Краткий миг российской свободы
Каким путём идти дальше? Какие реформы и какими средствами проводить?
И чего ожидать в результате своих действий?
1.
Вот вопросы, которые стоят перед страной сегодня. И значит, самое время окинуть взором трагический опыт предшествующих попыток модернизации России. Всё переживаемое нами ныне, все события, все взлёты и откаты общественного переустройства происходят не в вакууме. Исторические варианты российского развития и вполне определённая связь внутрироссийских событий с состоянием мирового хозяйства налагают жёсткие ограничения на возможности и сроки, отпущенные реформаторам.
Чрезвычайно длительная и мучительная для общества подготовка к выработке стратегии реформ – целая эпоха, названная «перестройкой» и не осуществившая до конца своё предназначение и по сей день, – грозит стране цейтнотом, ведь когда радикальные хозяйственные реформы наконец-то начнутся, времени на их полноценную реализацию уже не будет. Внутриполитическая лихорадка и нестабильность мировой конъюнктуры последних месяцев – дополнительное о том предупреждение.
Дело усугубляется ещё и тем, что проблемы взаимодействия мирового рынка с государствами нерыночных укладов, с нашей страной прежде всего, до сих пор почти не анализировались. Не анализировалась взаимосвязь ключевых событий истории со сдвигами мировой конъюнктуры, но у нас есть уверенность, что такая связь, безусловно, существует.
Для понимания и прогноза процессов общественного развития особое значение имеют циклы реформ – контрреформ (1). И рассматривать их следует в широком контексте общемирового исторического процесса, включающего социальные и экономические преобразования всей системы мирового рынка.
Что же представляют собою эти циклы модернизации через реформы и контрреформы, столь характерные для развития России?
В самом общем виде внешний ход событий в цикле модернизации таков. Достигнув крупных успехов в усилении власти, укреплении централизованного хозяйственного и политического режима внутри страны и российского державного статуса во внешней политике, Российское государство, играющее роль основного субъекта преобразований в стране, «вдруг» теряет инициативу, впадает в «застой» и начинает терпеть ощутимые неудачи в сфере мировой политики. Эта ситуация подготавливает постепенный поворот к реформам, призванным ослабить государственное закрепощение внутри страны, разбудить задавленную частную инициативу, дать некоторую свободу рыночным отношениям и предпринимательству.
Потому что активизация деятельности предпринимателя всегда происходит «на основе» частичной деструкции государственного сектора. Тем самым подспудная социальная дифференциация раскрепощается и реализуется в политической дифференциации общества. А это, естественно, нежелательно для реформаторов. И вот постепенно, через ряд переходных колебаний общественных настроений и политической нестабильности, страна вступает в новую фазу цикла – начинается движение к контрреформам.
Контрреформы, однако, это не «реформы со знаком минус», это своеобразное следствие реформ в том виде, как они проведены, и одновременно способ разрешения общественных противоречий, реформами порождённых. «Либерализация» и вызываемая ею политизация общества всякий раз фатально не столько лечат российское общество, сколько раскалывают, а порою и взрывают его и прокладывают дорогу контрреформатору.
Вместе с тем контрреформы – это продолжение начавшегося витка модернизации государственной, военной системы, но уже другими средствами, средствами жёстких, авторитарных или тоталитарных режимов.
Ценою нового государственного закрепощения, путём удушения ранее «дарованных» государством свобод и послаблений частному хозяйственному интересу, путём хищнического использования людских и природных ресурсов эти режимы добиваются успеха в осуществлении модернизации, в осуществлении своих целей внутри и вовне, но, увы, через какое-то время с неизбежностью обнаруживается историческая недолговечность их успехов. И после фазы «застоя» страна вновь вступает в эпоху подготовки к новым реформам.
Таково самое общее описание циклов модернизации.
2.
В чём же причины циклов «реформы – контрреформы»?
Каковы основные процентные механизмы, определяющие необходимость модернизации в столь своеобразных формах?
Исчерпывающего ответа на эти вопросы пока нет, но важные закономерности, проливающие, как нам представляется, свет на проблему, уже выявляются.
