Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №3(15). 1992 год

Кратократия

Узурпатор. Художник А. Гидулянов
Узурпатор. Художник А. Гидулянов

Подумай сам, куда мы придём, если попытаемся принять до конца эту философию мягкотелых юродивых, если отдельно взятую личность нам придётся объявить священной и если у нас отнимут право относиться к отдельным человеческим жизням в соответствии с правилами строгого счёта... – продолжал развивать свою мысль Иванов.

На свете существуют две морали, и они диаметрально противоположны друг другу. Христианская, или гуманистическая, мораль объявляет каждую личность священной и утверждает, что законы арифметических действий никак нельзя применить к человеческим жизням.

Революционная мораль однозначно доказывает, что общественная польза, коллективная цель полностью оправдывает любые средства и не только допускает, но решительно требует, чтобы каждая отдельно взятая личность безоговорочно подчинялась всему обществу, а это значит, что если понадобится, её без колебаний принесут в жертву или даже сделают подопытным кроликом.

Христианская мораль запрещает вивисекцию, революционная допускает и постоянно использует. Дилетанты и утописты во все времена пытались совместить эти две морали; реальность всегда разрушала их начинания.

...вспомни Сен-Жюста и Гракхов, вспомни историю Парижской Коммуны. Раньше все без исключения революции неизменно совершали дилетанты-морализаторы. Дилетантская «честность» их и губила. А мы, профессионалы, абсолютно последовательны... Ведь ничего подобного ещё не было в Истории. Мы сдираем с человечества старую шкуру, чтобы впоследствии дать ему новую. Занятие не для слабонервных ».

А. Кестлер «Слепящая тьма»

На службу вышли Ивановы
В своих штанах и башмаках.
Пустые гладкие трамваи
Им подают свои скамейки.
Герои входят, покупают
Билетов хрупкие дощечки.
Сидят и держат их перед собой,
Не увлекаясь быстрою ездой.

О мир, свернись одним кварталом,
Одной разбитой мостовой,
Одним проплёванным амбаром,
Одной мышиною норой,
Но будь к оружию готов:
Целует девку Иванов!

И. Заболоцкий «Ивановы» (1928 г.)

КОММУНИТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Итак, большевики активно использовали коммунитарную социальность (ограничение личностного начала, Я или универсальной социальности коллективными формами жизни) в ходе строительства кратократии (коммунизма). Они организовали её, придали ей внешне некоммунитарные институциональные формы, напоминающие государственность, партийность и так далее. Но в силу действия обратной связи они и себя должны были в значительной степени растворить в коммунитарной социальности.

Критики большевиков и в 20-е годы, и сейчас обвиняют их в дикости, в том, что они навязали стране, народу свою власть. Это так лишь отчасти. Да, они использовали усталость и апатию населения.

Да, они обманули его во многом. Но в то же время они организовали значительную часть населения адекватным её сущности образом, не препятствуя процессам социальной дезорганизации, процессам, посредством которых прорывалась коммунитарная, а порой и естественная социальность. Более того, они ограничивали (а со временем – организовывали) и направляли их.

Достаточно почитать Бунина, Ремизова, Артёма Весёлого, Горького, других авторов, чтобы увидеть, что во многих отношениях и позднее самодержавие, и Временное правительство, и белогвардейское добровольческое движение почти не имели исторических шансов на успех. Причина состояла в том, что они стремились противопоставить социальному распаду и торжеству коммунитарной социальности (поднимавшейся до уровня девятого вала) политическую и социальную организацию. Однако, не говоря о том, что у них не было для этого сил и средств, девятый вал нельзя остановить; его можно лишь использовать и взлететь на его гребне.

Именно так и поступили большевики, использовав силу законов социального распада в упрочении своей социально однородной власти. Правда, для этого им пришлось превратиться из политической (хотя и экстремистской) партии в кратократию, организовать работу насилия, ограничив его рамки только насилием же и страхом.

Сила большевиков заключалась в их моральных и идейных установках, предрасположенности к насилию, воле к нему, готовности уничтожать своих же ради власти. Поэтому они имели значительно больше шансов на успех в адаптации к прорвавшемуся потоку коммунитарной социальности, опрокинувшей слабевшую петербургскую Россию .

Будем помнить, что кратократические ячейки – советы – создали не большевики, а рабочие города Иваново, давшие местным структурам коммунитарную социальную организацию. Большевики лишь позднее приспособились к ней и подчинили её как низшую кратократическую ячейку своей организации, ячейке того же рода, но более высокого порядка.

Коммунитарный, кратократический потенциал большевиков позволял им подобное и гарантировал успех тем значительней, чем сильнее был окружающий социальный распад.

Например, вместо того, чтобы прекратить царивший в обществе социальный террор, бандитизм, большевики социально утилизовали его («грабь награбленное!») и направили против своих оппонентов, упорядочив и организовав его намного эффективнее, чем те.

Вот такой вот modus vivendi, сынок!

Вот такой вот modus vivendi, сынок!

