Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
11:52 / 2 августа 2016
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк о зарубежном паломничестве. Паломничество к святыням Вселенского Православия. Часть 1
11:52 / 2 августа 2016
Как себя вести в православных храмах за пределами России? Можно ли поклоняться святыням, пребывающим в древней неразделённой Церкви? Каковы особенности поведения православного паломника в странах с инославным населением? Обо всём этом и многом другом рассказывает митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Значительная часть мест, святых для православного человека, находится за пределами России. Паломнические маршруты к святыням пролегают в основном по территории Ближнего Востока: Палестины, Сирии, Иордании, Египта, а также стран южной и восточной Европы, народы которых восприняли Благую Весть в первое тысячелетие бытия Церкви Христовой. За последние 15 лет число паломников из России, направляющихся на поклонение святыням Вселенского Православия, заметно возросло.

 
То, что православные греки или сербы пользуются стасидиями, не означает, что они относятся к богослужению с меньшим благоговением, чем мы.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Каждому, избравшему такой маршрут, прежде всего нужно помнить, что Поместные Православные Церкви, храня вероучительное и догматическое единство, обладают богатыми и разнообразными традициями церковной жизни. Эти традиции обусловлены историческими, культурными и национальными особенностями.

Многое из этого наследия для нас непривычно. Так, например, наличие в храмах православного Востока и на Афоне стасидий – особых высоких деревянных кресел, как правило, с откидным сиденьем, на  которые можно опереться или присесть в зависимости от момента богослужения, – иногда смущает паломников из России. Наши паломники порой убеждены, что сидеть на службе могут только немощные и пожилые люди.

Однако нужно помнить, что такова местная традиция. И то, что православные греки или сербы пользуются стасидиями, не означает, что они относятся к богослужению с меньшим благоговением, чем мы. Тем более в афонских обителях. Богослужения здесь продолжаются по пять и более часов. И выстоять их без краткого отдохновения практически невозможно.

Нередко православные гречанки и сербки присутствуют на церковной молитве с непокрытыми головами, что также смущает наших соотечественниц-паломниц, помнящих слова апостола Павла: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5).

Однако причина такой традиции вовсе не в пренебрежении апостольскими установлениями. Напротив, в этом обычае проявляется благочестивое стремление подчеркнуть свою принадлежность к христианской Церкви. Дело в том, что значительная часть православного Востока в течение нескольких веков находилась под властью турок-мусульман. Нормы ислама, искусственно и порой весьма грубо насаждавшиеся среди населения Греции, Болгарии и Сербии, обязывают женщин носить особую одежду, как правило, полностью скрывающую не только фигуру, но и лицо.

В условиях жесточайшего религиозного давления христианки умышленно не покрывали голову, стремясь самим своим внешним видом показать, что они не принадлежат к последовательницам ислама. Эту традицию нынешние православные жительницы стран южной и восточной Европы переняли у своих прабабушек, с немалым мужеством свидетельствовавших о верности Христу. Критиковать или осуждать за непривычный для нас внешний вид прихожанок других Поместных Церквей неправильно. Однако в отношении самих себя разумнее руководствоваться традициями Русской Православной Церкви, которые предписывают женщинам на молитве покрывать голову.

 
Традиционных для России подсвечников на православном Востоке и Балканах чаще всего нет. Обычно их заменяют прямоугольные ящики с песком, порой двухуровневые, помещённые у входа в храм. 
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

В православных храмах Южной Европы и Ближнего Востока прихожане прикладываются к иконам местного ряда иконостаса, свободно поднимаясь для этого на солею. В храмах Русской Православной Церкви солея – место особое, и миряне восходят на неё лишь по благословению священника, либо для принятия Святых Христовых Тайн. Это сугубо наша национальная церковная традиция, поэтому в паломничестве можно подходить к иконам так, как это делают местные прихожане.

В греческой традиции праздничная икона дня, либо святого покровителя храма, к которой верующие благоговейно прикладываются, иногда помещается не только на аналое в центре главного придела, но и на другом аналое – у входа, нередко в особом деревянном киоте, напоминающем сень над ракой с мощами. Если паломник вошёл в храм, когда служба уже началась, вполне достаточно подойти к этому праздничному образу, а не пробираться вперёд, беспокоя при этом других людей.

В храмах Греции и Кипра не всегда есть привычные для нас «свечные ящики», где дежурят люди, готовые принять записки о здравии и упокоении. Всё это можно сделать самостоятельно за пожертвование. Писать записки лучше на английском языке либо латинскими буквами и максимально разборчиво, иначе существует риск, что священник не сможет прочитать их при совершении проскомидии.

Традиционных для России подсвечников на православном Востоке и Балканах чаще всего нет. Обычно их заменяют прямоугольные ящики с песком, порой двухуровневые, помещенные у входа в храм. Сверху ставятся свечи о здравии, снизу – об усопших.

К сожалению, долгому пребыванию под турецким игом наши единоверцы в Южной Европе обязаны появлением поклоннических традиций, которые русскому православному сознанию совершенно чужды. Так, в храмах Сербии, а особенно Черногории и Македонии, порой можно видеть, как вокруг чтимой иконы прихожане кладут деньги, иногда засовывая их даже под стекло киота. Следовать этому примеру не стоит.

Продолжение цикла публикаций «Митрополит Рязанский и Михайловский Марк о зарубежном паломничестве» >>

Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.

0 1900