Конец коммунизма?
Вопросы, которые человек ставит самому себе, и составляют суть культуры. Именно вопросы, а не ответы. Вопрос один, ответов тьма. Вопрос – это неполный ответ. И самые трудноразрешимые проблемы те, которые не имеют ещё своего вопроса, то есть те, о существовании которых человек даже не догадывается. Неясная тревога, появляющаяся при встрече с такими проблемами, укрощается подведением её под одно из уже имеющихся символических объяснений.
Символы меняются, миф сменяет миф, а тревога остаётся. Как остаётся и невыявленная проблема, продолжающая диктовать человеку свои условия... В XX столетии коммунизм обрёл невиданную ранее в истории планеты силу. Весь мир, разные народы, страны, христиане, мусульмане, буддисты были вовлечены в противостояние «чистых» и «нечистых», красных и некрасных. Две сверхдержавы с роем сателлитов раз за разом сходились у смертельной черты – Вторая мировая и Корея, Куба и Турция, Ближний Восток и Индокитай, ядерные полигоны, «звёздные войны». Идеей, определявшей ходы сторон, была одна – коммунизм: «за» и «против». Но вот постперестройка, и с коммунизмом вроде бы разобрались (даже в суде попробовали). Заговорили о посткоммунистическом мире... И всё же вопрос: почему был (есть? будет?), коммунизм остался. Почему благие желания и чистые идеалы выстелили дорогу в ад, называемый второй половиной XX века? Не приведут ли новые самые благие желания «посткоммунизма» к новым кругам ада? Что осталось недосказанным за коммунизмом? Он ушёл, но навсегда ли?..
К 75-летию Октябрьской революции в России мы предлагаем читателям выдержки из работы Александра ЗИНОВЬЕВА «Конец коммунизма?», написанной ещё «при перестройке», но сохранившей, по мнению «Социума», интерес и для дня нынешнего.
Для комментирования любой ком. темы достаточно по-новому пропеть ком. песни... (попробуйте). Ну, например, «У власти ОРЛИНОЙ (!) «горлят» миллионы, а где же закуска, страна?» Автор рисунка: Г. Басыров
Корни коммунизма существовали и существуют в той или иной форме в самых различных обществах... Без них вообще невозможно никакое достаточно большое и развитое общество. Это социальные феномены, которые я называю феноменами коммунальности. Лишь в определённых условиях они могут стать доминирующими и породить специфически коммунистический тип общества – реальный коммунизм... Они обусловлены тем фактом, что достаточно большое число людей нуждается в том, чтобы в течение жизни многих поколений жить как единое целое, совместно...
Коммунизм не есть продукт, продолжение и завершение капитализма. Он вырастает из различных источников. Неслучайно поэтому коммунизм впервые вырвался на историческую арену не на высокоразвитом капиталистическом Западе, а в капиталистически отсталой России с высокоразвитым явлением коммунальности: с мощным централизованным государственным аппаратом и классом чиновников, с привычкой масс населения к подчинению, с крестьянской общиной.
Ликвидировав уже ослабленный класс помещиков и ещё не окрепший класс капиталистов, Октябрьская революция расчистила почву для отношений коммунальности... Если принцип марксистского полного коммунизма «каждому по потребностям» понимать не обывательски, не в смысле удовлетворения любых желаний людей, а социологически, то есть в смысле удовлетворения общественно признанных потребностей, то он реализуется вообще во всяком стабильном обществе...
Для превращения какой-то страны в коммунистическую недостаточно захватить власть, обобществить экономику и учредить обязательную государственную идеологию. Для этого нужно создать новую социальную организацию масс по законам коммунальности и подчинить ей все прочие аспекты жизни людей.
С другой стороны, если коммунизм стал привычным образом жизни и завладел социальной организацией данного народа, то приватизация экономики и введение рыночных отношений, разрушение государственной идеологии и коммунистической системы власти ещё не означают полного разрушения коммунизма. Чтобы сделать это, нужно разрушить социальную организацию населения.
Без этого условия реальное коммунистическое общество... может какое-то время существовать как коммунистическое даже в том случае, если в стране нет ни одного коммуниста по убеждениям, если депутаты выбираются из десятков кандидатов, допущена частная инициатива и свободный рынок, короче, если в нём можно наблюдать бесчисленные явления, считающиеся признаками западного плюрализма и демократии.
ОТКАЗ ОТ КОММУНИЗМА
Лозунги разрушения коммунизма и создания некой демократии кажутся хорошими и осуществимыми, пока есть уверенность, что они и останутся в сфере слов. Но вот судьба дала людям в руки власть осуществить в деле то, к чему они призывали. Как говорится, здесь Родос – здесь прыгай!
Страны Восточной Европы заявили об отказе от коммунизма и о переходе к парламентаризму и рыночной экономике, то есть к капитализму. Но современный капитализм – это прежде всего концентрация капиталов, высочайший уровень технологии и производительности труда, конкурентоспособность на мировом рынке. Какая из стран Восточной Европы способна сейчас на это?
Переход их к капитализму возможен лишь с «помощью» Запада, то есть путём включения этих стран в сферу его экономики в качестве рынков сбыта и поставщиков дешёвой рабочей силы (иными словами, в виде колоний нового образца со всеми вытекающими следствиями).