На опыте отечественной истории мы убеждаемся в том, что сама основа хозяйственного, социально-экономического развития России сформирована в ходе борьбы централизованного государства за самовластье против любых форм проявления частного интереса и политической оппозиции. И именно это отличает Россию от других стран, где движения мирового рынка имеют собственные законы развития.
В то же время развитие России происходило и происходит не изолированно от мирового развития, от важнейших мировых экономических и политических процессов. Две различные и в отдельных своих проявлениях прямо противоположные хозяйственные и социально-культурные системы – Россия и Запад – тем не менее постоянно испытывают взаимное воздействие, и временами общение между ними становится чрезвычайно интенсивным. Именно эта их разнородность, как нам представляется, и объясняет самые удивительные и неожиданные повороты исторического развития России.
Более того, думаем, что подлинный прорыв в понимании закономерностей циклов российской модернизации связан именно с этим – с ясным представлением о своеобразной синхронизации развития России и мирового общества, мирового рынка.
И здесь необходимо обратиться к открытиям крупного русского учёного-экономиста Н. Д. Кондратьева. Именно он нашёл закономерности в развитии мирового рынка. Снова речь пойдёт о циклах, но других, нежели в России, поскольку характеризуют они развитие иной социально-экономической системы.
Для кондратьевских циклов характерно то, что повышательная волна мировой конъюнктуры, когда мировое рыночное хозяйство развивается особенно бурно, сравнительно легко, без длительных периодов депрессии преодолевая кратковременные кризисы, сменяется волной понижательной, когда, несмотря на временные подъёмы, преобладает депрессия и нет активности на фоне общей низкой конъюнктуры. Затем снова наступает повышательная волна большого цикла и т. д.
Взгляните на таблицу, иллюстрирующую синхронизацию движения мировой конъюнктуры (по Кондратьеву) и российских циклов модернизации через реформы – контрреформы.
Первый отчётливо проявившийся большой цикл, выделенный Н. Д. Кондратьевым, состоит из повышательной волны, длившейся с конца 1780-х до 1814-1817 годов (он приходится на период промышленной революции в Англии), и волны понижательной – с 1814-1817 до конца 1840-х – начала 1850-х годов (на начало этого последнего периода падает первый мировой промышленный «кризис перепроизводства» 1825 года).
А. Зубов. Портрет Петра I на фронтисписе «Книги Марсовой», 1712 год
Обратим внимание, что реформы Александра I попадают именно на повышательную волну (примерно на её середину, 1801–1802), а контрреформы Николая I – на понижательную волну (после 1825 года и вплоть до начала новой повышательной волны). Повышательной волне второго большого кондратьевского цикла – с конца 1840-х и до начала 1850-х (вплоть до начала 1870-х), приходящейся на период «революции мирового рынка» середины XIX века, – соответствуют великие реформы Александра II, попадающие опять-таки в середину, в разгар повышательной волны, а понижательной волне – с начала 1870-х годов до середины 1890-х – контрреформы Александра III.
Александр II
В третьем большом цикле – с середины 1890-х годов до Первой мировой войны и 1920-х годов – повышательной волне соответствуют реформы Столыпина, приходящиеся опять-таки на её середину (1906–1909 годы), а понижательной волне – с начала 1920-х до середины 1940-х, включая весь период «великой депрессии», – наш отечественный «великий перелом» и утверждение сталинской командно-административной системы (2).
В четвёртом цикле на повышательную волну – с 1940-х годов до конца 1960-х и до начала 1970-х – попадают «оттепель» и реформы Хрущёва – Косыгина; а на понижательную волну, до начала 1980-х годов, – «застой» и «расцвет развитого социализма».
С пятым циклом дело обстоит сложнее, поскольку его повышательная волна, начавшись после кризиса 1980–1982 годов, пока что налицо, но неизвестно, какова будет её продолжительность. На этот счёт у экономистов, естественно, нет единого мнения.
Как бы то ни было, с конца 1980-х годов мы переживаем период важных преобразований и подготовки к главным реформам текущего цикла российской модернизации. Усилия грядущих реформ будут направлены, безусловно, на преодоление главного препятствия на пути модернизации страны – на разрушение системы ведомственно-номенклатурного монополизма и его оплотов в аграрной и военно-промышленной сферах.
