Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №2(14). 1992 год

Избавление от бреда величия в отдельно взятой за горло стране

За семьдесят с лишним лет мы всё-таки не сошли с ума окончательно, и это уже обнадёживает... Так вслед за автором предлагаемой вашему вниманию статьи Валентином Петрушиным могли бы, очевидно, сказать многие из нас.

Симптом «капюшона»

На что же было похоже сознание нашего общества, находившегося в течение 73 лет в особом ментальном состоянии? Скорее всего, это было похоже на параноидальную шизофрению. Достаточно сравнить приметы внешней и внутренней политики нашего государства в период застоя с теми симптомами, которые обнаруживает психиатр, имеющий дело с больным шизофренией.

Наше социалистическое государство прославилось созданием вокруг себя пресловутого «железного занавеса», опущенного для того, чтобы подданные победившего социализма не могли сравнивать собственную жизнь с жизнью граждан из других стран.

Изолированность и замкнутость, отчуждённость от международного сообщества, пресечение всяких свободных контактов – всё это очень напоминает известный каждому психиатру симптом «капюшона» при простой форме шизофрении, когда больной натягивает на голову халат, чтобы отгородиться от окружающего его мира.

Великий швейцарский психиатр Блейлер считал этот симптом одним из определяющих в сознании больного шизофренией. Термин «шизофрения» обозначает расщепление душевных процессов. Мышление шизофреника протекает одновременно как бы в двух, а то и трёх плоскостях. Больной может видеть одно, говорить о другом, а чувствовать и переживать при этом нечто третье.

Теперь посмотрим с этой точки зрения на нашу собственную общественную жизнь...

С высоких трибун громогласно заявлялось одно, в секретных циркулярах для служебного пользования указывалось другое, а в реальной жизни осуществлялось нечто третье. Подписание международных конвенций о правах человека и их беспардонное нарушение во внутренней политике; заявление о братской любви к соцстранам и вербовка в них сексотов КГБ; отрицание шовинизма в политике и повсеместное введение русскоязычных школ; провозглашение самых мирных намерений советского государства и беспрецедентный рост военных расходов...

Я пишу об этих фактах нелогичности в политике нашей системы не для того, чтобы в очередной раз пнуть её за лицемерие, но для того, чтобы выявить синдром расщепления сознания, представляющий собой опасный клинический случай.

Эка, разбирают! Рисунок С. Чайкуна

Эка, разбирают! Автор рисунка: С. Чайкун

Не для того, чтоб Кафку сделать былью, – мы рождены, чтоб Кафку посрамить. Авторы рисунка: Кукрыниксы

Клешнеобразные огненные наваждения

Если говорить об эмоциональной жизни нашего общества, то её противоречивость и особая тупость проявлялись в том, например, с какой трогательной заботой власти относились к детям испанских коммунистов и с каким бессердечием – к детям «врагов народа» или к тем, кто, голодая, подбирал на колхозном поле несколько пшеничных колосков.

Безоглядные требования в 30-е годы расстрелять «врагов народа», «изменников и предателей Родины» – это всё те же патологические сдвиги в общественном сознании, связанные с утратой эмоциональной восприимчивости к окружающему и сострадания ближним. Примечательно, что и так называемый ГКЧП, выставивший танки и БТРы на улицы городов и приготовившийся стрелять в безоружный народ, в одном из первых своих документов «трогательно» обещал понизить цены на детские вещи.

Ещё два симптома того же диагноза. Один из них – бред величия.

Вожди революции считали себя пророками, пришедшими на эту землю, чтобы осуществить великую миссию освобождения пролетариата, а 1917 год – началом новой эры в развитии человечества. Властители трёх дней августа 1991-го мало чем отличались в этом смысле от своих «революционных» предшественников. Бред величия проявлялся в напыщенных лозунгах, заносчивых речах.

Наглядно имперские амбиции проявились в гербе: красными знамёнами, нарисованными в виде пламени пожарищ, словно клешнями, стиснут весь земной шар, что символизирует мировую революцию, во главе которой, естественно, стоят коммунисты. При этом, разумеется, всё советское – это всегда самое лучшее и самое справедливое.

К этому надо добавить бред преследования, тоже хорошо известный каждому советскому человеку, – приписывание неудач при выполнении всякого рода малореальных предприятий «вредителям» и «агентам империалистических разведок», мечтающим погубить молодую Советскую республику и все её смелые начинания.

Атмосфера страха и подозрительности, ощущение, что за тобой всё время кто-то подглядывает, отражены во всем известных лозунгах: «Будь бдителен – враг не дремлет», «Не болтай у телефона, болтун – находка для шпиона». Эти и тому подобные перлы коммунистической пропаганды долгие годы пронизывали нашу жизнь.

На самом же деле это был бред, типичный для паранойяльного сдвига в общественном сознании, который растекался сверху от руководства по всем слоям общества. Симптомы шизофрении возникают, когда человек воспитывается и растёт при том стиле управления обществом, который прежде всего основывался на подходе к людям как средству для достижения разного рода целей (об этом сказано и написано уже немало).

От специалистов, руководимых партийными идеологами, повсеместно требовалось выполнение безграмотных в профессиональном отношении распоряжений по принципу «Я начальник – ты дурак». Если же человек на свой страх и риск делал своё, то неминуемо подвергался каким-либо репрессивным мерам («Всякая инициатива наказуема»). Всё это свидетельствует о предрасположении подобной системы управления к подавлению личности, что ведёт к возникновению в ней шизоподобных процессов.

