Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №(26-27). 1993 год

Кавказские вопросы

Кавказ – жребий России, её испытание и судьба.

Для Древней Руси Кавказ – это Железные Ворота, где укрывались от мести княжеских дружин лихие степняки; это повесть о царице Динаре (Тамаре); это родина жены Иоанна Грозного Марии Темрюковны; и казачьи зипуны, добытые в Шемахе.

Для Российской империи Кавказ – это беспрестанные кавказские войны, Тифлисское наместничество и кавказские пленники, коими столь богата оказалась русская литература; это многострадальная Армения и «злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал»; это Пётр Багратион и Нина Грибоедова-Чавчавадзе; это место ссылки декабристов и край свободы дикой; это Шамиль, «Хаджи-Мурат» и футурист Владимир Маяковский из городка Багдади.

Для России Советской Кавказ – это 26 комиссаров, премудрый в лютости Иосиф Виссарионович, Анастас Иванович, Лаврентий Палыч; это сын турецкоподданного, продающий билеты у Провала; и кепки-аэродромы; это Данелия, «Сандро из Чегема»; и брежневское «широко шагает Азербайджан»; Шеварднадзе, Сумгаит, Гамсахурдия, Спитак, Дудаев, Горская конфедерация, Сухуми, Карабах и пленные русские наёмники, приговорённые к высшей мере в Баку; это советизм «лицо кавказской национальности», «Мимино» и казаки, и проч., и проч.

Если история учит, то чему она нас научила? Если же нет...

До решения кавказских вопросов ой как далеко, но в нашей воле выслушать иное мнение и, возможно, понять, что не такое уж оно и иное (а отличное отнюдь не значит «плохое»), что другая сторона действительно может быть другой, а не только противной. Итак:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ (традиционный):

КТО ВИНОВАТ?

Елена Скворцова, журналист: В стремлении жить дружно кавказские народы не составляли исключения из общечеловеческой практики. Так же, как и другие, они веками шлифовали обычаи, традиционные установки, которые помогали людям самых разных национальностей жить рядом в чрезвычайно пёстрой этнической, культурной и религиозной среде. И вдруг – такой взрыв ненависти! Счёты подчас сводятся за обиды столетней давности. Создаётся впечатление, что причины этих конфликтов заложены в логике многовековых взаимоотношений этих народов, что долго зревшие нарывы сегодня прорываются один за другим.

Илья Раскин, журналист: Одна моя знакомая из Абхазии, учившаяся в МГУ на факультете психологии, говорила: «Мне после университета стало трудно общаться с земляками с Кавказа: чуть не каждому ставлю диагноз – демонстративное поведение почти у всех. Чаще всего такое поведение – обычный спутник возрастного психологического кризиса у подростков. Кто не знает, как подросткам хочется выглядеть взрослыми, как усердно они демонстрируют друг другу, девочкам и всему миру, какие они важные, солидные, независимые...

Мне возразят: при чём здесь это, ведь у народов Кавказа долгая история, древняя культура! Да, конечно, но это не меняет дела – возраст народов не меряется ровным ходом времени. Неужели отношения кавказских народов похожи на поведение умудрённых жизнью старцев? Здесь всё соткано прямо-таки из подростковых противоречий: воспалённое чувство собственного достоинства, суровые правила чести – и жестокость, бесчувственность; обострённое восприятие мира – и упрощённые представления о нём; индивидуализм – и потребность сбиваться в группы, деля при этом мир на своих и чужих; стремление к самостоятельности, неприятие авторитетов – и слепое поклонение им...

Джохар Дудаев, президент ЧР (из выступления в Грозном на круглом столе «Единый кавказский дом»; сентябрь 92): Империя в течение целого года, с августа по нынешний день, навязывала нам тягчайшую территориальную кровавую непримиримую вражду... Между кавказскими народами исторически нет антагонистических противоречий... Народы Кавказа подготовлены к мирному сожительству... ни один регион мира так не подготовлен, как мы...

Будущее мировой цивилизации принадлежит истоку мировой цивилизации – Кавказу. Многим это не нравится, многие могут сказать: Кавказ претендует на мировое господство... Нет, мы претендуем на право созидательного труда... Сейчас Кавказ – это очаг, который может дать мировой цивилизации импульс новых отношений и нового развития, покончив с глобальной тоталитарной системой.

