Эволюция работ по системе ПВО Ленинграда
Высшие руководители страны, вдохновлённые успехами по созданию системы «Беркут», поставили перед КБ-1 задачу построения системы ПВО Ленинграда. В 1953 году было выпущено соответствующее постановление СМ СССР о начале работы по системе ПВО Ленинграда (С-50) на основе системы С-25 («Беркут»), В этом документе было отмечено:
Многоканальный зенитный огневой комплекс С-50 должен быть основной боевой единицей зенитных реактивных средств, входящих в общую систему противовоздушной обороны г. Ленинграда, и предназначается для непосредственного поражения (сбития) бомбардировщиков и самолётов-снарядов (крылатых ракет), обладающих отражательными способностями не хуже отражательных способностей самолётов типа Ил-28 и МиГ-17 соответственно. Система С-50 должна строиться по принципам, используемым в огневом комплексе разработанной системы С-25 .
Решение задачи поражения воздушных целей в огневом комплексе осуществляется с помощью зенитных управляемых ракет, выпускаемых с огневой позиции комплекса и наводимых на цели наземной радиолокационной станцией.
Но эти работы не были начаты в связи со смертью И. В. Сталина и арестом Л. П. Берии, к ним приступили лишь в начале 1954 года. Работы по построению системы С-50 были возложены на Главспецмаш МСМ.
Среди военных заказчиков не было единого мнения по принципам построения ПВО Ленинграда. Одни считали, что желательно повторить московский вариант системы С-25, другие предлагали построить мобильный вариант С-25. Но, как уже было показано в КБ-1, мобильный вариант системы С-25 при том состоянии элементной базы мог быть реализован только в одноканальном исполнении. Поэтому для заказчиков было превалирующим требованием сохранить многоканальность системы С-50. В результате появились различные варианты построения многоканальных систем на базе С-25, в том числе на железнодорожных платформах и вагонах.
В свою очередь, С. А. Лавочкин решил активно проталкивать идею многоканальной системы ПВО круговой обороны, и 24 марта 1955 года при активной поддержке В. Д. Калмыкова вышло постановление Совета министров СССР, положившее начало работе над проектом «Даль» – зенитно-ракетными комплексами для обороны Ленинграда. Головной организацией по системе «Даль» было назначено ОКБ-301. Эта система должна была обеспечивать круговую оборону Ленинграда от самолётов и крылатых ракет. Круговой обзор пространства должна была осуществлять радиолокационная станция «Памир».
Для одновременного слежения и наведения 10 ракет на любое число из 10 целей в наземную часть системы была включена цифровая ЭВМ.
Для этой системы в ОКБ-301 разрабатывалась зенитная управляемая ракета «400», предназначенная для поражения высотных сверхзвуковых самолётов и крылатых ракет, летящих на высотах от 5 до 30 километров, дальностях до 180 километров и со скоростями 1 500-3 000 километров в час. Проектирование ракеты было завершено к августу 1957 года.
В декабре 1958 года начались первые заводские лётные испытания ракеты «400». До декабря 1962 года было произведено 77 пусков.
Задержка с разработкой наземной управляющей машины наведения, а также смерть на полигоне в июне 1960 года генерального конструктора С. А. Лавочкина не позволили довести разработку системы «Даль» до сдачи на вооружение. В декабре 1962 года работы по системе «Даль» были прекращены ещё до окончания общего цикла полигонных испытаний опытного образца системы.
Между тем в КБ-1 работы над системой С-50 были продолжены после принятия на вооружение системы С-25 7 мая 1955 года. Предполагалось, что система будет создана за короткое время и не потребует значительных затрат, что будет выгодно отличать её от систем С-25 и «Даль».
