Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №2(33). 1994 год

Гений блага (Сперанский – министр нововведений)

Михаил Сперанский. С литографии конца XIX века
Михаил Сперанский. С литографии конца XIX века

План всеобщего государственного образования

Особое место среди произведений Сперанского начала XIX в. занимает «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Это и серьёзный теоретический труд, и план преобразования государственного механизма страны, и острая критика status quo. Однако главное в другом. «Записка...» составлена по поручению самого Александра I – так начинается непосредственное приближение Сперанского к трону. Смею предположить, что после ознакомления с «Запиской» император уже не мог смотреть на Сперанского как на одного из многочисленных рядовых деятелей его администрации, участвующих в подготовке планов реформирования политической системы страны.

Для Сперанского начинается период его самых больших успехов на государственном поприще, период его самой большой славы. Он неотлучно находится при государе, часто обедает у него – знак немаловажный, говорящий о близости к августейшей особе. В сентябре – октябре 1808 года Сперанский присутствует на встрече Александра и Наполеона в Эрфурте. Бывший семинарист производит большое впечатление на бывшего артиллерийского офицера (2). Наполеон называет его единственной светлой головой в России.

По возвращении из Эрфурта Сперанскому было дано высочайшее поручение составить план общей политической реформы. Позднее сам Сперанский в письме Александру так вспоминал об этом: «Ваше Величество начали занимать меня постоянно предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей... Отсюда произошёл план всеобщего государственного образования.

В существе своём он не содержит ничего нового; но идеям, с 1801 г. занимавшим Ваше внимание, дано в нём систематическое расположение. Весь разум сего плана состоял в том, чтобы посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти более правильности, достоинства и истинной силы» (3).

План государственного переустройства России был готов к октябрю 1809 года. Знаменательно название, которое Сперанский дал своему детищу, – «Введение к Уложению государственных законов». То есть он подчёркивал, что проектируемые изменения в своей совокупности должны стать конституцией России, незыблемой политико-юридической основой её дальнейшего развития.

План, разработанный Сперанским, предусматривал следующую организацию государственной власти:

ДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА

Государственный совет

Управление

Законодательство­

Суд

Министерства и правитель-ствующий сенат

Государственная дума

Судебный сенат

Управление губернское

Дума губернская

Суд губернский

Управление окружное

Дума окружная

Суд окружной

Управление волостное

Дума волостная

Суд волостной

Основным организационным принципом общеполитической реформы стало строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Не менее строго проводился принцип разделения властей на местные и центральные.

Свой план Сперанский предлагал осуществить в такой последовательности: начать с учреждения Государственного совета, затем реорганизовать министерство и сенат и завершить всё преобразование призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной думы (4).

Закончив подготовку проекта реформы, Михаил Михайлович, видимо, был настроен в высшей степени оптимистически. И в этом наивном и самоуверенном оптимизме он полагал, что «есть ли Бог благословит все сии начинания, то к 1811 году... Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется» (4).

Однако, как известно, план Сперанского не был осуществлён. Александр использовал лишь его отдельные элементы.

В 1810 году был создан Государственный совет, а в 1811 году перестройке подверглась система министерств. Царь и ведущие сановники империи (в своём большинстве) испугались грандиозного замысла Сперанского. Имея в виду этот план, Александр позднее говорил: «Что же я такое? Нуль. Из этого я вижу, что он подкапывается под самодержавие, которое я обязан вполне передать наследникам своим» (5).

А мне ваш автрр не указ! рисунок Кукрыниксов

А мне ваш автор не указ! Авторы рисунка: Кукрыниксы

Развлечён множеством дел...

1 января 1810 года торжественной речью императора, написанной Сперанским, был открыт Государственный совет, который на период вплоть до 1905 года стал высшим законосовещательным учреждением империи.

О впечатлении, произведённом в обществе созданием Государственного совета и речью Александра, очень точно говорит в «Войне и мире» Л. Н. Толстой.

«Днём того же дня к князю Андрею приезжает Бицкий, тип петербургского Репетилова. Он только что узнал подробности заседания Государственного совета нынешнего утра, открытого государем, и с восторгом рассказывал о том. «Речь государя была необычайна. Это была одна из тех речей, которые произносятся только конституционными монархами (6). Государь прямо сказал... что правление должно иметь основанием не произвол, а твёрдые начала. Государь сказал, что финансы должны быть преобразованы и отчёты быть публичны».

Разумеется, далеко не все были в восторге. Многие, напротив, всполошились, полагая, что открытие Государственного совета послужит началом перехода к конституционному правлению.

Однако, что бы ни говорили о Государственном совете в различных кругах русского общества тогда, в 1810 году, и позже, какое бы значение ни придавали ему, без реализации всего плана Сперанского, без проведения остальных институционных реформ, он «являл собой лишь фасад непостроенного целиком здания» (7).