Итак, налицо несомненная корреляция, сопряжение. Внутренние циклы российского развития (включая и советский период) сопрягаются, синхронизируются с большими циклами мировой конъюнктуры.
Повышательной волне кондратьевских циклов соответствуют эпохи кризиса старых государственно-монопольных структур, либерализации российского общества, эпохи подготовки и осуществления либеральных реформ, ослабляющих гнёт государственного «попечительства», высвобождения и инициации развития элементов частного интереса и рыночного хозяйства.
Понижательной волне соответствуют «революции сверху» – контрреформы, последовательно упраздняющие плоды предшествующей либерализации и на основе нового закрепощения общества в рамках государственно-монопольных структур стремящиеся осуществить очередную форсированную военно-индустриальную модернизацию. При этом, если реформы начинаются всякий раз с заметным опозданием относительно начала повышательной волны, то контрреформы наступают вскоре после начала понижательной и в несколько последовательных этапов покрывают весь соответствующий период.
Такая очень устойчивая взаимосвязь двух циклических процессов различной социально-экономической природы, по нашему мнению, не случайна. Процессы преобразования российского государственного аппарата и хозяйственного механизма весьма чувствительны к воздействию со стороны мирового рынка и синхронизируются с процессами его эволюции. Ситуацию, огрубляя, можно описать так: Россия, безусловно, решает свои собственные задачи, но с конца XVIII столетия эти задачи ставит ей стихия капиталистического мирового рынка, детище современной цивилизации.
В процессе эволюции мирового рынка различаются циклы мировой конъюнктуры двух типов. Одни – начинаются (всякий раз в конце века) очередной промышленно-технологической революцией, создающей принципиально новые технологии и отрасли производства, и охватывают затем последующий период типа «великой депрессии».
Другие – начинаются в середине века с «революции мирового рынка», радикально изменяющей всю структуру межнациональных хозяйственных связей, и завершаются глубоким структурным кризисом мировой экономики, инициирующим новую промышленно-технологическую революцию.
В соответствии с такой последовательностью циклов мировой конъюнктуры чередуются и циклы российских реформ – контрреформ. Циклу мировой промышленно-технологической революции в России соответствует начинающийся на рубеже веков (реформами Александра I, реформами Витте – Столыпина, а также нынешними реформами) цикл радикального преобразования старых организационно-хозяйственных форм и смены старого государственного аппарата.
В то же время преобразованиям, связанным с «революцией мирового рынка», соответствует российский цикл реформ – контрреформ, начинающийся с середины века (реформами Александра II, реформами Хрущёва – Косыгина), в ходе которого усилиями старого аппарата не столько меняются основы, сколько модернизируются, приспосабливаются к новым условиям ранее возникшие формы государственно-политического и хозяйственного устройства. Иными словами, тип реформ и контрреформ в России связан с характером происходящих изменений в мировом рыночном хозяйстве.
В настоящее время мы переживаем эпоху радикальных реформ первого типа, подготавливающих новое изменение основ общественного устройства.
3.
Всякий раз, когда государственно-бюрократические структуры берут в свои руки функцию «защиты интересов масс», они лишают нарождающегося предпринимателя возможности соорганизоваться в особый социальный слой, способный выработать и осознать общие всем его представителям интересы –интересы строительства здоровой рыночной экономики.
В результате такая государственная охранительная политика направляет все силы нарождающегося хозяина на достижение его частных, деструктивных в отношении общества интересов. Тем самым результат государственных «охранительных» усилий часто оказывается совершенно противоположным заявленным целям.
Вместо контроля над ситуацией общество оказывается втянутым сначала в стихию спекуляции, а затем – вновь в пучину уравнительной регрессии. Более того, возможная неудача либеральных реформ не несёт ничего хорошего не только последовательным реформаторам, но и всему бюрократическому аппарату, который, как показывает опыт, сметается волною контрреформ.
