Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №10-12 (41-43) 1994 год

Кем обустроится Россия? Попытка занимательного анализа забавным молодёжным слогом Игоря Мартынова

Перформанс «Очищение песка», 1993 г. Автор – В. Опара
Перформанс «Очищение песка», 1993 г. Автор – В. Опара

Не успела наша молодёжь определиться, а мы её – хлоп! – и классифицировали.

Откуда человек, нам доложил папаша Дарвин. Откуда бралась молодёжь – разъяснял Закон о ней и ЦК ВЛКСМ. А теперь – молчок. Ни тебе системы, ни отмычки от молодёжного сезама. А как без этого заштопать межпоколенческую пуповину?

Мы вам вручаем сегодня не просто генеалогическое древо современной российской молодости. Это таблица Менделеева, карта, схема, правила эксплуатации. Пусть знает молодёжь, куда ей пойти, а отцы – где её искать. Как природа делится на троих (ходят, летают и плавают), так и в новом поколении три базы: «бытники», «идеалисты», «эстеты».

БЫТНИКИ

Процентов 70 от валового показателя. В пику американским битникам пятидесятых – были такие бродяги без кола и двора – они выбрали быт. А что такое «быт»? Выгляни в окошко: отвислые провинциальные тучи. Ворона, неглушимая, как «Голос Америки». Бюст авиатора Чкалова с оторванным мизинцем. Развилка дорог на Старбеево, Машкино и Лобаново. Холодильник, врубаемый только пинком ладони по кожуху.

Водопроводный кран, хронически капающий, будто занемогший триппером. Дрожь фужеров при железнодорожных манёврах. Мелочёвка, конечно. Быт – это то, что опознаваемо в окружающем враждебном мире. Отвоёванное потом и кровью советских поколений. Прирученное. В этой стране поезда всегда опаздывали, но график их опоздания мало-помалу сложился в особое расписание, которое нам известно.

Пускай в этом аварийном доме жить нельзя (хоть он пушкинский) – но мы живём. Знаем, куда балка упадёт, где замкнёт ток. Какие ещё великие идеи, Сталин, Гагарин! Нас цементировал быт. Всесильный бог деталей. Почему до недавнего времени люди крепились, не отчаивались? Пока знакомо стояли очереди, пока ночью бегалось за водкой в таксопарк, а не в ночной магазин; пока, чтоб купить тачку, давали в обход взятку, а не напрямки миллионы. И вдруг с головы всё встало на ноги? Подкатила тошнота.

Обжитый антимир рухнул. Навыки подпольщиков больше не оказались нужны. Крушение быта – вот чем стреножено население! И народились те, кто ринулся осваивать новые маршруты, цены, габаритные огни.

Обустраивать Россию начни со своего угла, решили потомки нэпманов, мещан, комсоргов и фарцы.

НЬЮ-РАШЕН (новые русские). О них много говорят, но опознать их можно только по внешнему виду: в турецких обливных дерюгах, в с иголочки костюме от Диора, с пингвиньей пластикой – локоток на отлёте, остолбенелая шея, напряжённая сытость на фэйсе. «Боровички» (от слова Боровой). Самая дорогая модель в этой марке – «спонсор». Для наших дорог, когда «Калашников» в любых кустах, – конечно, понтярство. Но пока в российской иерархии нет более высокой ступени, чем «выкинувший кило лимонов» на никому не нужный фильм (журнал, балет, футбольный клуб), пока нельзя купить Кремль и Эрмитаж...

ГУМЫ – обитатели ларьков, киосков и жестяных павильонов. Отличаются от «нью-рашен» тем же, чем собака (даже с конурой) от человека. Хотя среди них попадаются добрые, добродушные, незлые парни и девчата, но избранный ими путь к светлому быту чересчур хлопотен, а зимой чреват обморожением придатков. При желании могут повторить чей-нибудь подвиг, потому что «гумы» – в авангарде буржуазной революции, пушечное мясо.