Сознание, коррозированное унижением

Сценарий, благодаря которому общественное сознание оказывается заражённым вирусом психической патологии, шизофрении, развивается следующим образом. Группа революционеров, одержимых стремлением к власти и прикрываясь высокими лозунгами, устраивает общественный переворот и террором подавляет своих противников, что отбрасывает моральный и экономический потенциал общества далеко назад.

Устанавливаемый вслед за этим режим, требующий от чиновника не деловых качеств, а лояльности и преданности вводимым порядкам, предлагает к исполнению такие управленческие решения, которые приводят к деформации общественного сознания, что усиливается падением жизнеспособности экономики и соответственно уровня жизни людей.

К одному из симптомов шизофрении можно отнести и низкий уровень самооценки и собственного достоинства человека. Хотя мы долгое время жили под лозунгом «У советских – собственная гордость, у советских – собственная честь», при ближайшем рассмотрении оказывается, что честь и гордость в условиях тотального отчуждения от средств производства и результатов труда мало чем обеспечены.

Согласно взглядам американского психолога Джеймса, личность человека образует то, что он может назвать своим (массовидно мы только сейчас начинаем осознавать это). Мой дом, моя семья, моё дело, моя машина – для рядового американца это не только показатели материального достатка, но и масштаба личности. В нашей стране из-за конфискационной политики в области заработной платы общественное признание заменялось разного рода медалями и почётными грамотами. Результат – ощущение униженного достоинства.

В советском обществе на протяжении жизни трёх поколений негласно поощрялся и формировался культ бедности и унизительной просительности, что делало людей послушными и зависимыми от государственной подачки во всех сферах жизни. Многие воспринимали себя не как самостоятельных и свободных людей, но как лиц, подчинённых разного рода иерархическим структурам – внешним и чуждым по отношению к ним силам. А это мироощущение сродни тому, что можно наблюдать при шизофрении.

С низким уровнем собственного достоинства психологи связывают и утрату у людей способности сочувственно относиться друг к другу. Вероятно, отсюда проистекают и наша раздражительность, и неспособность понимать другого человека. Наши знаменитые бескомпромиссные и «принципиальные» позиции, которые советские представители занимали на разного рода международных переговорах, – это всё та же патологическая неспособность встать на место другого.

При развитии паранойи психологи отмечают у пациентов недостаточный уровень самопознания и проницательности в отношении своих действий. Переворотные события в стране показали, что недостаток проницательности в определённых ситуациях может оказаться спасительным. Кто знает, как бы развивался путч, если бы его организаторы были бы более предусмотрительными?

Очень часто человек, не способный понять свои собственные недостатки, склонен приписывать их окружающим. Вероятно, аналогичные механизмы срабатывают и в отношениях на межгосударственном уровне. Крупнейший торговец оружием, Советский Союз постоянно предъявлял претензии к западным странам, «проводящим агрессивную политику империализма».

У нас, по подсчетам службы профессора Грушина, на втором месте после ничем не занятых стоят занятые не тем, на третьем – не так. Те, в свою очередь, утверждает профессор, делятся на подвиды, субподвиды и так далее. Авторы рисунка: Кукрыниксы

Коммунизм с коммунальным бытом – близнецы-братья: кто более Истории Партии ценен? Авторы рисунка: Кукрыниксы

Лечение

Сегодня наше общество выходит из того омороченного состояния, в котором оно находилось долгие годы. Мы избавились от «железного занавеса» и становимся открытым обществом; почти забыты бред величия и желание указывать другим странам, как им надо жить; ушёл в прошлое бред преследования, хотя нынешние перемены ещё нередко кое-кем считаются результатом действий агентов вражеских разведок. Но вырывается наружу правда истории, и значительная часть общества впала (впадает) в деморализованное состояние, проистекающее от неадекватной субъективной оценки наших «социалистических достижений».

Общественная пассивность, отмечаемая многими публицистами, подтверждалась социологическими исследованиями. По данным одного из социологических опросов 1991 года, на вопрос, в чём вы видите своё счастье, 99,4 процента опрошенных ответили, что они своё счастье видят на пенсии. Это лишь один из показателей того коматозного состояния, в котором находилось наше общество.

Моральный дух общества – не выдумка, а такая же реальная сила, как интеллектуальное богатство народа и мощь природных ресурсов страны. Какими бы блистательными ни были планы и рекомендации экономистов и финансистов, с помощью которых нашей стране предлагают подняться с колен и распрямить спину, ни один план не начнёт действовать, пока в него не поверят конкретные люди. Переходить к рынку в деморализованном состоянии – всё равно что предлагать перенесшему инфаркт пробежать марафон или больному диабетом отведать все яства «лукуллова пира».

Надо прежде всего обрести положительную оценку самих себя и знать: несмотря на все ужасы нашей недавней истории, нам есть за что любить себя и гордиться собой. Наверное, самое большое счастье заключается в том, что за 73 года нам не удалось окончательно сойти с ума, и сегодня мы можем достаточно здраво рассуждать.

Не мы первые и, вероятно, не мы последние оказались в состоянии разрухи и моральной деградации. Подобное состояние испытывали после Второй мировой войны Германия и Япония, и это послужило своеобразным психологическим трамплином для их сегодняшнего взлёта.

Лечение общественной шизофрении, как и лечение индивидуальной болезни, – долгий и нередко довольно болезненный процесс, и нам, вероятно, придётся принять мысль Сенеки: «Чтобы здоровым быть, страдания надо нести». Наиболее действенным методом лечения заболевшего шизофренией считается шоковая терапия. И, может быть, нужен был именно такой чудовищный шок, как путч, чтобы ускорить процесс нашего выздоровления.

Из журнала «Новое время»

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

Избавление от бреда величия в отдельно взятой за горло стране

Саша Чёрный. «Слишком много разговоров...»

Информационная революция - информационная цивилизация