Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей»

Как «Комета» родила «Беркут»

Приведённая ниже история разработки систем «Комета» и «Беркут» составлена по реконструированным воспоминаниям очевидцев тех событий, изложенным в работах С. Л. Берии, Г. В. Кисунько, М. А. Первова и автора настоящей книги.

В 1947 году сын Л. П. Берии, Сергей Лаврентьевич, завершал учёбу в Ленинградской военной академии связи им. С. М. Будённого, куда он поступил в конце войны. Отец Сергея был крайне заинтересован, чтобы он написал достойный проект. Для этого Лаврентий Павлович пригласил к себе Г. Я. Кутепова и попросил его подобрать для сына толкового консультанта. У Г. Я. Кутепова, начальника одной из крупнейших «шарашек» НКВД – КБ № 29, работали многие выдающиеся учёные и конструкторы.

Для Сергея Берии Кутепов предложил известного учёного-радиста Куксенко, работавшего у него с 1931 года. За его плечами были интересные разработки, внедрённые в серийное производство, он был награждён двумя орденами, удостоен звания лауреата Сталинской премии. Предложение Кутепова понравилось Лаврентию Павловичу. Так у Сергея Берии появился научный руководитель. Отсутствие учёной степени у Куксенко Л. П. Берия попросил ликвидировать быстрой защитой его докторской диссертации на учёном совете в НИИ-108.

Так счастливо сошлись жизненные пути П. Н. Куксенко, С. Л. Берии и Г. Я. Кутепова. Сергей Берия учился в Ленинграде, Павел Николаевич Куксенко работал в Москве, но это не мешало их частым встречам и успешному оформлению дипломной работы.

На защите дипломного проекта государственная комиссия поставила Сергею оценку «отлично» и рекомендовала организовать его реализацию в промышленности. Вскоре у министра вооружения Д. Ф. Устинова состоялось совещание членов коллегии, на которое были приглашены ведущие разработчики НИИ-20, НИИ-88 и на котором майор С. Л. Берия со своим научным руководителем И. Н. Куксенко сделал доклад.

Речь шла о борьбе с кораблями противника с помощью крылатого снаряда, отцеплявшегося от самолёта-носителя. Чтобы обеспечить беспрепятственную работу по созданию нового вида оружия, 8 сентября 1947 года вышло постановление СМ СССР № 3140-1026 об организации «Спецбюро № 1 МВ».

Этот факт нашёл отражение в недавно вышедшей книге Л. И. Берии «Тайный дневник. 1937–1953 гг.», в которой приводится следующая запись:

5/9-47. Договорился с Кобой, будем принимать постановление Совмина по противокорабельным управляемым снарядам. Ракетчики хотели назвать «Болид», потом решили, что «Комета» понятнее. Ракета будет как маленький беспилотный самолёт. Подвешивается под матку, потом сбрасывается и летит к цели. Дальность пока 100 км, надо ставить задачу на большее. Работать будут Павел и Серго. Лучшего учителя для Серго не вижу. Павел – человек с головой и выдумкой и умеет крепко работать.

СБ-1 создавалось на базе НИИ-20 и завода № 465, расположенных на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Новую организацию возглавил И. Н. Куксенко, главным инженером стал С. Л. Берия, заместителем директора – полковник МГБ Г. Я. Кутепов.

Было разрешено принимать на работу в СБ-1 большое количество высококвалифицированных специалистов и молодых инженеров разного профиля, только что окончивших военные академии и высшие учебные заведения. Особенно хорошие условия были созданы для выпускников военных академий – все они оставались на службе в армии, но были откомандированы в СБ-1 и пользовались всеми льготами военнослужащих и имели прекрасную перспективу служебного роста.

В течение нескольких месяцев численность СБ-1 выросла до 200 человек, набор кадров продолжился и в дальнейшем. Существовало правило, по которому выпускников вузов и военных специалистов отбирали и направляли в СБ-1 без их согласия.

Разработка и создание аппаратуры системы «Комета» начались сразу же после организации СБ-1 и велись в очень жёстком временном режиме. По мере более глубокой проработки проекта подключались новые разработчики и новые подразделения.