Тем не менее создание Совета стало крупным событием в истории российской государственности. Впервые появился постоянный институт, имеющий чёткую и твёрдую внутреннюю организацию, задачей которого было обсуждение законопроектов и вынесение о них своего мнения. Сперанский получил в Совете должность государственного секретаря, что давало ему возможность контролировать и направлять деятельность нового правительственного органа.

Примерно то же самое, что и о Государственном совете, можно сказать о реформе министерской системы 1811 года. Она, вне всякого сомнения, дала России правильные, строго организованные институты исполнительной власти. «В министерствах, одинаково устроенных, хорошо дисциплинированных, – пишет С. М. Середонин, – верховная власть получила сильное и надёжное орудие для проведения в жизнь своих предначертаний, к тому же министерства оказались орудием чрезвычайно гибким» (8).

Надо отметить, что, несмотря на отдельные изменения, в своих главных чертах разработанная и созданная Сперанским система министерств и их внутренняя организация просуществовала до революции 1917 года. Но и реформа министерств во многом обесценивалась тем, что была проведена как бы сама по себе, а не в рамках общегосударственного переустройства. Так, например, уничтожение коллегиальных форм управления министерством и переход к принципу единоначалия имел в этих условиях не только положительные, но и весьма существенные отрицательные стороны.

Извольте написать сейчас... Рисунок Кукрыниксов

Извольте написать сейчас... Авторы рисунка: Кукрыниксы

Организация деятельности министерств на принципе единоначалия должна привести к резкому повышению эффективности управленческого аппарата стороны и вместе с тем к усилению бюрократических элементов в политической жизни. Но значение этого негативного явления, полагал Сперанский, будет сведено до минимума ответственностью министерств перед Государственной думой, то есть министерская бюрократия ставилась под контроль народных представителей!

Естественно, что, отказавшись от осуществления плана Сперанского, Александр дал зелёный свет бюрократии. Однако, повторяю, даже в такой урезанной форме министерская реформа 1811 года должна быть признана выдающимся вкладом Сперанского в дело строительства российской государственности. Впервые Россия получила хорошо продуманный и эффективно организованный аппарат центральной исполнительной власти.

Вторым по значению в деятельности Сперанского тех лет было его руководство Комиссией составления законов. С 1803 года эта комиссия, основанная ещё Петром I, действовала в рамках Министерства юстиции, руководил ею товарищ министра Н. Н. Новосильцев.

Фактически же её главой, её мозгом был барон Густав Розенкампф, весьма образованный немецкий юрист. В период 1803–1808 годов комиссия проявила достаточно значительную активность в работах, так сказать, подготовительного характера. Что касается конкретных, осязаемых результатов, то их не было.

Естественно, что Александр, мечтавший тогда о новом органическом устройстве для России, не мог мириться с создавшимся положением. Ему-то как раз были нужны результаты, а не трудолюбивое топтание на месте.

И вот 16 декабря 1808 года Сперанский сменяет Новосильцева на посту товарища министра со специальным поручением возглавить эту комиссию. Он немедленно проводит реорганизацию комиссии и предлагает новый план её деятельности, заключавшейся в составлении уложений (гражданского, уголовного, коммерческого), полицейского устава и т. п.

К 8 февраля 1809 года он заканчивает черновой вариант проекта уложения гражданских законов; далее он последовательно трудится над подготовкой второй (право вещественное) и третьей (право договорное) частей уложения. В течение 1810 года Государственный совет рассмотрел и одобрил первые две части. Третья, по словам Сперанского, требовала только отделки. Помимо гражданского уложения, в 1810–1812 годах Михаил Михайлович также занимался подготовкой устава гражданского судопроизоодства и уложений торгового и уголовного.

Впоследствии Сперанский весьма скромно и сдержанно говорил о значении и результатах своих трудов по законодательству периода 1802–1812 годов. Вместе с тем он отдавал себе отчёт в том, что под его руководством (за очень короткий отрезок времени) удалось сделать, наверное, больше, чем за весь предшествовавший этап её существования.

«Пусть сличат безобразные компиляции, представленные мне от комиссии, то есть от г-на Розенкампфа, и, если найдут во сте (то есть на сотню. – Ю.П.) два параграфа, коими бы я воспользовался, я уступлю им всю честь сего произведения» (9).

Однако в ретроспективе всей жизни и деятельности Сперанского, в контексте истории России XIX столетия гораздо более важны не те результаты, которых он добился или не добился, возглавляя Комиссию составления законов, а то, что в 1808–1812 годах ему пришлось попробовать свои силы и удалось набраться опыта в той сфере, где примерно через два десятилетия в полной мощи развернётся его творческий гений, где будет совершён его беспримерный в отечественной юриспруденции подвиг.

