Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №11/12(23). 1992 год

Конец коммунизма?

Гравюра Германа Вячеславовича Черёмушкина
Гравюра Германа Вячеславовича Черёмушкина

Вопросы, которые человек ставит самому себе, и составляют суть культуры. Именно вопросы, а не ответы. Вопрос один, ответов тьма. Вопрос – это неполный ответ. И самые трудноразрешимые проблемы те, которые не имеют ещё своего вопроса, то есть те, о существовании которых человек даже не догадывается. Неясная тревога, появляющаяся при встрече с такими проблемами, укрощается подведением её под одно из уже имеющихся символических объяснений.

Символы меняются, миф сменяет миф, а тревога остаётся. Как остаётся и невыявленная проблема, продолжающая диктовать человеку свои условия... В XX столетии коммунизм обрёл невиданную ранее в истории планеты силу. Весь мир, разные народы, страны, христиане, мусульмане, буддисты были вовлечены в противостояние «чистых» и «нечистых», красных и некрасных. Две сверхдержавы с роем сателлитов раз за разом сходились у смертельной черты – Вторая мировая и Корея, Куба и Турция, Ближний Восток и Индокитай, ядерные полигоны, «звёздные войны». Идеей, определявшей ходы сторон, была одна – коммунизм: «за» и «против». Но вот постперестройка, и с коммунизмом вроде бы разобрались (даже в суде попробовали). Заговорили о посткоммунистическом мире... И всё же вопрос: почему был (есть? будет?), коммунизм остался. Почему благие желания и чистые идеалы выстелили дорогу в ад, называемый второй половиной XX века? Не приведут ли новые самые благие желания «посткоммунизма» к новым кругам ада? Что осталось недосказанным за коммунизмом? Он ушёл, но навсегда ли?..

К 75-летию Октябрьской революции в России мы предлагаем читателям выдержки из работы Александра ЗИНОВЬЕВА «Конец коммунизма?», написанной ещё «при перестройке», но сохранившей, по мнению «Социума», интерес и для дня нынешнего.

Для комментирования любой ком. темы достаточно по-новому пропеть ком. песни... (попробуйте). Ну, например, «У власти ОРЛИНОЙ (!) «горлят» миллионы, а где же закуска, страна?» Автор рисунка: Г. Басыров

Корни коммунизма существовали и существуют в той или иной форме в самых различных обществах... Без них вообще невозможно никакое достаточно большое и развитое общество. Это социальные феномены, которые я называю феноменами коммунальности. Лишь в определённых условиях они могут стать доминирующими и породить специфически коммунистический тип общества – реальный коммунизм... Они обусловлены тем фактом, что достаточно большое число людей нуждается в том, чтобы в течение жизни многих поколений жить как единое целое, совместно...

Коммунизм не есть продукт, продолжение и завершение капитализма. Он вырастает из различных источников. Неслучайно поэтому коммунизм впервые вырвался на историческую арену не на высокоразвитом капиталистическом Западе, а в капиталистически отсталой России с высокоразвитым явлением коммунальности: с мощным централизованным государственным аппаратом и классом чиновников, с привычкой масс населения к подчинению, с крестьянской общиной.

Ликвидировав уже ослабленный класс помещиков и ещё не окрепший класс капиталистов, Октябрьская революция расчистила почву для отношений коммунальности... Если принцип марксистского полного коммунизма «каждому по потребностям» понимать не обывательски, не в смысле удовлетворения любых желаний людей, а социологически, то есть в смысле удовлетворения общественно признанных потребностей, то он реализуется вообще во всяком стабильном обществе...

Для превращения какой-то страны в коммунистическую недостаточно захватить власть, обобществить экономику и учредить обязательную государственную идеологию. Для этого нужно создать новую социальную организацию масс по законам коммунальности и подчинить ей все прочие аспекты жизни людей.

С другой стороны, если коммунизм стал привычным образом жизни и завладел социальной организацией данного народа, то приватизация экономики и введение рыночных отношений, разрушение государственной идеологии и коммунистической системы власти ещё не означают полного разрушения коммунизма. Чтобы сделать это, нужно разрушить социальную организацию населения.

Без этого условия реальное коммунистическое общество... может какое-то время существовать как коммунистическое даже в том случае, если в стране нет ни одного коммуниста по убеждениям, если депутаты выбираются из десятков кандидатов, допущена частная инициатива и свободный рынок, короче, если в нём можно наблюдать бесчисленные явления, считающиеся признаками западного плюрализма и демократии.

ОТКАЗ ОТ КОММУНИЗМА

Лозунги разрушения коммунизма и создания некой демократии кажутся хорошими и осуществимыми, пока есть уверенность, что они и останутся в сфере слов. Но вот судьба дала людям в руки власть осуществить в деле то, к чему они призывали. Как говорится, здесь Родос – здесь прыгай!

Страны Восточной Европы заявили об отказе от коммунизма и о переходе к парламентаризму и рыночной экономике, то есть к капитализму. Но современный капитализм – это прежде всего концентрация капиталов, высочайший уровень технологии и производительности труда, конкурентоспособность на мировом рынке. Какая из стран Восточной Европы способна сейчас на это?

Переход их к капитализму возможен лишь с «помощью» Запада, то есть путём включения этих стран в сферу его экономики в качестве рынков сбыта и поставщиков дешёвой рабочей силы (иными словами, в виде колоний нового образца со всеми вытекающими следствиями).