Учитывая масштаб и сложность решаемых задач, П. Н. Куксенко и С. Л. Берии была предоставлена возможность пригласить для работы в КБ-1 доктора технических наук Н. А. Лившица, кандидата физико-математических наук Г. В. Кисунько, доктора технических наук А. А. Колосова (они в своё время были учителями Сергея Берии) и других.

Принцип действия системы «Комета» состоял в следующем. Самолёт-носитель с подвешенными под крыльями двумя реактивными самолётами-снарядами КС в полёте над морем с помощью бортовой РЛС обнаруживал на большой дальности корабль-цель и переводился в режим сопровождения.

На расстоянии 130-170 километров от цели самолёт-снаряд отделялся и вводился в луч РЛС носителя. На снаряде приёмное устройство по сигналу РЛС носителя выдавало управляющие сигналы на автопилот снаряда, поддерживая его полёт в луче РЛС (по равносигнальной зоне). На расстоянии 20-35 километров снаряд переходил в режим полуактивного самонаведения по сигналам, отражённым от цели, и поражал её.

В качестве самолёта-носителя использовался четырёхмоторный стратегический бомбардировщик Ту-4. Разработка ракеты осуществлялась в ОКБ А. И. Микояна под руководством заместителя главного конструктора М. И. Гуревича.

В СБ-1 были разработаны: РЛС самолёта-носителя, станции наведения и самонаведения самолёта-снаряда, комплекс устройств его подвески к самолёту-носителю и отцепки от него, аппаратура контроля и управления снарядами на подвеске.

Нельзя обойти вниманием одну организационную особенность. После войны в Советский Союз были приглашены некоторые немецкие специалисты. Часть из них была «прикомандирована» к СБ-1 и работала по соответствующему контракту. Немцы занимались в КБ вопросами, связанными с разработкой различных устройств ракет, элементов их радиооборудования – автопилотов, рулевых приводов, датчиков и пр.

Следует отметить, что роль этого «спецконтингента» на начальном этапе работ была заметной, что в результате ускорило выполнение целого ряда научно-технических разработок. Но поскольку к решению общесистемных вопросов они, естественно, не допускались, их «помощь» в создании новейших систем управления не могла быть действенной. В 1953 году все они были переведены на работу в город Сухуми, а в 1955-м все немецкие специалисты уехали в Германию.

Патронаж над новой организацией осуществлял всесильный Л. П. Берия, что позволило СБ-1 быстро решить многочисленные организационные вопросы. В то время под его патронажем находились многие грандиозные проекты: создание атомной бомбы, строительство электростанций, заводов... В руках Берии была сосредоточена огромная власть, мощный аппарат и немереная рабочая сила в лице заключённых. Одно упоминание этой фамилии приводило в волнение смежников.

Это одна сторона организационной особенности. Другая заключалась в том, что большую часть руководящих должностей СБ-1, а затем и КБ-1 занимали специалисты МГБ. Их задачи состояли не только в том, чтобы уберечь секреты разработок новых систем вооружения, но и всесторонне способствовать их скорейшей практической реализации. В этом был вклад тогдашней «комбинированной» организационной структуры.

Интересно, что разработка первой системы ракетного оружия «Комета» велась не по заказу Министерства обороны.

В 1950 году основные элементы системы «Комета» были отработаны в лабораториях и изготовлены два образца радиолокационных станций самолёта-носителя и партия станций управления. В том же году эскизный проект системы «Комета» был разработан и защищён на расширенном НТС СБ-1. Началось изготовление первых лётных образцов всех средств системы «Комета».

До начала 1950-х годов ещё не было создано методов и средств математического или полунатурного моделирования систем управления, и первопроходцам первой разработки это существенно осложняло отработку системы. Для отработки контура управления системы был создан самолёт-аналог крылатого снаряда, которым управлял лётчик и автоматика. Аналог отцеплялся от носителя и при страховке лётчика с помощью автопилота и локатора носитель выполнял большую часть траектории полёта. За штурвалом самолёта-аналога находились лётчики-испытатели С. Н. Анохин, Султан Ахмет- Хан, В. Г. Павлов.