Пока же Сперанский развлечён множеством дел, пока же – он используется Александром на главных направлениях функционирования государственной машины Российской империи.

«Пифагоровы штаны» в багаже вице-губернатора

В 1809 году по инициативе Сперанского принимается два указа о придворных званиях (3 апреля) и об экзаменах на чины (6 августа).

Смысл указа от 6 августа заключался в следующем. К началу XIX века русское чиновничество в целом представляло собой массу малограмотных людей. Никакого образовательного ценза не существовало. 24 января 1803 года был принят указ «Об устройстве училищ», в котором говорилось, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании оных, не будут определяться в должности.

Но чиновничество не вняло предупреждению. Указ от 6 августа вводил порядок, согласно которому при производстве в чины VIII класса (коллежский асессор) и V класса (статский советник) чиновники были обязаны представлять свидетельство об окончании университета (отечественного), а не имеющие такого свидетельства сдать соответствующие экзамены. В обществе раздался вопль негодования Как? Учиться? Зачем сдавать экзамены старым и опытным чиновникам?

«Кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать? Те, кто выдержит экзамен, я думаю. – отвечал Кочубей... – Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдёт на экзамены?» Это разговор В. П. Кочубея с одним из «екатерининских стариков» («Война и мир»)

Здесь Л. Н. Толстой очень точно показал, что указом от 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, которых в первую очередь задевала реформа Сперанского, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных, исполнительных, знающих дело подчинённых.

Недовольство указом поначалу смешивалось с неверием в возможность его исполнения, иронией и злым смехом. «Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших римское право», – насмешливо и одновременно горестно вздыхал Н. М. Карамзин (10).

В указе от 6 августа видели и тайный умысел Сперанского против дворянства. О. Ф. Вигель следующим образом расшифровал идею указа: «Придавленные им дворянчики не захотят продолжать службу; пройдёт немного времени и управление целой России будет в руках семинаристов» (11).

Это не единственный случай в жизни Сперанского, когда то, что вызывало недовольство, непонимание, злобу и иронию современников, получило со временем полное оправдание историей. Указ от 6 августа стал одной из решающих мер в важном и необходимом государственном деле – создании образованного, просвещённого чиновничества, готового к осмысленному выполнению усложнившихся в XIX в. задач управления страной.

Этот указ поставил чиновников перед жёстким выбором: хочешь делать карьеру – учись, не хочешь учиться – карьеру не сделаешь.

Указ от 3 апреля 1809 года по своему духу близок указу от 6 августа.

Раннее получение придворного звания (камер-юнкера, камергера и т. д.) означало автоматическое возведение в значительные чины. То есть чины шли не за службу, а за принадлежность к аристократии. Таких «чиновников» Александр презрительно называл полотёрами.

Указ от 3 апреля предписывал обладателям придворных званий в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу. В противном случае камергеры, камер-юнкеры и прочие лишались гражданских чинов.

Ясно, что подавляющая часть аристократии возненавидела Сперанского. Но и этот указ, подобно указу от 6 августа, имел благодетельное влияние, ибо освобождал государственные структуры от бездельников и тем самым увеличивал возможности для людей, желающих служить.

Вкупе же оба указа были, конечно, на руку прежде всего молодым и образованным чиновникам.

...Как Государство богатеет, И почему... Рисунок А. Коневского

...Как Государство богатеет. И почему... Автор рисунка: А. Коневский

Одно из самых прекрасных созданий Сперанского – Царскосельский лицей. Это было первое в России закрытое учебное заведение, где запрещались телесные наказания.

Но Царскосельский лицей в истории русской культуры значит неизмеримо больше, чем просто элитарная школа, давшая стране массу талантливых и образованных деятелей. Царскосельский лицей навеки соединён с именем Пушкина.

Россия воспримет новое бытие

И последнее, где проявил себя в этот период (до 1812 года) государственный гений Сперанского, область финансовой и торговой политики. К 1809 году в силу различных причин (бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование) положение российских финансов было поистине бедственным.

Расходы (230 млн рублей) превышали доходы (125 млн рублей) почти вдвое. Источник для покрытия дефицита министерство финансов видело в выпуске всё новых и новых ассигнаций.

Невежество руководителей финансовой политики было таково, что они даже не понимали, что ассигнация есть долговой знак государства. Напротив, «бумажки» считали деньгами.

В работе над планом оздоровления финансовой системы страны Сперанский опирался на идеи Адама Смита (и прежде всего на его исследование «О богатстве народов») большую помощь ему оказали два выдающихся государственных ума того времени – Михаил Андреевич Балугьянский и Николай Семёнович Мордвинов (12).

План Сперанского – Балугьянского – Мордвинова заключался в следующем:

1) изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для их погашения;

2) перейти к твёрдому устройству монетной системы;

3) установить равновесие между расходами и доходами;

4) всячески способствовать развитию торговли.