Вместе с тем есть обстоятельства, указывающие на особую значимость нынешней фазы цикла модернизации. Опыт предшествующих российских циклов реформ – контрреформ учит: Россия строит своё будущее в краткий миг предреформенного либерализма свободно, а в долгие годы последующих испытаний – под недреманным оком центральной власти. Этим кратким периодом предреформенной либерализации российское общество обязано тому, что кризис государственной власти, предшествующий реформам и вызывающий необходимость очередной перестройки в верхах, парализует репрессивные охранительные структуры, не приспособленные к самопреобразованию.
Так и ныне, и в ближайшем будущем, пока основная реформа текущего цикла ещё не осуществлена, все попытки консервативных сил провести «превентивную» контрреформу обречены на неудачу, несмотря на то, что в их «деле» возможны и временные «успехи» (более того, неизбежны, тому пример – поворот Павла I к палочной дисциплине и шпицрутенам в 1799 году, стратегия насильственного подавления революционных волнений и роспуск первых Государственных дум Столыпиным в 1906–1907 году, а сравнительно недавно – последовавший за отставкой «мягкого» Рыжкова жёсткий курс его преемника, ревнителя интересов тяжёлой индустрии и ВПК).
И только крах таких попыток, только полное, до конца, исчерпание всех возможностей управления «по-старому» окончательно подводит державу к необходимости реформ. Только этот шаг – ключевая реформа цикла – может позволить окончательно преодолеть кризис власти, ибо основная реформа цикла российской модернизации – это не столько задача и жизненный интерес либеральных и демократических слоёв российского общества, сколько задача на выживание: жестокая необходимость, возникающая перед российскими консерваторами, перед самим российским государственным аппаратом и связанными с ним привилегированными слоями общества.
Только её решение может развязать им руки, и только стронув с места застывший хозяйственный механизм России, государство обретает возможность заняться проблемами политической реставрации. Пока же мы ещё на пути к реформам, и, значит, у сил обновления России ещё есть время для созидательного действия. Есть время. Краткий миг российской свободы всякий раз экзаменует общество на его гражданскую зрелость.
И некоторые обстоятельства оставляют надежду на то, что Россия сможет наконец выйти из прежней череды циклов модернизации, толкающих её в лоно государственного «злополучного охранительства» (В. Соловьёв). Сможет выйти в сферу нормальных рыночных отношений общественной саморегуляции.
Во-первых, внутренние циклы модернизации России сокращаются. А вместе с тем сокращается и период контрреформ, являющий собою всякий раз мрачное пятно в книге истории России.
И во-вторых, основа российской нерыночной системы распределения – накопления, база стратегии контрреформ – ныне, по-видимому, как никогда близка к полному изнурению и опустошению. Потенциал контрреформации низок, но не дай Бог ему возрасти в результате наших беспорядочных усилий!
Главное, обнадёживает то, что в хаотическом, казалось бы, вихре неожиданных поворотов, непредсказуемых ситуаций, взлётов и катастроф российской истории внимательный и заинтересованный взгляд может обнаружить соподчинённость, последовательную взаимосвязь и логику исторических событий, и именно это поможет ему не оказаться обескураженным в быстро меняющейся ситуации, в очередной «роковой час» российской истории.