Сергей Арутюнов, член-корреспондент АН: Все эти конфликты на 99% порождены послереволюционной эпохой, и добрых 85% из них падают на послевоенный период. Некоторые, безусловно, можно назвать фатальными. Это те, которые произошли из-за несправедливого размежевания, из-за преступных политических акций по изгнанию народов с их земель.

Если не преступлением, то неумной политической махинацией, например, было невосстановление Ингушетии в её прежних границах. Ни чеченцам, ни ингушам ничего не дало то, что от Ставропольского края отрезали несколько районов и придали их Чечне. Скорее чеченцам даже стало хуже – это размыло их этническую однородность, появился ряд районов с преобладанием русского или ногайского населения (для последнего это тоже создаёт череду проблем).

Но даже принимая сказанное во внимание, я считаю, что далеко не все наблюдаемые сегодня конфликты были неизбежны. По крайней мере их можно было бы потушить ещё на зачаточном этапе, если бы не существовали такие группы, которым выгодно раздувание и обострение межнациональной розни. У представителей групп, которые уже имеют власть, игра на националистических настроениях – способ удержаться у власти, списать собственную некомпетентность (а то и нечистоплотность) на исключительно горячий патриотизм. Пока они размахивают национальным знаменем, никто не решится сказать: «Вы, братцы, дураки, да к тому же воры и взяточники!»

Сегодня, как это ни грустно признать, можно быть уверенным: если нет ещё самого конфликта, но есть его потенциальная возможность, то обязательно найдётся горстка авантюристов, заинтересованных в том, чтобы сделать себе карьеру или набрать очки общественного престижа. И они обязательно попробуют разыграть националистическую карту. А по мере того как на флагштоке всё выше вздымается национальное знамя, рядом с ним стремятся тут же водрузить и знамя религиозное.

И уже в Грузии православие считается как бы признаком грузинской национальной принадлежности. А ингуши, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, ещё 200 или 250 лет тому назад бывшие христианами, а того ранее – ещё 3-4 столетия назад – язычниками, в национальном самоутверждении всё более и более настойчиво подчёркивают свою исламскую принадлежность.

Я не хочу этим никого обидеть, но до сего дня они во многом, как и грузины, и армяне, и русские, остаются язычниками. Во многих местах эти представления были обряжены в христианские или мусульманские одежды чисто номинально. И правоверные мусульмане где-нибудь в Аравии или Египте с большим сомнением отнеслись бы к тому, чтобы этих людей по их образу жизни можно было назвать мусульманами.

ВОПРОС ВТОРОЙ (не менее традиционный):

ЧТО ДЕЛАТЬ?

С. Арутюнов: Не стоит полагаться на силу армии, которая из-за разлагающей обстановки, некомпетентности военачальников легко может превратиться в орду бандитов и мародёров. Преступное вовлечение армии в эти конфликты лишь усугубит болезнь. Надо срочно обращаться в ООН. Если и азербайджанские, и армянские боевики спокойно, без зазрения совести, стреляют по русским ребятам с красными звёздами на шлемах, в марокканских или голландских ребят в голубых касках они стрелять не станут.

Их остановит сознание того, что в этом случае против них будет выступать весь цивилизованный мир, который им в конечном счёте и нужен. И последнее. Необходимо безоговорочное признание Хельсинкского принципа нерушимости границ всеми новыми правительствами. Любая попытка изменить где-нибудь границу даже на 5 метров приведёт к чудовищному усилению конфликта.

Дж. Дудаев: Упование на то, что ООН что-то сделает, – это наше заблуждение. Я бы первый поднял руку за то, чтобы отказаться от услуг этой организации... Всем известен механизм создания этой организации – это детище Сталина.

Комментарий журнала «Посев»: Апелляция к исторической справедливости и жизненной заинтересованности в какой-либо территории – прямой путь к эскалации национальных конфликтов. Организация Африканского Единства в своё время выдвинула тезис о нерушимости государственных границ, проведённых некогда колонизаторами без учёта границ этнических. Считалось, что это предотвратит территориальные споры и будет способствовать солидарности новообразованных государств.

