеку?! Неужели вы вообще ничего не понимаете?»

А потом я подумала, что это вовсе не народ виноват в неправильном своём выборе, что львиная доля вины лежит и на мне, как и на всей интеллигенции, которая его дезинформирует, либо не хочет или не может донести до него истину.

Я очень уважала диссидентов, они мне казались смелыми людьми, не боявшимися говорить властям правду. Но сейчас я и им не верю. Ведь и они в большинстве своём сейчас служат власти, при которой русский народ исчезает с лица земли. Либо молчат, не говорят правды, как прежде умели. Я так ждала Солженицына! Все его ждали. Как защитника русского народа. Потому что нас некому защитить. Мы никому не нужны. Ни властям, ни интеллигенции, ни ОМОНу и ни армии. Но вот он приехал. И обманул нас. Уже потому, что не защитил свой бесправный народ.

Никто не спасёт нас, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Надо каяться и молиться. Спасение только в этом.

Мир таков, каковы его созерцатели (В. Жемчужников). Использовано фото А. Гордеева

Мир таков, каковы его созерцатели (В. Жемчужников). Использовано фото А. Гордеева

На русском кладбище здесь, в Сент-Женевьев де Буа, на могилах даже самых знаменитых людей нет ни фотографий, ни их титулов. Есть зато на надгробиях слова, обращённые к Родине:

«ГОСПОДИ, СПАСИ РОССИЮ!» Вот такому отношению к Родине нам всем ещё надо учиться.

Печерский старец, когда его спросили, будет ли Третья мировая война, сказал, что эта война уже идёт, только на духовном уровне. Посмотрите, какая атака со всех сторон. Католики, протестанты, иезуиты, всевозможные секты. Нас зомбируют разные колдуны с экрана. Если чему и учиться у Израиля, так это отношению к миссионерству, которое там запрещено законом. Так и положено в цивилизованной стране, в которую наша интеллигенция мечтает превратить Россию.

Я не верю в то, что проповедуют наши властители умов, уповающие на Запад. Западу нам дать нечего. Я уже около года езжу с гастролями по Европе. Это – Содом и Гоморра. Здесь чётче понимаешь, что мир катится в пропасть. Нарушены все десять заповедей. Запад может только брать, что он и делает. Идёт чудовищное наступление на Россию, на православие.

В Писании сказано, что не следует бояться убивающих тело. Самое страшное, когда убивают дух. Посмотрите, как происходит вторжение в Россию. Порнография, гомосексуализм, жестокость и насилие как само собой разумеющееся, как образец для подражания, проповедь разврата во всех видах и извращениях, реституция, наркотики. Деньги становятся идолом, сверхценностью. Всё подчинено материи. Всё обнажено до омерзения.

Я ощущаю нередко полное одиночество и бессилие. Я не знаю, что ещё должно случиться, чтобы люди поняли, что происходит с нашей страной и со всеми нами. С нами делают что хотят. Невозможно поверить, что нация может позволить такое. Говорят, мы на краю пропасти. По-моему, мы уже в пропасти.

Цель каждой христианской жизни – это спасение души. Цель каждого христианского народа – это спасение души народа. Та патриотическая интеллигенция, которая это понимает, наконец-то вместе с церковью очень многое сейчас для этого делает. И, мне кажется, потихонечку люди начинают прозревать.

Как православная христианка я молюсь за Ельцина и его окружение. Ибо в Писании сказано, что всякая власть от Бога. Но, когда я прохожу мимо Белого дома, я не могу совладать со своими чувствами. Меня охватывают гнев и ненависть. И, если бы не храм, я, русская женщина, была бы сейчас среди непримиримой оппозиции, потому что я не могу воспринимать нынешнее руководство страны иначе, как преступников и предателей России.

Как христианке мне страшно подумать, какое они могут понести наказание за то, что они творят. Потому что ад и рай для меня так же реальны, как и земная жизнь. Конечно, не нам решать, карать или миловать, всё в руках Божьих. Любой преступник – как тот разбойник на кресте, которого распяли вместе с Христом. В последний момент он может быть спасён, если искренне раскается.

Русский народ – воистину великий народ. Это не расхожая истина, которая нуждается в доказательствах. Он выходил с честью из страшнейших испытаний. И в первую очередь потому, что это народ религиозный, даже если он сам этого не осознаёт. Идеал для него всегда важнее грубой материи. Это происходит независимо от него, едва ли не на уровне подсознания. Потому он и непобедим. Бог с нами, хотя мы его и сильно прогневали, ибо отступили от него. Мы должны вернуться, жить по заповедям Христовым. Это Россию спасёт, она в свою очередь спасёт весь мир, всё человечество.

По публикации в газете «Правда»

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

Влада Листьева убили

Как трудно быть русским... в России

Монолог российской Клитемнестры. Екатерина Васильева о времени и о себе

Сад стихов

Только честный бизнес спасёт Россию