Города пустынные
Тёмный и тёплый летний вечер. Стоит мягкая, спокойная тишина, наполненная, если прислушаться, множеством мелких, уютных звуков: застрекотал кузнечик: сонно пискнула птица, устраиваясь на ночлег; прошелестели листья под ветром; бабочка ударилась крылом о занавеску... В такой вечер не хочется шума и яркого освещения; хочется зажечь свечи и послушать тихую музыку... или стихи... а может быть, сказку! Красивую, таинственную, похожую и на стихи, и на музыку...
Садитесь поближе. Мы расскажем вам такую сказку. Её создал необыкновенный человек – поэт, художник, философ – Николай Константинович Рерих. Неутомимый путешественник, он собрал и изучил множество легенд и сказаний разных стран мира. «...В сказке – писал он, – как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа». Его взгляду были ясно видны те живые нити, что протягиваются из глубокой старины к сегодняшним тревогам и заботам – о судьбах Мира, Человека, Природы...
И его собственные сказки-притчи тоже как будто о дне сегодняшнем. В них находим мы и неутихающую тревогу за всех нас, и иносказательно поданный добрый совет, и мудрое предвиденье...
Слово «экология» не было общеупотребительным в те годы, когда жил и творил Рерих. Он называл это иначе: «Боль планеты». И учил вместе с Природой беречь Душу, ибо «каждый должен понимать всю ответственность за способ своего мышления и действия».
...Не поддаваться искушающим нашёптываньям «ветхого мужа», посланца «мохнатого великанского царя», властителя тьмы, не платить живым, весёлым миром за блага механической цивилизации – это значит сохранить и цветущие луга, и звёздное небо, и этот тёплый летний вечер, наполненный тихими звуками; сохранить то, о чём Николай Константинович Рерих сказал: «Жизнь – прекрасная сказка».
Мир пишется, как ветхий муж. Повинны человеки устремлением. Устремлением возрастают помыслы. Помысел породил желание. Желание подвигло веление. Здание человеческое устремлениями сотрясается. Не бойся, древний муж! Радость и печаль – как река. Волны преходят омывающие.
Возвеселился царь:
– Моя земля велика. Мои леса крепки. Мои реки полны. Мои горы ценны. Мой народ весел. Красива жена моя.
Возвеселилась царица:
– Много у нас лесов и полей. Много у нас певчих птиц. Много у нас цветочных трав.
Вошёл в палату ветхий муж. Пришлый человек. Царю и царице поклон дал. Сел в утомлении.
Царь спросил:
– Чего устал, ветхий? Видно, долго шёл в странствии?
Воспечалился ветхий муж:
– Земля твоя велика. Крепки леса твои. Полны реки твои. Горы твои непроходны. В странствии едва не погиб. И не мог дойти до града, где нашёл бы покой. Мало, царь, у тебя городов. Нам, ветхим, любо градское строение. Любы стены надёжные. Любы башни зрящие и врата, велению послушные. Мало, царь, у тебя городов. Крепче окружились стенами владыки соседних стран.
Воспечалился царь:
– Мало у меня городов. Мало у меня надежды стенной. Мало башен имею. Мало врат, чтобы вместить весь народ.
Восплакал царь:
– Муж ветхий! Летами мудрый! Научи зарастить городами всю мою землю великую. Как вместить в стены весь народ?
Возвеселился ветхий муж:
– Будут, царь, у тебя города. Вместишь в стены весь народ. За две земли от тебя живёт великанский царь. Дай ему плату великую. Принесут тебе великаны от царя индийского городов видимо-невидимо. Принесут со стенами, с вратами и с башнями. Не жалей насадить царя великанского. Дай ему плату великую. Хотя бы просил царицу, жену твою.
Встал и ушёл ветхий. Точно его, прохожего, и не было.
Послал царь в землю великанскую просьбу, докуку великую. Засмеялся смехом великанский мохнатый царь. Послал народ свой к царю индийскому своровать города со стенами, вратами и башнями. Взял плату великанский мохнатый царь немалую. Взял гору ценную. Взял реку полную. Взял целый крепкий лес. Взял в придачу царицу, жену царя. Всё ему было обещано. Всё ему было отписано.
Воспечалилась царица:
– Ой, возьмёт меня мохнатый царь! Ой, в угоду странному мужу, ветхому! Ой, закроют весь народ вратами крепкими. Ой, потопчут городами все мои травы цветочные. А закроют башнями весь надзвёздный мир, помогите, мои травы цветочные, ведомы вам тайны подземные. Ой, несут великаны города индийские, со стенами, вратами и башнями.
Жалобу травы услышали. Закивали цветными макушками. Подняли думу подземную. Пошла под землёю дума великая. Думою море воспенилось. Думою леса закачалися. Думою горы нарушились, мелким камнем осыпались. Думою земля наморщилась. Пошло небо морщинкою.
Добежала дума до пустынных песков. Возмутила дума пески свободные. Встали пески валами, перевалами. Встали пески против народа великанского.
Своровали великаны города индийские, со стенами, вратами и башнями. Повытряхивали из закуток индийский народ. Поклали города на плечи. Шибко назад пошли. Пошли заслужить плату великую своему мохнатому царю.
Подошли великаны к пустынным пескам. Сгрудились пустынные пески. Поднялись пески тёмными вихрями. Закрыли пески солнце красное. Залегли пески по поднебесью. Как напали пески на великанский народ.
Налезли пески в пасти широкие. Засыпали пески уши мохнатые. Залили пески глаза великановы. Одолели пески великанский народ. Покидали великаны города в пустынные пески. Еле сами ушли без глаз, без ушей.
Схоронили пески пустынные города индийские. Схоронили со стенами, вратами и башнями. Видят люди города и до наших дней. А кто принёс города в пустынные пески, то простому люду не ведомо.
Распустились травы цветочные пуще прежнего.
Поняла царица от цветочных трав, что пропали города индийские. И запела царица песню такую весёлую. Честным людям на услышание, Спасу на прославление.
Услыхал песню царь, возрадовался ликованием. И смеялся царь несчастью великанскому. И смеялся царь городам индийским, скрытым теперь в пустынных песках. Перестал царь жалеть о чужих городах.
Осталась у царя река полная. Осталась гора пенная. Остался у царя весь крепкий лес. Остались у царя травы цветочные да птицы певчие. Остался у царя весь народ. Осталась царица красивая. Осталась песня весёлая.
Возвеселился царь.
Ветхий муж к ним не скоро дойдёт.
1910 г. Из книги: Н. К. Рерих. Сказки. Л., 1991