Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №(26-27). 1993 год

Каждый цветок хранит свою тайну

В век жёстких ритмов и стрессов цветок стал таким же предметом купли-продажи, как окорок или булавка, он как будто скукожился, исчез его прежний запах, а в песне цветок остался столь же лёгким, ароматным, очаровательным, каким был когда-то. Как миг счастья: «белой акации гроздья душистые невозвратимы, как юность моя...»

О них слагали легенды, они запечатлены в архитектуре и живописи. Каждый цветок хранит в себе тайну, и даже самый крохотный – стоит только поразиться ему – может много рассказать о себе.

«Царицей цветов» назвала розу величайшая поэтесса Эллады – Сафо. Роза – символ мира и любви. Во многих странах во время весенних праздников выбирают самую красивую девушку – «королеву роз».

Богиня любви Афродита уколола палец о шиповник, и из капельки крови возникла красная роза. В России роза появилась лишь в XVII веке.

Слагались легенды об анютиных глазках, о незабудке, ставшей символом верности и постоянства, о львином зеве (победа Геракла над Немейским львом восхитила богиню Флору, которая в честь этого подвига создала цветок).

Древние римляне назвали всем нам хорошо известный осенний цветок астрой – «звездой». С синим васильком связана легенда о юноше, который всё свободное время проводил в поле, собирая цветы для венков и гирлянд. Маргаритку называют «вечной красавицей», у многих народов она символ доброты и сердечности.

Поверий и обычаев, связанных с цветами, накопилось тоже немало. Люди с древнейших времён украшали цветами себя и свои жилища, но букетов в древности не делали – плели венки и гирлянды. Греки и римляне, пригласив гостей на торжества, надевали на них венки из роз, украшенные лентами. «Цветы подаёт нам природа, искусство в венок их вплетает», – писал Гёте. Венки из сильно пахнущих цветов были своеобразной заменой духов.

Первые букеты появились почти пять столетий назад. Букеты были небольшие; мужчины носили их в петлицах, женщины прикалывали к корсажу и волосам, позже – украшали ими шляпки. Большие букеты вошли в моду лишь в первой половине XVIII века. К круглой основе из мха прикрепляли симметрично цветы на проволочке.

Такой букет походил на сплошь вышитую гладью подушку. Лишь во второй четверти XIX века появился обычай дарить букеты. Началось увлечение «языком цветов». Бутон розы – «молодая девушка», гелиотроп – «люблю тебя более всех на свете», резеда – «добрые качества души лучше красоты»...

Прежде чем сказать о современном искусстве составления букетов, следует осмыслить каждый цвет, которой вместе с цветком будет участвовать в композиции.

Красного может быть очень мало. Это и знак чисто физической силы. Красный световой поток ассоциируется с Огнём. Красный цвет может дать и бодрость, и утомление – в зависимости от сочетаний, полутонов, оформления.

Оранжевый цвет, не уравновешенный другим цветом, будет кричать и притягивать к себе лишнюю информацию. Зелёный, небесно-зелёный, синий, лилово-фиолетовый и белый цвета уравновесят его. В то же время оранжевый цвет обостряет интуицию, рождает возвышенные мысли и добрые чувства, приглушает раздражительность, врачует вялость. Календула, настурция, огоньки, любые другие цветы с оранжевой окраской помогут быть в норме, не выходить из себя.

Оранжевый световой поток связан с силой жизненной энергии.

Золотой и жёлтый – цвета радости, счастья. На иконах никакой другой цвет не смог бы передать абсолютное пространство: и вглубь, и вширь, и ввысь, – как только золотой. Золотисто-жёлтые главы соборов в сочетании с солнечными лучами – «два голоса среди молчанья». Они приглушают всё неестественно громкое и резкое. Это символ энергии равновесия.

Своей красоты и аромата не теряет только тот цветок, который мы срываем. Олджер Скульптор Е.Гатилова. "Сельская свадьба"

Своей красоты и аромата не теряет только тот цветок, который мы срываем. Олджер

Скульптор Е. Гатилова. «Сельская свадьба»

Золотой шар, палевые, жёлто-розовые хризантемы, купальницы, куриная слепота – все эти цветы золотисто-жёлтой окраски внесут радость в композицию.

Считается, что цвет Божественной монады – зелень, обрамлённая золотом и серебром, цвет, никогда никем не достигаемый и не оскорбляемый. Зелёный – цвет жизни, гармонии, душевного равновесия, дающий обаяние, такт, аристократичность, цвет «осердеченного разума». Тёмно-зелёный (густой хвойный лес) рождает чувство спокойного благородства и справедливости. Светло-зелёные весенние оттенки, однако, смягчают напряжённость, сдерживают стрессы, рождают чувства тёплые и весёлые.

Синий цвет также связан с духовностью. Этот световой поток ведёт в информационное поле Добра, даёт глубокое спокойствие и душевную радость; он нужен там, где пассивный отдых, деловые встречи, напряжённый умственный труд. Он даёт ощущение прохлады, широту мировоззрения, помогает понять непостижимые ранее тайны. Это цвет знаний, ума, поиска смысла жизни, цвет истины.

Однако вечером воздействие его утомляет, днём же и утром он молодит и освежает. Поток синего цвета – хорошее средство при лечении психозов, но родит часто чувство неуверенности и замкнутости, потерю сердечности, будучи использован неосторожно и легкомысленно. Синие васильки на золотисто-жёлтом пшеничном или ржаном поле – одна из самых гениальных композиций, созданных самой природой.

Фиолетовый цвет состоит из красного и голубого. Это символ энергии разума, у него много оттенков: более тёмные говорят о познании мира материального с помощью философии; наиболее светлые, включая сиреневые, переходящие в белый, говорят о высшей связи с Высшим разумом, с великой истиной жизни, с любовью. Этот поток света, при правильном его использовании, сливается с индивидуальным духовным сознанием, пробуждает космическое начало, отвечает за жизнь, постоянное её развитие и обновление. Это цвет религиозных мыслителей, духовно развитых личностей.

Как и красный, фиолетовый цвет может быть опасен. Применяя его, нужно опереться на высокое и точное чувство вкуса.

Белый цвет – спектр всех цветов. Это генетический код Вселенной, творчество Бога, связанное со Светом. Он символизирует чистоту, невинность, милосердие, пронизывает всё учение православия. Это символ кротости и смирения.

В композиции белые цветы, слегка отливающие розоватым, голубоватым, канареечным, собранные по три или пять в сочетании с зеленью, выглядят необыкновенно торжественно и смиренно, могут стать объектом медитации, очищения мысли. Это восьмой цвет в гамме – символ бесконечности. Лилии и астры, каллы, розы и гвоздики, ромашки и хризантемы, одетые в белые одежды, могут очистить глубины души.

Наталья Кудрина. Авторский дайджест

Ещё в главе «Человек — общество — природа»:

Одна земля – одно будущее

Каждый цветок хранит свою тайну