Наиболее благоприятные условия для отказа от коммунизма у Восточной Германии. Но что здесь происходит? Происходит самая циничная аннексия её Западной Германией. Если это революция, то революцией следовало бы назвать и оккупацию этих земель Советской Армией в 1945 году.
Положение здесь очень характерно. В период соблазнения восточных немцев на первом месте стояли интересы материальные (включая гостевые подачки по 100 марок). Теперь ясно, что большинству бывших граждан ГДР в новой Германии невозможно найти работу. Даже получая пособия, безработные очень скоро перестанут сравнивать своё нынешнее материальное положение с прежним и будут сопоставлять его со стандартами западных областей.
Многочисленные парт- и госчиновники, сотрудники органов ГБ и пропаганды, работники контор, оказавшихся ненужными в экономном капитализме, составляли значительную часть населения. Ликвидация должностей, которые давали занятие, служили предметом соблазна, стимулировали жизнедеятельность, наряду с повышением эффективности предприятий, избыточностью молодых людей с университетским образованием и тому подобным резко ограничивает возможности жизненного успеха для молодёжи. А ведь молодёжные бунты 20 лет назад потрясали не коммунистические, а капиталистические страны.
Переход к капитализму означает разрушение всех достоинств коммунизма. Сейчас об этом не хотят думать. Избавляясь от коммунистических зол, восточные немцы теряют и известные блага. Что касается собственно благ капитализма, то им предоставляется лишь возможность включиться в ожесточённую борьбу за них. И в этом смысле капитализм не менее жесток, чем коммунизм. Насытившись благами Запада, освобождённые граждане коммунистических стран в идеализированном виде вспомнят о том, что они потеряли.
Отказ от коммунизма – показатель недостатков и слабостей этого социального строя. Но он не показатель достоинств и силы капитализма, подобно тому как установление коммунизма в Восточной Европе в своё время не было доказательством преимуществ коммунизма.
Мы не унываем, что собираем, унываем, что мало подают. Скульптура Э. Барлаха «Нищенка из Нижнего Новгорода»
БУДУЩЕЕ КОММУНИЗМА
В своё время в Западной Европе имела место феодальная раздробленность. В отношении современного Запада можно говорить о плюралистической (если не капиталистической) раздробленности. Эта раздробленность – закономерный результат прогресса общества. Но она с такой же необходимостью порождает противоположную тенденцию – тенденцию к объединению.
В западном обществе наряду с капиталистическими явлениями в сильнейшей степени развиваются явления коммунальности, приближающие социальную структуру населения к таковой в странах коммунистических. Западный плюрализм, на мой взгляд, есть капиталистическая раздробленность с тенденцией к объединению по законам коммунальности, то есть с тенденцией к коммунизму.
Идеи коммунизма возникли на Западе не без оснований. Эти основания не исчезли, но лишь изменили свои формы, и теперь их суть вновь заявляет о себе.
Коммунизм здесь вырастает не из идеологии, а из самих внутренних условий жизни. Этот процесс идёт независимо от усилий западных коммунистов, а в значительной мере и вопреки им. Основу коммунистической тенденции образуют не рабочие и крестьяне, а огромные массы чиновников, инженеров, учителей, директоров, врачей, художников, журналистов и тому подобных, короче, всех тех, кого в Советском Союзе относят к категории служащих. Этот слой населения, жаждущий стабильных и гарантированных условий существования, растёт и приобретает всё большее влияние. Число людей, жаждущих стать служащими государства и не задумывающихся о том, какую цену придётся заплатить их потомкам за осуществление этого идеала, в странах Запада огромно.
Та же тенденция реализуется в усилиях правящих и оппозиционных партий по сохранению общественного порядка и внесения элементов государственного регулирования в общественную жизнь... Западный социализм – лишь западный путь к коммунизму. Социальное страхование, налоговая система, социализация, государственное распределение бюджета, государственное образование, контроль – эти меры, которыми пытаются предотвратить коммунизм (понимая под ним только русский путь), подвигают общество к коммунизму.
Запад, опередив Советский Союз в экономическом, технологическом и других отношениях, отстал от него в отношении социальном. Но история знает и не такие зигзаги. Впереди – столетия. Времени хватит. И Запад ещё наверстает потерянное.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Коммунизм имеет корни в самих основах человеческого бытия. Если даже на планете не останется ни одной коммунистической страны и ни одного коммуниста по убеждениям, это ещё не будет означать, что коммунизм исчез навечно! Человечество так или иначе начнёт новый цикл борьбы за коммунизм. Под другими названиями, с другими лозунгами, но по сути дела за то же самое.
Перенаселение планеты, неравномерность размножения различных народов, относительное сокращение европейской расы и угроза потери ею своего престижного положения в мире. Разрушение природной среды, истощение природных ресурсов. Угроза мирового голода. Болезни. Рост преступности. Идейный хаос, моральная распущенность, психологическая растерянность молодёжи. И прочее и прочее.
Мир, хочет он того или нет, вынуждается на такие меры самозащиты, которые так или иначе ведут его к коммунизму.
По публикации в альманахе «Квинтэссенция»
Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:
Когда закончилась «фаза князя Львова»...
Конец коммунизма?