Войны в Биафре, в Эритрее, в эфиопско-сомалийской пустыне Огаден – лишь немногие примеры того, к чему может привести подобный принцип решения территориально-этнических проблем. Единственный принцип, который срабатывает во всём мире, – это признание того, что принадлежность любой территории должна определять воля людей, населяющих данную территорию.

Эрнест Геллнер, профессор Кембриджского университета: Принцип самоопределения наций, применявшийся в ходе переговоров о мире по окончании Великой войны 1914–1918 гг., должен был обеспечить легитимность принимаемых политических решений. Конечно, победители извлекли из него больше пользы, чем побеждённые. Учитывая же сложность и размытость этнических границ, можно утверждать, что всякие политические границы шли вразрез с чьими-то интересами... В ситуации этнического разнообразия бесспорная и справедливая политическая карта была просто невозможна.

Это и определило пороки новой системы. Новые государства были меньше и слабее, чем империи, которым они пришли на смену. Но сокращение размеров и потенциала отнюдь не было компенсировано их этнической однородностью... Проблема меньшинств вставала в них не менее остро, чем она стояла в исчезнувших империях – пресловутых «тюрьмах народов». Они сами стали провинциальными тюрьмами для своих меньшинств...

Новый международный порядок, установленный во исполнение принципа одна культура – одно государство, имел все пороки отменённой им системы плюс целый ряд своих собственных. Последствия не заставили себя ждать... В большинстве своём культуры не смогут осуществиться в том брачном союзе между нацией и государством, заключить который призывает их националистическая теория. Но гнев и ярость, высвобождаемые в этом процессе, соединяясь с дарвиновским культом жестокости, ницшеанским утверждением чувств в противовес разуму, с масштабными социальными сдвигами, закономерно приводят к безудержному кровопролитию...

В эпоху позднего индустриализма – благодаря росту благосостояния, уменьшению дистанции между культурами, появлению всемирного рынка и стандартизации образа жизни – накал националистических страстей постепенно снижается.

Хусейн Ахмадов, историк, спикер парламента ЧР: К сожалению, российское правительство намеренно или по колониальной привычке не принимает всерьёз чеченский народ. Наш президент олицетворяет для Москвы всю политическую палитру нашей республики. Он пригрозит террористическими актами или выскажется об ООН – всё внимание к нему, будто он пуп Чечни, и это воспринимается как политика государства. Но наша республика парламентская, и парламент дозирует власть любого должностного лица, в том числе и президента. В Грозном есть достаточные силы, способные вести дело с другими интонациями.

В отношениях с Кавказом не держит ли Россия экзамен на аттестат собственной исторической зрелости? Фото И. Александрова

В отношениях с Кавказом не держит ли Россия экзамен на аттестат собственной исторической зрелости? Автор фото: И. Александров

Бездумно отрезая своими действиями Северный Кавказ и Чечню, в частности, от экономики, культуры, наконец, от юридического пространства, руководство в Москве разрушает вековую ориентацию наших народов на Россию и не вполне просчитывает опасные и для себя последствия подобных шагов.

Зачем, в самом деле, делать из Чечни криминальный отстойник, когда обеим сторонам выгодно законопослушное население. Хозяйственные же связи просто нерушимы, ибо только дилетант может думать, что политическая независимость начинается с их ломки. Большой и консервативный госорганизм России может быть приведён в движение из той же Чечни.

Раскин: Возрастные кризисы болезненны, но проходят. И из них возможны разные выходы – как в полноценную, без комплексов, взрослую жизнь, так и в разрушительное состояние многолетней ущемлённости, озлобленности, униженности.

России не миновать в отношениях с Кавказом экзамена на аттестат собственной исторической зрелости. Не выдержим мы его, окажемся недорослями – Кавказу помогут встать на ноги другие. Но нам этого не простят многие тысячи русских, живущих на Кавказе, многие тысячи кавказцев, живущих в России. Нам этого не простят Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, на языке которых выступали представители кавказских народов на круглом столе в Грозном.

Дайджест по материалам периодической печати

Ещё в главе «Семья — нация — страна»:

А что речь-то говорит...

Сергей Гай. Праздник на всю жизнь

Художник эпохи Водолея (из творческого гороскопа Александра Рекуненко)

Кавказские вопросы

Девять ступеней вниз, или ссоры – конфликты – войны