Один уральский лавочник девятнадцати лет был ночью подорван на рабочем месте рэкетирским динамитом. Всю ночь он полз через город практически без ног, продезинфицированных настоящей «смирноффской» водкой. Тогда-то он и почувствовал разницу: гангрены не было. Его ларёк «У Мересьева» теперь продаёт только продукцию Смирноффа, сам герой стал истинным поэтом мелкооптового бизнеса: сочиняет стихи про «Мальборо», «Марс», «Ригли сперминт». «О ты, зеленоглазый грин – мой верный друг, мой Бог един!»

ГОБЛИНЫ – низшая, грузовая каста, собаки, но без конуры. Называются от романа К. Саймака «Заповедник гоблинов».

Группой в пять человек, заплатив 150 баксов, они под шефством вожака выдвигаются в шоп-тур, разумеется в Азию. Без паспортов, без средств к ресторану, они выполняют гужевые функции: закупают тюки с дешёвым тряпьём и доставляют его на Русь, за что имеют очень быстрое физическое развитие (сродни службе в десанте) и полиглотство – словом, «мани» на китайском, тайском и вьетнамском.

НАТУРАЛЫ – рядовые, нормальные граждане, которые эффективным трудом заработали тачку и видак, могут позволить себе ананасы по уик-эндам и ближайшее зарубежье в отпуск. Здесь ещё не помянуты вышибалы казино, уборщицы «Макдоналдса», мойщики «вольв», спекулянты золотом, ваучерами, часами, орденами и другие некрупные элементы. «Бытники» ищут твердь. Они из тех, кто ходит.

ИДЕАЛИСТЫ

ЛЕТАЮЩИЕ. Раньше за идеализм неплохо приплачивали, теперь остались одни любители. Летают на свой страх и риск, без рубля и ветрил. Пока летают, рэкетиры уводят их жён и усыновляют детей и переманивают «вискасом» четвероногих друзей. Зато ввиду своего повышенного, экстремального положения они особенно заметны, вокруг них толпятся спонсоры, омоновцы, средства массовой информации и среднекалиберные вожди класса Жириновского.

Парадокс в том, что при советской власти они были самые что ни на есть ангажированные и (лучше не скажешь!) – легитимные. Нынче же оптом подзалетели в разряд «неудачников», следуя словарю Э. Лимонова («Дневник неудачника»).

Странные отщепенцы, которые в силу умственных и психических отклонений всё не сподобятся встать за прилавок со «сникерсом» или повесить на себя табличку «Куплю СКВ». Безусловно – отмирающий вид. Но ярок последней, смертельной красотой.

ЛИМОНЧИКИ – последователи основоположного Эдуарда. Решительность, бушлат, приязнь к портвейну. В отличие от М. Горького, который пришёл в литературу из людей, они, наоборот, уходят оттуда в люди: Я. Могутин, Дм. Галковский, Э. Асмаловский – ключевые фигуры. Духовные Геростраты, постепенно дозревающие до истинного геростратизма. То и дело в подпольных художественных галереях на сатанинских оргиях вербуются в террористы непризнанные гении.

Взрывы в метро, пара поездов под откос, два-три поджога в универмагах, меткий выстрел в столоначальника из фау-снаряда, отрытого в брянских лесах, – и снова «Народная воля», Багров, Засулич, которые тоже из творческой молодёжи. И вот уже в Питере на сходке отмечено 120-летие начала каторги С. Г. Нечаева, террориста, немелкого Достоевского беса. В Екатеринбурге зреет клуб друзей умертвителя царской семьи Юровского.

В Москве молодёжь пишет петицию за восстановление Дзержинского на Лубянском постаменте. Среди заводил вчерашние авангардисты, концептуалисты, тусовщики. Кому разницы нет, чем прославиться – пером или топором. Сейчас легче – топором. А как пресечь, говоришь, метаморфозу Адольфа Шикльгрубера (пейзажиста) в Адольфа Гитлера (фюрера)? Напечатайте его стихи, купите его картины, пошлите его фильм в Канны, скажите ему, что он гений, – пока не поздно!