Замечу, что за это пришлось и заплатить: социальная дезорганизация, террор, который несла мало чем сдерживаемая коммунитарная социальность, начал косить и большевиков.

Процессы примитивизации, захлестнувшие всё и вся в стране, шагнули и внутрь большевистской организации: к 1940-м годам так называемая партийная интеллигенция, когда-то уничтожившая или выгнавшая из страны интеллигенцию непартийную, сама была уничтожена. Шариковы успешно истребляли «разбудивших» их швондеров в ходе массового социального террора в стране и «поштучно»-уголовного (альпенштоком по черепу) за её пределами: «ступай, отравленная сталь, по назначенью!».

Всё это подтверждало тот факт, что формирование кратократии есть процесс активной адаптации партии большевиков к процессам социальной дезорганизации посредством упорядочения социального насилия как в обществе, так и в самой партии (это были сообщающиеся сосуды).

Однако лишь часть террора 20-х–30-х годов была обусловлена процессом становления кратократии. Другая, не менее важная её часть обусловливалась, так сказать, низовыми процессами – разгулом коммунитарной социальности (это фактор именно социальный, а не психологический, не массовый психоз, который вторичен), слабо ограничиваемой системными (формационными, классовыми, цивилизационными) конфликтами и уничтожением коммунитариями друг друга. Кстати, уничтожались в первую очередь универсалы и всё то, что не соответствовало социальному ходу их общения, коммунитариев, не вписывалось в их косноязычную культуру, прекрасно зафиксированную в рассказах М. Зощенко.

Таким образом, коммунист (кратократ) соответствовал коммунитарию – и наоборот. Когда коммунитарная социальность оформилась в системную, а произошло это в ходе и после Отечественной войны (то есть совпало с оформлением кратократии), внутрикоммунитарный, низовой терpop сократился. Как сократился и террор внутрикратократический. В 1945–1953 годах на первый план вышли насильственные действия кратократии против населения (причины – особая тема).

Если большевики лишь адаптировались к условиям господства коммунитарной социальности, и кратократия выросла из процесса этой адаптации, то, быть может, ни большевиков, ни кратократию не в чем винить? Отнюдь нет.

Во-первых, кратократия есть результат активной адаптации к разгулу коммунитарной социальности.

Во-вторых, большевики, а затем кратократия ослабили, устранили или уничтожили всё, что препятствовало ходу социальной дезорганизации и использованию её результатов. Придя к власти в обществе с ослабленной социальной организацией, в условиях и на фоне «размагниченного» социокультурного иммунитета, они упрочивали свою власть посредством и за счёт ещё большего ослабления общества.

В-третьих, большевики не просто адаптировались, но, начиная с какого-то момента, «оседлали» процессы социальной дезорганизации и начали направлять их, придав им, как и воле к разрушению и насилию, организованyю, институциональную форму.

(Выплеск субъектной энергии в коммунитарной форме был энергией объектности. Позднее эта энергия была успешно использована в войне и наряду с массовым жертвованием населением стала фактором победы.)

Да, они ограничили разгул насилия, но ограничили не путём его прекращения или социально значимого сокращения, а путём упорядочения и узаконивания его (Ленин открыто призывал к этому, издавал соответствующие директивы). Создавался перевёрнутый мир функциональных отношении, мир негативной классовости, отрицающей не только классовость, но и нормальные формы социальности и субъектности.

Да, кратократия оказалась адекватной и созвучной значительной части российского общества – в разных ситуациях примерно от 30 до 60 процентов. Однако оставалась и другая часть общества – от 60 до 30 процентов – социально организованная, социокультурно противостоявшая большевикам и относившаяся к ним и созданной ими системе либо пассивно враждебно, либо нейтрально.

Вот на эту-то часть, здоровую часть общества (квалифицированные рабочие, середняки в деревне, интеллигенция ), кратократия и обрушила прежде всего свой удар. Точнее, направила гнев и удар социально дезорганизованной массы, дезорганизованной исходно, а позже манипулируемой посредством кратократической антисубъектной организации – партии.

По отношению к этой социально организованной части общества кратократия была своеобразным терминатором, институциализатором коммунитарной социальности. Это очень хорошо почувствовали не только Бунин, Булгаков, Мережковский, но даже Горький.

И вот здесь мы подходим к очень важному моменту существа дела, который необходимо выделить особо. Если для некратократических обществ конфликт между универсальной и коммунитарной формами социальности второстепенен, обнаруживает себя либо на периферии, либо в порах общества (проявляясь, в частности, в периоды социального упадка, ибо главные носители противоречия – это универсальная и системная классовая форма), то в кратократическом обществе всё обстоит иначе. Конфликт между универсальной социальностью (то есть стремлением человека быть человеком, субъектом) и коммунитарной социальностью становится центральным и системообразующим, что лишний раз свидетельствует о том, что кратократия есть общество самовоспроизводящегося упадка.