Метод отработки системы с самолётами-аналогами существенно ускорил работы. Успешные испытания системы вселяли в разработчиков уверенность в положительном исходе работы.

Сталин об этом, разумеется, знал из докладов Л. П. Берии, телефонных бесед с П. Н. Куксенко. Ракета уже была запущена в серию, было изготовлено около пятидесяти ракет.

К этому времени международная обстановка накалилась, стала чрезвычайно взрывоопасной. Дело в том, что 25 июня 1950 года в 4 часа утра, в воскресенье, после двухчасовой артиллерийско-миномётной подготовки при поддержке танков Т-34 части миллионной северокорейской армии двинулись на юг. Всего через три дня был взят Сеул. К середине сентября армия КНДР подошла к Тэгу и Пусану. Южнокорейские войска, казалось, вот-вот будут сброшены в море.

Однако этого не случилось: ещё 7 июля была принята резолюция ООН, осуждавшая агрессию и разрешавшая формировать международные силы для её отражения. Американцы уже начали перебрасывать на юг Кореи значительные силы из оккупационных войск, находившихся в Японии. Началась подготовка для высадки мощного морского десанта в тылу северокорейских войск, в районе Инчхона. Для этого американцы сосредоточили около берегов Кореи значительные морские силы – линкоры, десантные корабли, несколько авианосцев, вспомогательные суда... Это было чревато большими неприятностями.

На совещании в Кремле 20 июля 1950 года обсуждался вопрос, как локализовать и нейтрализовать возможные активные действия американских кораблей у берегов КНДР и помешать высадке американского десанта. На совещании присутствовали члены Политбюро Л. П. Берия, Н. А. Булганин, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, В. М. Молотов, Н. С. Хрущёв, министр ВС СССР А. М. Василевский, С. Я. Штеменко (начальник оперативного управления ГШ СА) и другие ответственные работники. Совещание в кабинете Сталина началось в 23:00 и закончилось в 00:30, а для членов Политбюро – в час ночи. Время и состав участников совещания приведён в книге записей посетителей кабинета И. Сталина.

Сталин спросил у военных: «Сможем ли мы помешать американцам, имея новое оружие?» (Сталин имел в виду систему «Комета».) Ответ военных был невразумительным.

Приглашённые на совещание П. Н. Куксенко и С. Л. Берия доложили, что разрабатываемая система «Комета» в принципе может поражать надводные корабли на расстоянии ста с лишним километров. Как показывают расчёты, чтобы вывести авианосец из строя, необходимо от четырёх до шести ракет.

Холодным душем для собравшихся стало выступление Л. П. Берии.

– По данным разведки, – сказал он, – в случае если мы ввяжемся в войну, американцы нанесут ядерные удары по основным промышленным центрам страны. Будут бомбить и Москву. Поэтому любые действия должны быть предприняты с учётом этого непреложного факта.

– А разве мы не имеем оружия для защиты с воздуха? – спросил Сталин. – У нас есть истребительная авиация, перехватчики...

По мнению военных, ситуация с защитой важнейших объектов страны в настоящее время весьма неутешительна. Средства, которыми располагает противовоздушная оборона, не позволяют с вероятностью даже 60 процентов утверждать, что американские самолёты будут сбиты. Истребительная авиация может перехватывать бомбардировщики на высоте до 12 километров, в то время как, по имеющимся данным, потолок американских машин достигает 18 километров и более. Не исключено, что на большой высоте пойдут одиночные машины, а массированного налёта не будет.

Сталин был весьма раздосадован таким обстоятельством и поручил Л. П. Берии организовать на базе уже имеющихся коллективов с привлечением любых других организаций, если это будет необходимо, работы по созданию эффективной системы ПВО. «Мы должны получить ракету для ПВО в течение года», – сказал И. В. Сталин.