Да не скрючатся восклицательные знаки «верхов» до крайне вопросительных – в «низах»! Автор рисунка: О. Ванецева
Волны больших циклов мировой конъюнктуры (по Н. Д. Кондратьеву)
Либеральные реформы в России, ослабляющие государственное закрепощение и высвобождающие элементы рыночных отношений. Контрреформы в России, усиливающие государственное закрепощение, форсирующие рост военно-индустриального комплекса
I ЦИКЛ
1. Повышательная волна (конец 1780-х – период 1810-1817)
Реформы Александра I и проекты Сперанского
(1802 – учреждение министерств вместо коллегий;
1803 – Указ о вольных хлебопашцах;
1809 – «План государственных преобразований Сперанского»;
1810 – учреждение Государственного совета)
2. Понижательная волна (период 1810-1817 – период 1844-1855)
Аракчеевщина и режим Николая I
(1815-1820 – создание военных поселений;
1826 – учреждение корпуса жандармов и III Отделения, «чугунный» цензурный устав;
1837-1841 – преобразование управления государственными крестьянами («реформы Киселёва»);
1842 – закон об «обязанных крестьянах»)
Волны больших циклов мировой конъюнктуры (по Н. Д. Кондратьеву и по данным экономической конъюнктуры после Второй мировой войны)
Либеральные реформы в России и Советском Союзе, ослабляющие государственное закрепощение и высвобождающие элементы рыночных отношений контрреформы в России и Советском Союзе, усиливающие государственное закрепощение, форсирующие рост военно-индустриального комплекса
II ЦИКЛ
1. Повышательная волна (период 1844-1855 – начало 1870-х)
«Великие реформы» Александра II
(1861 – Манифест об отмене крепостного права;
1863 – отмена телесных наказаний;
1864 – Земская и Судебная реформы;
1870 – Городская реформа;
1874 – Военная реформа)
2. Понижательная волна (начало 1870-х – период 1891-1896)
Контрреформы Александра III
(1881 – Манифест о незыблемости самодержавия;
1886 – закон о найме на сельхозработы;
1889 – учреждение института земских начальников, упразднение мировых судей в деревне, ограничение суда присяжных;
1890 – новое земское положение)
Волны больших циклов мировой конъюнктуры (по данным экономической конъюнктуры после Второй мировой войны)
Либеральные реформы в Советском Союзе, ослабляющие государственное закрепощение и высвобождающие элементы рыночных отношений контрреформы в Советском Союзе, усиливающие государственное закрепощение, форсирующие рост военно-индустриального комплекса
III ЦИКЛ
1. Повышательная волна (период 1891-1896 – период 1914-1921)
Реформы Витте – Столыпина
(1897 – Денежная реформа Витте;
1905 – Манифест Николая II о политических свободах;
1906 – I Государственная дума;
1906-1909 – Аграрная реформа Столыпина;
1909-1910 – попытка Столыпина провести реформу местного самоуправления, урезавшую особые права дворянства)
2. Понижательная волна (период 1914-1921 – 1940-е)
«Военный коммунизм» и «великий перелом»
(1917-1918 – ликвидация рынка и замена его госмонополией; 1918 – ликвидация столыпинского кулачества;
1918-1921 – продразвёрстка; 1922-1923 – запрещение оппозиционной политической деятельности;
1927-1929 – начало форсированной индустриализации;
1929-1933 – форсированная насильственная коллективизация; 1937-1939 – массовые репрессии;
1939-1948 – всеобщая милитаризация и карательное законодательство)
IV цикл
1. Повышательная волна (1940-е – период 1969-1972)
Реформы Хрущёва – Косыгина
(1956 – XX съезд КПСС;
1957-1959 – реформа управления хозяйством – совнархозы;
1965 – экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве)
2. Понижательная волна (период 1969-1972 – начало 1980-х)
«Застой»
(1969-1971 – прекращение экономической реформы и экономических экспериментов, победа «линии Суслова» в идеологии; 1977 – развёртывание ракет «SS-20», новый виток перевооружения;
1980 – начало войны в Афганистане)
V цикл
7. Повышательная волна (начало 1980-х – ...)
Перестройка, политические и экономические реформы
(1987 – XIX конференция КПСС; 1989 – I съезд народных депутатов СССР, преобразования в странах Восточной Европы;
1990 – введение института президентства, провозглашение суверенитета России и других республик, переход к многопартийности...
Владимир Пантин, Владимир Лапкин.
Из журнала «Знание – сила»
***
1 – Политологический подход к описанию этих циклов разрабатывается А. Яновым, ряд важных реформ и контрреформ рассмотрены Н. Эйдельманом, Г. Поповым, Г. Лебедевым, В. Криворотовым. Однако глубокое изучение их природы и происхождения, логики их взаимодействия с общемировыми процессами только начинается.
2 – Необходимо сказать, что датировка больших волн конъюнктуры, начиная с 1930-х годов, дана уже не Кондратьевым, а составлена на основе приближенной и обобщённой оценки состояния мировой экономической ситуации.
Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:
Краткий миг российской свободы