Универсальная и коммунитарная социальности в этом обществе сходятся, наконец, в схватке без посредников, секундантов и свидетелей (как это бывало ранее только во времена революции). Собственно, кратократия, будучи отрицанием классового общества, и есть организованная форма этого столкновения в чистом виде, спланированная и сконструированная так, чтобы подавить универсальную социальность раз и навсегда, отнять у человека субъектность, то есть сделать то, чего не смогло добиться в истории ни одно классовое общество. Это – замысел. А реализация?

Вот что поразительно: в ситуации, когда универсальная социальность в общественно оголённом виде противостоит коммунитарной социальности как единственной системной форме, средством (тоже единственным) и стратегией выживания для неё оказывается креативизм – другими словами, жизненный принцип, основанный на творческой активности (по крайней мере, в тех социальных областях, которые либо необходимы для выживания общества в целом, либо демонстрируют его достижения, либо не нарушают явно законов и механизмов его функционирования, наконец, просто в областях, представляющих собой слабые звенья системы).

Такое действие универсальной социальности в кратократическом обществе дозволялось потому, что без его результатов коммунитарная социальность очень быстро пришла бы к самоуничтожению. Парадокс: функционирование универсальной социальности в обществе способствовало его воспроизводству, одной из целей которого было уничтожение среди прочего и универсальной социальности. «И» – потому что были и иные объекты уничтожения.

С этой точки зрения универсальная социальность противодействовала «воле смерти» коммунитарной социальности, ибо метаисторический замысел кратократии – уничтожения универсальной социальности есть и уничтожение самой кратократии. Можно сказать, что реализованная кратократия – это социальный апокалипсис, хаос, максимальная энтропия.

Именно игрой ва-банк носителей универсальной социальности (способствующей конструктивному использованию и позитивному наполнению энергии коммунитариев) объясняются поразительные достижения советского общества в 30–60-е годы в науке и технике, а также в некоторых видах искусства и спорта.

Если в 30–40-е годы это ещё можно было объяснить использованием дореволюционных общего характера ресурсов (что отчасти верно), то достижения 40–60-х – как и некоторые достижения 30–40-х годов – были связаны только с проявлениями успешной борьбы универсальной социальности за выживание. Борьбы, направляемой в определённое русло. И хотя дореволюционный и советский потенциал начали иссякать примерно в одно время (это особенно видно и в явлениях упадка шестидесятничества, и уровне нынешней демократической политической жизни, в культуре, науке и т. д.), аналитически их необходимо различать.

Кстати, подобные явления отражают как исторически ограниченную базу развития кратократического общества, так и более быстрые темпы развития современного общества в принципе (хотя на практике они, эти два фактора, нередко взаимопереплетались).

Достижения универсальной социальности в советском обществе были по преимуществу защитной реакцией по отношению к коммунитарной социальности, носители которой исходно ненавидели «антиллигентов в шляпе и очках». Чувство это косвенно, а часто и прямо поддерживалось и поощрялось властями, не говоря уже о подогревании этого чувства действием законов, внутренне присущих коммунитарной социальности.

Чтобы выжить в обществе подобного характера, универсальная социальность должна была постоянно продуцировать достижения и открытия в таком количестве и такого качества, в которых они почти не встречаются в нормальных обществах – там, где этот тип социальности не поставлен на край пропасти. (Внешней, грубо физической аналогией этому явлению может быть феномен сверхдостижений чернокожих американцев в спорте США.)

Однако в советском обществе не только универсальная, но и коммунитарная социальность активно и в массовом виде продуцировала свои «достижения», оформлявшие системную и субъектную деградацию*. Это вызвало поляризацию добра и зла, ума и глупости, порядочности и подлости. Довело амплитуду колебаний маятника отечественной истории (от субъектности – к системности и назад) до максимального уровня, до почти смертельно опасной горизонтали, превращая пространство его колебания в хаос, который мы и наблюдаем ныне.

Отсюда и вопрос – можно ли создать Порядок из этого Хаоса, какова будет цена раздвоений и случайных отклонений в социальных процессах? Какая система нужна, чтобы обуздать (или подавить?) возможный самоуничтожающий разгул коммунитарной социальности? А может быть, нужен Субъект, который предложит новую форму духовной организации? Какую?

Но это уже область догадок, и я забежал вперёд, оставив в стороне вопрос о главном средстве реализации коммунитарной социальности, о том, что служит кратократии орудием десубъективации и ведёт к деградации общества.

Андрей Фурсов. Продолжение в следующем номере

* Не приготовила ли История и здесь сюрприз? Быть может, объективно, помимо своей воли, кратократия выковала такой тип человека, который, будучи носителем универсальной социальности, обладает иммунитетом по отношению к коммунитарной социальности, своеобразным панцирем, который облегчит индивидуальное и групповое (но не массовое) выживание этого типа в катаклизмах позднекапиталистической и посткапиталистической эпох, когда, после конца современности как modernity главным конкурентом человека как вида (homo sapiens) может стать результатом социальной мутации неоварварства – homo robustus.

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

У конца «третьей эпохи» (к практической теории социальной эсхатологии)

Кратократия

Нострадамус XX века (Парадоксальные идеи и прогнозы Жана Гимпела)