Сталин, как известно, любил работать в вечерние и ночные часы. С этим вынуждены были считаться члены Политбюро, министры, все, кто имел отношение к управлению страной. Поскольку в кабинете П. И. Куксенко стоял кремлёвский телефон, то и он должен был принять такой режим работы Сталина. Павел Николаевич работал в своём служебном кабинете до глубокой ночи, просматривая иностранные научно-технические журналы, научно-технические отчёты и другую литературу.

Если Сталин звонил П. Н. Куксенко, то происходило это всегда по кремлёвской «вертушке». Иногда дело не ограничивалось телефонным разговором, и Павлу Николаевичу приходилось выезжать в Кремль, куда у него был постоянный пропуск. По этому пропуску он всегда мог пройти в приёмную Сталина.

Но на этот раз, сразу после совещания в Кремле, Павла Николаевича, прибывшего по вызову Сталина в два часа ночи, офицер охраны проводил в кремлёвскую квартиру Сталина. Хозяин квартиры принял своего гостя, сидя на диване в пижаме, просматривая какие-то бумаги.

На приветствие Павла Николаевича ответил: «Здравствуйте, товарищ Куксенко», – и движением руки с зажатой в ней трубкой указал на кресло, стоявшее рядом с диваном. Потом, отложив бумаги, сказал с известным всем акцентом:

– Вы знаете, когда неприятельский самолёт в последний раз пролетел над Москвой?.. Десятого июля тысяча девятьсот сорок второго года. Это был одиночный самолёт-разведчик. А теперь представьте себе, что появится над Москвой тоже одиночный самолёт, но с атомной бомбой. А если из массированного налёта прорвётся несколько одиночных самолётов, как это было двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года, но теперь уже с атомными бомбами?

После паузы Сталин продолжал:

– Но и без атомных бомб что осталось от Дрездена после массированных ударов авиации наших вчерашних союзников? А сейчас у них и самолётов побольше, и атомных бомб хватает, и гнездятся они буквально у нас под боком. И выходит, что нам нужна совершенно новая ПВО, способная даже при массированном налёте не пропустить ни одного самолёта к обороняемому объекту. Что вы можете сказать по этой архиважной проблеме?

– Мы в СБ-1 внимательно изучили трофейные материалы разработок, проводившихся немцами в Пенемюнде по управляемым зенитным ракетам «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг», проанализировали все известные зарубежные источники и совместно с немецкими специалистами, работающими в СБ-1 по контракту, разработали принципы построения системы самонаведения самолётов-снарядов по морским целям. Что касается создания системы ПВО от перспективных средств воздушного нападения, мы находимся на начальном этапе проектирования. По нашим представлениям, перспективные системы ПВО должны строиться на основе сочетания радиолокации и управляемых ракет «земля – воздух» и «воздух – воздух», – ответил П. Н. Куксенко.

Затем Сталин начал задавать ему «ликбезные» вопросы по столь непривычному для него делу, каким являлась в то время техника радиоуправляемых ракет. А Павел Николаевич не скрывал, что ещё и сам многого не понимает в зарождающейся новой отрасли оборонной техники, где воедино должны слиться и ракетная техника, и радиолокация, и автоматика, точнейшее приборостроение, электроника и многое другое. Он подчёркивал, что научно-техническая сложность и масштабность проблем здесь не уступают проблемам создания атомного оружия.

Выслушав всё это, Сталин сказал:

– Товарищ Куксенко, нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы, рассчитанной на отражение массированного налёта авиации противника с любых направлений. Сделать оборону Москвы такой, чтобы через неё не мог проникнуть ни один самолёт противника. Создание непроницаемой московской системы ПВО должно стать одной из важнейших государственных оборонных задач.

Далее И. В. Сталин изложил свою концепцию создания такой системы. Для этого при Совмине СССР будет организовано специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике. Новый главк при Совмине будет иметь право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы материальными фондами и финансированием по мере необходимости без всяких ограничений.

При этом в главке необходимо будет иметь мощную научно-конструкторскую организацию – головную по всей проблеме, и эту организацию предполагается создать на базе СБ-1, реорганизовав его в Конструкторское бюро № 1. Всё это следует изложить в постановлении Совмина, которое он поручает подготовить Куксенко в кратчайшие сроки. Ему, как будущему главному конструктору системы ПВО Москвы, необходимо прояснить её структуру, состав средств и дать предложения по разработчикам этих средств.