Надо сказать, что этот план предполагал весьма жёсткие меры и, разумеется, не мог не вызвать в обществе недовольства.

В объяснительной записке Сперанский честно предупреждал о жёсткости плана: «Всякий финансовый план, указывающий способы лёгкие и не полагающий никакого ограничения в расходах, есть явный обман, влекущий государство к погибели». 2 февраля был обнародован высочайший манифест. Ассигнации объявлялись государственным долгом, обеспеченным всем казённым имуществом; было обещано прекращение их дальнейшего выпуска».

Для покрытия дефицита 1810 года значительно сокращались расходы и устанавливались новые налоги, в том числе налог с дворянских имений, доселе освобождённых от податей. В 1810–1811 годах с целью погашения ассигнаций была начата распродажа государственных имуществ, а также установлены специальные налоги и проектированы займы. Финансовый план Сперанского принёс свои плоды незамедлительно.

Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей (напомню, в 1809 г. он равнялся 105 млн рублей), доходы же возросли до 300 млн рублей.

Согласимся, что оздоровление финансовой системы в условиях надвигающейся войны (а её приближение, безусловно, осознавалось в русском обществе) есть дело немаловажное и по сути своей глубоко патриотическое. Но подавляющее большинство современников не могло по достоинству оценить благодетельность и перспективность финансовой политики Сперанского.

Из уст в уста передавалась кем-то брошенная фраза: «Дерёт этот попович кожу с народа; сгубит он государство».

Во второй половине 1810 года много сил Сперанский отдаёт вопросам внешней торговли. Он пришёл к выводу о необходимости полной смены вех. Вскоре был принят подготовленный под руководством Сперанского новый таможенный тариф.

В основу была положена идея поощрения сколь можно произведений внутреннего труда и промышленности, его же главная цель заключалась в сокращении привоза иностранных товаров и облегчения вывоза русских. Общепризнано, что тариф помог выстоять русской промышленности в тяжёлые годы континентальной блокады.

Весьма дальновидной была и та линия, которую Сперанский пытался проводить в области внешней политики. И здесь им твёрдо отстаивались национальные интересы России.

...не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Рисунок А. Коневского

...не нужно золота ему, когда простой продукт имеет. Автор рисунка: А. Коневский

Даже при беглом, поверхностном взгляде деятельность Сперанского в период 1807–1812 годов представляется грандиозной. М. А. Корф указывал, что все публичные акты тех годов, принадлежа непосредственно к разным частям управления, долженствовали, казалось, истекать прямо от их ведомств, – всё это было не только написано Сперанским, но большею частью им же и задумано.

Тот же Корф пишет о Сперанском, что он вносил в дело всегда собственный труд, совершая всё сам, своею головою, своим пером, почти без помощников. Влияние его простиралось и на все личности, он представлял как бы зажигательную точку, в которую стекались все разрозненные лучи государственного управления» (13).

Всеобщий делец – так называет его В. П. Кочубей; министр нововведений, как сказал Коленкур. «Великий и всемогущий Сперанский, государственный секретарь Империи, первый, может быть, даже единственный министр», – говорил известный легитимист граф Жозеф де Местр. И всё это соответствовало действительности.

Юрий Пивоваров. Продолжение следует...

***

1 – Разумеется, и сам Сперанский попадает под обаяние гениальной личности императора французов.

2 – План государственного преобразования графа М. М. Сперанского (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.). М.: 1905. – С. 330-331.

3 – Коркунов М. H. Политические воззрения Сперанского до его знакомства с императором Александром I. СПб.: Вестник права, 1899. – № 8. – С. 5.

4 – Сперанский М. М. Проекты и записки. М. - Л.: 1961. – С. 237.

5 – Шильдер Н. К. Император Александр I, его жизнь и царствование. СПб.: 1905. – Т. 3. – С. 185.

6 – Действительно, из всех известных речей Александра I по степени радикализма эту можно сравнить лишь с речью, произнесённой в Варшаве в 1818 году при открытии польского сейма.

7 – Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. М.: 1981. – С. 91.

8 – Середонин С. М. Граф М. М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. СПб.: 1909. – С. 64.

9 – План государственного преобразования графа М. М. Сперанского. – С. 337-338.

10 – Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России – СПб.: 1914. – С. 75.

11 – Вигель Ф. Ф. Записки. М.: 1892. – Ч. 3 – С. 71.

12 – Оба большие почитатели Сперанского, видевшие в нём крупнейшего государственного деятели и проницательнейшего политического мыслителя. Оставались верными Сперанскому и в самые мрачные для него дни.

13 – Корф М. А. Александр I и его приближение до эпохи Сперанского. СПб.: 1903. – Т. 1. – С. 172, 251.

Ещё в главе «Просвещение — личность — общество»:

Гений блага (Сперанский – министр нововведений)

Законная или настоящая