Георгий Шишкин

«...Лицо человека – это изменчивое полотно, которое волнуется, движется, напрягается, смягчается, окрашивается и тускнеет, повинуясь бесчисленным сменам лёгких и быстрых дуновений, которые зовутся душой...»
Дени Дидро
В творчестве не бывает ничего случайного. Первым крупным успехом Георгия Шишкина, тогда ещё юного студента Свердловского архитектурного института, стали светильники – те, что и посейчас украшают Исторический сквер в центре нынешнего Екатеринбурга. И хотя с тех пор прошло почти два десятка лет, и начинающий архитектор давно уже стал известным московским живописцем, тема, начатая в юности, остаётся с ним и доныне. Тема эта – СВЕТ.
Он повсюду – и в тонких, чистых, задумчивых пейзажах, и в пёстрых уличных сценках, и, конечно, в первую очередь – в портретах.
Экстрасенсы утверждают, что от картин Георгия Шишкина исходит сильная положительная энергия. Зрители свидетельствуют – его картины снимают отрицательные эмоции.
В самом деле, вглядитесь в любое из полотен Шишкина – будь то нежно-изысканная «Студентка» в переливах зеленовато-золотистых тонов, нарядный, яркий «Праздник в Голландии» или серьёзный, немного печальный, выдержанный в строгой цветовой гамме портрет Иннокентия Смоктуновского – от каждого из них исходит совершенно особое свечение. И создаёт его – взгляд. Разный у всех, но неизменно добрый.
Нынче все пугают друг друга – кто как может. Учёные и политики – безысходными прогнозами, прохожие на улице – неприкрытой агрессией, писатели и художники – жуткими апокалиптическими видениями... Георгий Шишкин не пугает. Напротив, он убеждает не бояться.
– Подними голову, человек, – говорит он. – Посмотри, сколько красивых, умных, талантливых людей вокруг! Посмотри, как прекрасно лицо женщины и улыбка ребёнка! Посмотри!..
Он дарит нам радость. И вместе с радостью дарит надежду.
Большинство работ Георгия Шишкина выполнены пастелью. Это сложная, кропотливая техника, требующая от художника, помимо всего прочего, невероятного терпения и обострённой чувствительности. Главный «инструмент» здесь – руки, кончики пальцев. Как говорит сам художник, «во мне всегда живёт желание слиться с полотном в одно целое, войти в пространство, которое я создаю своими руками, физически ощутить единство этого мира, раствориться в нём».
Должно быть, потому и ощущаем мы такую волну тепла, глядя на картины Георгия Шишкина. Он как бы «заряжает» их собой, своим талантом, своей любовью...
При всей полноте блестящей, отточенной техники (что, кстати сказать, весьма редко удаётся в работе с пастелью!), Шишкин никогда не впадает в грех «фотографирования». Его портреты – это не портреты-картинки, а, пользуясь его собственным выражением, портреты-состояния. Например, портрет Верико Анджапаридзе можно назвать пророческим – столько отрешённости и печальной мудрости в тонком лице великой актрисы, в скорбной складке её губ, в тяжело спадающем траурном шарфе... Кажется, что сама Мать-Грузия застыла в невысказанном горе, провидя кровь и огонь грядущего...
А знаменитый портрет Фёдора Ивановича Шаляпина, по праву ставший одним из главных событий на празднествах в честь 120-летия великого певца, передаёт совсем иное состояние человеческой души. Недаром вся пресса в один голос называла его не иначе, как «смеющийся Шаляпин». Светлая, открытая улыбка человека, гордого своим талантом, размашистая русская красота его, ещё более подчёркнутая органично вплетёнными в композицию картины трагическими ликами созданных им образов – Мефистофель, Годунов, Мельник...
И тонкая, светящаяся фигурка балерины, угловато-грациозная, напряжённо ждущая...
О портретах Шишкина можно говорить долго. Но лучше всего они говорят сами за себя. И не только в России, но и по всему миру: кроме музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Ирбита, ими располагают, частные коллекции во Франции, Англии, Италии, Германии, Индии, Голландии, США, Канаде...
В родном же Екатеринбурге, кроме экспозиции полотен и оформления интерьера в музее Академического театра оперы и балета, есть ещё живописные панно у входа в храм Всех Святых, где Георгия крестили в младенчестве.
На одной из выставок Георгия Шишкина в книге отзывов были записаны такие слова: «Спасибо за прекрасные, трепетные работы, рождающие в душе немедленный отклик». В самом деле – спасибо!
Алла Захаренко
Фёдор Иванович Шаляпин (и созданные им на сцене образы царя Бориса Годунова, Мефистофеля, Дон Кихота, Мельника, Варлаама, Дона Базилио). 7993
Студентка. 1979
Праздник в Голландии. 1992
Женский портрет. 1990
Бесснежная зима в Голландии. 1992
Балерина. 1984
Портрет артиста Иннокентия Смоктуновского. 1988
Предзимье. 1982
Портрет актрисы Елены Гоголевой в спектакле «Мамуре». 1988
Яна из Струбарга. 1992
Берёзы. 1987
Осенняя пора. 1988
Портрет актрисы Верико Анджапаридзе. 1985
Ещё в главе «Семья - нация - страна»:
«Дайте учреждения – люди будут»
Георгий Шишкин