Учитывая новизну радиолокационных задач, Сталин спросил: «А кто будет руководить этим направлением?» Получив уклончивый ответ П. Н. Куксенко, попросил его связаться с А. И. Бергом и А. Н. Щукиным, научными руководителями Совета по радиолокации, и вместе с ними определиться с кандидатурой нового руководителя радиолокационного направления в КБ-1.

Кроме того, И. В. Сталин попросил подготовить персональный список специалистов – где бы они ни были – для перевода в КБ-1. Кадровикам КБ-1 будет предоставлено право отбирать сотрудников для перевода из любых других организаций. «И это надо сделать очень быстро».

Работа по подготовке постановления после разговора с И. В. Сталиным закрутилась с непостижимой быстротой. В условиях особой секретности все рекомендации И. В. Сталина, высказанные им на кремлёвской квартире, были реализованы в этом документе.

Председатель СМ СССР И. В. Сталин сделал на первой странице постановления одну правку: в и. 1 слово «специальное» заменил на «конструкторское» и наложил резолюцию: «За, с поправками. И. Сталин. 1950. З.8.».

Спустя пять дней Л. П. Берия ниже резолюции И. Сталина написал: «В настоящем проекте все необходимые поправки в соответствии с указаниями т-ща Сталина внесены. Л. Берия 8/VHI-50».

Двумя днями раньше Л. П. Берия в своём дневнике писал:

6/VIII-50. Подготовили Постановление по ПВО Москвы. Это будет большая работа. Назвали «Беркут». Название хорошее, Кобе понравилось, но сразу понял, спрашивает: «Что это значит – Берия и Куксенко?» Говорю, да. Он головой покачал и говорит: «Пусть будет так. Беркут – птица гордая». Это будет огромная работа. Ответственность большая. Я сказал Павлу и Серго: «Дадим вам всё, как для Бомбы давали. Сделайте за год». Они качают головой: «За год не сделаем, а за два года, может, и сделаем. Вчерне». Я сказал: «Посмотрим. Работы надо начинать немедля».

Авторами-исполнителями постановления были П. Н. Куксенко, С. Л. Берия и А. Я. Кутепов, завизировали его руководители оборонной промышленности СССР Д. Ф Устинов, Б. Л. Ванников, В. М. Рябиков, Г. В. Алексенко и И. Г. Зубович.

Постановлению был присвоен высший гриф секретности.

Сразу после рассмотрения И. В. Сталиным проекта постановления П. Н. Куксенко, выполняя пожелание И. В. Сталина по определению кандидатуры руководителя радиолокационного направления в КБ-1, встретился с А. И. Бергом. Состоялся очень обстоятельный разговор. А. И. Берг после обсуждения возможных кандидатур однозначно сделал выбор в пользу А. А. Расплетина. Он охарактеризовал его как исключительно способного, талантливого учёного, великолепного конструктора и блестящего организатора.

Предложение А. И. Берга поддержал и А. Н. Щукин. Учитывая важность назначения, П. Н. Куксенко доложил содержание разговора Д. Ф. Устинову, который попросил начальника оборонного отдела ЦК партии И. Д. Сербина определиться с кандидатурой А. А. Расплетина. Следует отметить, что И. Д. Сербин обладал удивительным чутьём на нужных людей и его выбор, как правило, оказывался безошибочным.

Дальнейший ход событий Расплетину был уже известен.

Ещё в главе «Система «Беркут». 1950—1955»:

Сорок второй день рождения

Как «Комета» родила «Беркут»

Определение облика системы «Беркут»

Работа с теоретиками

Первые тематики

Будни разработки

Технический проект ЦРН

Испытания ЦРН

Контрольный визит Л. П. Берии

Начало полигонных испытаний

Полигонный отдых

Стрельбы по имитируемым целям в замкнутом контуре

Стрельба по реальным целям

Последствия ареста Л. П. Берии

Работа на подмосковных объектах

Государственные испытания С-25

Этапы модернизации системы С-25