НЕОКОММУНИСТЫ. Смельчаки готовят умыкание мумии из Мавзолея – от погребения подальше. Они нередки, ибо щедрая ностальгическая слеза, как веерный ороситель, орошает всё окрест: и Брежнева, и БАМ, и диктатуру пролетариата. Когда экс-неформалы типа «металлистов» и «панков» стали самыми почётными гражданами Среднерусской возвышенности, коммунары – самые главные неформалы. Тому пример недавний приём в Пятый интернационал. Не важно, кто додумался – Лигачёв или Зюганов, но лихо, как безалкогольная свадьба. Экзамены такие: Москва рассечена на секторы. По конспиративным квартирам сидят экзаменаторы.

Абитуриент должен выполнить несколько заданий. Найди ту самую явку, где в 1905 году пересеклись Ленин и Бухарин! Постучись условным стуком! Повтори на местности маршрут, которым Бауман ушёл от царской охранки! Вспомни историческое название станции метро «Охотный ряд»! Спой на Арбате «Мы жертвою пали в борьбе роковой»! Пади жертвой на Красной площади (или возле Белого дома, по выбору)! Главное для неокоммунистов – игровой, озорной элемент. А что? Заскучает народ на дозволенных рок-концертах, да и потянется в подполье!

Свобода есть испытание силы. Н. Бердяев

В перформансе участвуют студенты школы современного искусства «Свободные мастерские». Автор фото: И. Буштуев

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ШИЗОФРЕНИКИ. У нас каждый второй шизофреник, с этим свыклись. Но есть, однако, нарочно сходящие с ума во главе с неким Шибановым. Изначально нормальные, они себя калечат, играя на опережение. Методы у них передовые. Есть контактная шизофрения: это когда круглосуточно без продыха общаешься с настоящим безумцем и заражаешься.

Второй метод – «Готика», по фильму Рассела. Измождение мозга с помощью шума, кофе, электрошока. Таким способом китайцы уничтожали воробьёв, не давая заземлиться. В чём их идеализм? Сумасшествие, говорят, это соответствие сохатому русскому хаосу, самое патриотическое состояние головы. Их пока немного, живут возле метро «Речной вокзал».

ЯЗЫЧНИКИ. Сект на душу населения у нас всегда хватало, хотя бы потому, что православие само по себе порядочная секта. Однако вот новинка сезона: язычество. Разумеется, юноши встретили на ура: и религиозные порывы реализуют, и не скучно, как в официальной церкви. Верховный жрец Перуна, некий Доброслав, штабируется под Рязанью. Летом славно отметили день Перуна. Принесли пару свиней в жертву, попрыгали через костры, пометали стрелы, подрались.

Язычники популяризуют славяногорецкую борьбу. Как сказывал главный их тренер Александр Белов: «Русское ушу в лесах и на полянках». К язычникам относятся неистовые национал-патриоты («Русская партия» А. Баркашева); «толстовцы» (последыши Л. Н. Толстого по линии сохи и вегетарианства); «волки», считающие, что человек произошёл от волка, посему живущие в логовах в лесах; «поганцы» (белорусские язычники, на чьих знамёнах бледная поганка).

Упадок политико-религиозных, летающих видов молодёжи – до первой сытости. Как только окрепнет бытовой фундамент, сразу с новой дурью закрутится русское колесо обозрения – нам сверху видно всё, ты так и знай!

ЭСТЕТЫ

Жизнь – цель, а не средство. Роскошь, а не средство передвижения. Эстет не хочет во всём дойти до самой сути, превыше ценя орнамент, аксессуары, окольные пути. Ест не ради насыщения, но вкусовых ощущений ради. С большой охотой выгуливает даму по гулким осенним паркам и кормит её с руки на презентациях.