Наиболее благоприятные условия для отказа от коммунизма у Восточной Германии. Но что здесь происходит? Происходит самая циничная аннексия её Западной Германией. Если это революция, то революцией следовало бы назвать и оккупацию этих земель Советской Армией в 1945 году.

Положение здесь очень характерно. В период соблазнения восточных немцев на первом месте стояли интересы материальные (включая гостевые подачки по 100 марок). Теперь ясно, что большинству бывших граждан ГДР в новой Германии невозможно найти работу. Даже получая пособия, безработные очень скоро перестанут сравнивать своё нынешнее материальное положение с прежним и будут сопоставлять его со стандартами западных областей.

Многочисленные парт- и госчиновники, сотрудники органов ГБ и пропаганды, работники контор, оказавшихся ненужными в экономном капитализме, составляли значительную часть населения. Ликвидация должностей, которые давали занятие, служили предметом соблазна, стимулировали жизнедеятельность, наряду с повышением эффективности предприятий, избыточностью молодых людей с университетским образованием и тому подобным резко ограничивает возможности жизненного успеха для молодёжи. А ведь молодёжные бунты 20 лет назад потрясали не коммунистические, а капиталистические страны.

Переход к капитализму означает разрушение всех достоинств коммунизма. Сейчас об этом не хотят думать. Избавляясь от коммунистических зол, восточные немцы теряют и известные блага. Что касается собственно благ капитализма, то им предоставляется лишь возможность включиться в ожесточённую борьбу за них. И в этом смысле капитализм не менее жесток, чем коммунизм. Насытившись благами Запада, освобождённые граждане коммунистических стран в идеализированном виде вспомнят о том, что они потеряли.

Отказ от коммунизма – показатель недостатков и слабостей этого социального строя. Но он не показатель достоинств и силы капитализма, подобно тому как установление коммунизма в Восточной Европе в своё время не было доказательством преимуществ коммунизма.

Мы не унываем, что собираем, унываем, что мало подают

Мы не унываем, что собираем, унываем, что мало подают. Скульптура Э. Барлаха «Нищенка из Нижнего Новгорода»

БУДУЩЕЕ КОММУНИЗМА

В своё время в Западной Европе имела место феодальная раздробленность. В отношении современного Запада можно говорить о плюралистической (если не капиталистической) раздробленности. Эта раздробленность – закономерный результат прогресса общества. Но она с такой же необходимостью порождает противоположную тенденцию – тенденцию к объединению.

В западном обществе наряду с капиталистическими явлениями в сильнейшей степени развиваются явления коммунальности, приближающие социальную структуру населения к таковой в странах коммунистических. Западный плюрализм, на мой взгляд, есть капиталистическая раздробленность с тенденцией к объединению по законам коммунальности, то есть с тенденцией к коммунизму.

Идеи коммунизма возникли на Западе не без оснований. Эти основания не исчезли, но лишь изменили свои формы, и теперь их суть вновь заявляет о себе.

Коммунизм здесь вырастает не из идеологии, а из самих внутренних условий жизни. Этот процесс идёт независимо от усилий западных коммунистов, а в значительной мере и вопреки им. Основу коммунистической тенденции образуют не рабочие и крестьяне, а огромные массы чиновников, инженеров, учителей, директоров, врачей, художников, журналистов и тому подобных, короче, всех тех, кого в Советском Союзе относят к категории служащих. Этот слой населения, жаждущий стабильных и гарантированных условий существования, растёт и приобретает всё большее влияние. Число людей, жаждущих стать служащими государства и не задумывающихся о том, какую цену придётся заплатить их потомкам за осуществление этого идеала, в странах Запада огромно.

Та же тенденция реализуется в усилиях правящих и оппозиционных партий по сохранению общественного порядка и внесения элементов государственного регулирования в общественную жизнь... Западный социализм – лишь западный путь к коммунизму. Социальное страхование, налоговая система, социализация, государственное распределение бюджета, государственное образование, контроль – эти меры, которыми пытаются предотвратить коммунизм (понимая под ним только русский путь), подвигают общество к коммунизму.

Запад, опередив Советский Союз в экономическом, технологическом и других отношениях, отстал от него в отношении социальном. Но история знает и не такие зигзаги. Впереди – столетия. Времени хватит. И Запад ещё наверстает потерянное.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Коммунизм имеет корни в самих основах человеческого бытия. Если даже на планете не останется ни одной коммунистической страны и ни одного коммуниста по убеждениям, это ещё не будет означать, что коммунизм исчез навечно! Человечество так или иначе начнёт новый цикл борьбы за коммунизм. Под другими названиями, с другими лозунгами, но по сути дела за то же самое.

Перенаселение планеты, неравномерность размножения различных народов, относительное сокращение европейской расы и угроза потери ею своего престижного положения в мире. Разрушение природной среды, истощение природных ресурсов. Угроза мирового голода. Болезни. Рост преступности. Идейный хаос, моральная распущенность, психологическая растерянность молодёжи. И прочее и прочее.

Мир, хочет он того или нет, вынуждается на такие меры самозащиты, которые так или иначе ведут его к коммунизму.

По публикации в альманахе «Квинтэссенция»

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

Когда закончилась «фаза князя Львова»...

Конец коммунизма?