Идиотизм как переходная стадия от социализма к капитализму

Когда я работал в главной редакции иностранной информации ТАСС и ежедневно просматривал кипы материалов информационных агентств, то заметил одну странность.
При том, что количество сообщений о различных нелепых происшествиях, неадекватном поведении людей, проявлениях идиотизма в деятельности бюрократической системы и так далее остаётся примерно одинаковым, некоторые страны с завидным постоянством удерживают в этом пальму первенства.
Не знаю, с чем это связано – то ли с пристрастием местных журналистов к такой информации, то ли с особенностями поведения населения, а может, – того нам знать не дано, – со своеобразным чувством юмора каких-то горних сил.
Иной раз мы развлекались тем, что пытались угадать, откуда пришла очередная курьёзная весть? Ошибки бывали, но довольно редко.
Сейчас замечаю, что эпицентр курьёзов и нелепостей переместился в посткоммунистическую Россию. Причём налицо явная тенденция к увеличению числа подобных сообщений. То из Серпухова весть: бравый экипаж буксира решил покататься – пробил форштевнем газопровод и превратил полреки в кипящую уху. То из Москвы – от армии «освобождают» ударом кувалды по голове через фанерку (цена услуги – 100 тыс. рублей)...
Частные ли это случаи или можно говорить об определённой тенденции? Специалисты останавливаются на втором. Правомерность их взгляда подтверждает распространение всякого рода «чудес». Сначала общество потряс массовый психоз, связанный с телеисцелениями. Теперь гвоздь сезона – психозы на почве так называемой психотронной войны, которую якобы ведут против населения спецслужбы или тайные общества (масоны, сионисты).
«Я имел возможность освидетельствовать больного, который подал в суд иск на врачей-психиатров, незаконно, по его мнению, помещавших его в больницу, – рассказывает Владимир Батаев, эксперт Независимой психиатрической ассоциации. – В качестве свидетелей он привёл с собой целую группу людей, заявивших, что они так же, как и истец, испытывали на себе воздействие каких-то лучей.
Свободное падение. Автор фото: И. Стомахин
Все эти люди были уверены, что их зомбируют. Описания ощущений одержимости чужой волей известны науке с древности. Форма же психоза воздействия определяется эпохой, уровнем развития техники. Если раньше причину этого видели в колдовстве, то теперь – в электронике, в экстрасенсах, пси-лучах, гипнозе и тому подобном».
Основная причина таких явлений – нестабильность общества и сгинувшая вместе с прежним образом жизни уверенность в завтрашнем дне. Люди живут в состоянии постоянного стресса и склонны винить во всех неурядицах какие-то внешние силы. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как «паранойя общественного сознания».
Люди толпами потянулись к колдунам, ведьмам, гадалкам. В газетах то и дело можно наткнуться на объявления вроде «Лечу от порчи», «Лечу от сглаза». (Хотя бы раз где: «Лечу от дури!» – Ред.)
Оккультизм, чёрная и белая магия успешно конкурируют с Православной церковью. Вакуум, образовавшийся в душах россиян после официальной отмены «единственно верного учения», представляет такую возможность. Полное разрушение системы ценностей приводит к росту неврозов и депрессий, психических расстройств.
* * *
На фоне всего этого, примерно с 1987 года, в стране развернулась антипсихиатрическая кампания. Психически больные люди уверовали в то, что медики в сговоре с органами правопорядка и преследуют их. И как первый результат – жертвы среди психиатров.
Дальше – больше. Прежде государство перекладывало заботу о больных гражданах на плечи врачей, которые решали за них всё: жениться или не жениться, если жениться, то на ком; рожать или не рожать, если рожать, то сколько.
Психиатрический диагноз позволял вмешиваться в личную жизнь человека, зачастую нарушая и его конституционные, гражданские права. С 1 января 1993 года вступил в силу закон о психиатрической помощи и гарантиях гражданам при её оказании. Многие пациенты были сняты с учёта. И в городах заметно чаще стали встречаться явно больные люди.
Теперь для психиатрического освидетельствования необходима санкция суда. Для помещения в больницу также. Кроме того, сам гражданин или его законные представители могут обжаловать любое решение. С одной стороны, это расширило права психически больных, но с другой – оставило их без помощи.
* * *
Паранойя общественного сознания охватывает не только группы населения, выбитые переменами из колеи относительно стабильной жизни. Подвержена ей и политическая элита. По свидетельствам психиатров, среди представителей разогнанного Верховного Совета оказалось немало людей с нездоровой или ослабленной психикой. «Одна из наших пациенток, стоящая на учёте и имеющая первую, я подчёркиваю – первую, группу инвалидности баллотировалась в Моссовет», – рассказывает Батаев.
Помню, как в кулуарах научной конференции политологи обсуждали переданное по телевидению интервью одного из представителей оппозиции, отдавая должное чёткой аргументации и образцовой речи выступавшего. Случайно присутствовавший при этом мой знакомый психиатр мрачно изрёк: «Да что вы его слушаете, звук можно вообще выключить. Вы на глазики, на глазики смотрите – у него чуть ли не сантиметр между зрачком и нижним веком. Явно высокая степень агрессивности. Наш клиент».
Оценку можно оставить на совести врача. Тем не менее, несомненно, умственное состояние иных (речь идёт о бывших) депутатов стало важным политическим фактором.
Психические заболевания нормотворцев серьёзно принимались в расчёт при разработке планов взятия Белого дома в сентябре 93-го. Предполагают, что именно по рекомендации медиков была использована успешно сработавшая схема: блокада здания – информационная изоляция – неожиданное снятие блокады. В результате психически неуравновешенные лидеры оппозиции потеряли способность адекватно оценивать действительность...
Впрочем, некоторые отклонения в поведении ещё не аргументы против занятия тем или иным человеком депутатского кресла. «Многие известные революционеры, пророки, руководители движений, вожди были людьми с неуравновешенной психикой, – говорит Батаев. – Тут уж прерогатива народа решать, ставить ли над собой такую личность. Проблема не входит в компетенцию психиатрии». Другое дело – исполнительная власть: если «едет крыша» (или качается. – Ред.) у неё, то последствия для общества могут быть самыми плачевными.
Грустно об этом слышать, тем более писать, но народ, как известно, выбирает не лучших, а себе подобных. Это с блеском подтвердили выборы 1993 года.
К сожалению, за последние два года деградация общественной психики отнюдь не замедлилась. Если отмеченные процессы будут нарастать, то для анализа действий новоизбранных парламентариев уже не понадобятся политологи...
Егор Кузнецов
По публикации в «Литературной газете»
Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:
Под маской шекспировского злодея
Чьим словом камни говорят? Храмы и империи: тайное и явное
Идиотизм как переходная стадия от социализма к капитализму