Умеет плавно двигаться сквозь хаос, красиво подавать нищим и даже в самый переломный для страны момент не потеряет пижонских замашек. Эстет – из породы плывущих, причём по воле волн, но обязательно тёплых, адриатических, средиземных. И если ему на голову, как Ньютону, упадёт яблоко, он не станет открывать закон всемирного тяготения и не побежит на плодовый рынок, но накормит ближайшую Еву и сам пожуёт.

Раньше именно эстеты составляли главный теин в молодёжном чае: стиляги, штатники, хиппи, панки, хайлайфисты, брейкеры. Но сузился их круг. Гардеробом теперь никого не удивишь, запреты сняты, деликатесы в каждом сельпо, труднее ливерную колбаску купить, чем мидий. Раз уж внешние параметры не пропуск в эстетство, поневоле приходится удобрять и культивировать внутренний мир. Интенсивный путь развития избран.

МАСОНЫ – в августе 93-го распахнула двери первая после 70-летнего антракта русская ложа в Москве, стараниями ложи Великий восток Франции. Обучают самому что ни на есть эстетскому умению отделять личность от государства. Один из юных масонов говорил мне за рюмкой абсента: «Почему крапива или дерево не жалуются на жизнь, а честно производят кислород? Дают витамины и дрова? Почему человек вечно на что-то пеняет? Его дело без прогулов выполнять возложенную на него функцию человека. Для чего надо просто содержать в хорошей форме ум, честь, совесть и остальные органы».

ДЕТИ – бывшая «золотая молоёжь». Отличается от «новых русских», во-первых, наличием славных предков, во-вторых, немеренным досугом, поскольку за них уже отработано. Именно дети ходят в главных героях новой культуры, особенно напирая на кино и видеоклипы. Они эмбрионы будущей аристократии. Например, видимый на всех мало-мальски заметных презентациях Антон Табаков – никто не знает, чем он занят в свободное от презентаций время. Он просто хороший парень из нашего города, и этого достаточно!

ВИАНЫ – эпигоны французского писателя-джазмена Бориса Виана (1921–1959 гг.), который носил пожарные краги, боты на каучуке и дудел в саксофон на рассвете. «Вианы» – вообще поклонники всего французского (например, кино Люка Бессона «Никита») и шире – европейского. Не раз уж они срывали премьеры американских фильмов, демонстративно не посещали «Макдоналдс» и бойкотировали недавний визит Майкла Джексона в Москву... Они не любят открывать Америку.

Суммируя: эстеты отличаются несуетностью, пренебрежением к материальной, да и духовной жизни, а также здоровым пофигизмом. Если бы обезьянами были они, человек бы не произошёл. Они бы нашли прелести и в банановых джунглях.

Общество держится типами и движется характерами. М. Пришвин

Перформанс В. Опары «Клаустрофобия». Фото автора. Участвуют студенты «Свободных мастерских»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что и требовалось доказать. Генеалогическое древо растёт, почки почкуются, таблица Менделеева пополняется новыми элементами. Вот и касты будущей России оформились. И никому не заказано впасть в любую из них (разве что трудновато стать дитём Табакова либо Бондарчука, хотя если очень расстараться...). Нулевой цикл, выбор свободен. Можно даже остаться при своих. Главное, что посрамлён классовый подход. Опять люди объединяются не по классовому ярлыку, а по совместимости, как космонавты. Есть мнение, что и при капитализме жлоб останется жлобом, зато и душа-человек не скурвится...

Из газеты «Комсомольская правда»

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Афинская школа

Кем обустроится Россия? Попытка занимательного анализа забавным молодёжным слогом Игоря Мартынова

Может мне полюбить их?

Поставленъ бысть святыи великии мученикъ Георгий на воротехъ на Фроловскихъ... Из истории древнего герба Москвы