В августе 1955 года Постановлением Совета министров СССР № 1148-591 по системе С-50 была задана разработка комплексного проектного задания. 3 июня 1957 года А. А. Расплетин утвердил 1-ю книгу этого проектного задания: «Принципы построения основных средств огневого комплекса и принцип управления ракетой». Всего проектное задание «Огневой комплекс системы-50» состоял из трёх книг: книга 2-я – «Контур управления ракетой» (глава 3); книга 3-я – «Общие характеристики огневого комплекса и пояс обороны» (главы 4 и 5). В заключении комплексного проекта были приведены основные тактико-технические характеристики огневого комплекса и соображения по организации пояса обороны.
Эскизный проект комплекса наземного оборудования и агрегатов системы С-50 разрабатывался в ГСКБ Спецмаш под руководством В. П. Бармина в соответствии с Постановлением СМ СССР № 1148-5911. По замыслу, система должна была состоять из 35 модернизированных 20-канальных комплексов «Б-200 – В-300», расположенных вокруг Ленинграда в виде одного кольца радиусом 50 километров.
Тематическое руководство разработкой системы С-50 осуществлялось КБ-1. С 1957 года непосредственной разработкой системы С-50 занималось Кунцевское ОКБ-304. С утверждением планового задания на систему С-50 фронт работ увеличился. Вокруг Ленинграда началось строительство кольцевой и подъездных дорог, велась инженерная подготовка будущих объектов, выпускалась конструкторская документация, изготавливались опытные образцы модернизированной аппаратуры.
Вопрос о ходе работ по созданию С-50 был вынесен на заседание Совета обороны в 1957 году. А. А. Расплетин находился на полигонных испытаниях 75-й системы и поручил начальнику тематической лаборатории по С-50 В. П. Черкасову сделать от его имени доклад. Как вспоминал В. П. Черкасов:
Присутствовавшие знали о создаваемой системе ПВО Ленинграда и в начале заседания отнеслись к идее одобрительно. Через некоторое время с места поднялся маршал И. С. Конев и сказал, что Ленинград – это не Москва, а пограничный город, и сосредоточение вокруг него большого количества стационарных комплексов и ракет противоестественно. Он предложил развернуть на уже выбранных и освоенных объектах одноканальные подвижные комплексы С-75, что при значительно меньших затратах обеспечит необходимую защиту от нарушителей воздушного пространства .
После выступления Конева обстановка изменилась. Все ораторы, вопреки ими же принятым ранее решениям, поддержали предложение Конева и высказались за С-50, что и было отражено в постановлении Совета обороны.
Расплетин, получив известие о постановлении Совета обороны, задумался, а затем произнёс:
– А ведь Конев прав.
В 1958 году разработка стационарной системы С-50 по типу С-25 была прекращена.
После того как был сделан вывод о нецелесообразности дальнейших работ по стационарной системе, на части уже возведённых объектов под Ленинградом решили разместить разрабатываемые комплексы средней дальности С-75, объединив их с элементами уже созданной системы управления С-50.
При переводе стационарной системы С-50 в систему с передвижными средствами она получила индекс С-100.
Головным разработчиком автоматизированной системы С-100 (АСУ-100В) было определено Московское ОКБ-563 («НИИ автоматической аппаратуры им. академика В. С. Семенихина».
В дальнейшем комплексы С-75 в составе АСУ-100В были дополнены комплексами С-125, а на месте уже построенных сооружений для системы «Даль» были размещены комплексы С-200. Управление этими комплексами должно было производиться автоматизированной системой «Габарит» С-100В. Эта система была развёрнута в соединениях и частях обороны Ленинградского промышленного района. Она обеспечивала обработку и отображение информации о воздушных объектах, а также управление огнём 24 дивизионов С-75, С-125 и С-200.
В 1972 году на вооружение был принят подвижный вариант системы С-100 – система «Вектор-2», которая обеспечивала управление огнём до 14 дивизионов С-75, С-125 и С-200 в любом сочетании.
В процессе дальнейшей модернизации системы «Вектор-2» была создана система «Сенеж», которая обеспечивала одновременный приём и обработку информации о 50 воздушных объектах и управление огнём до 17 дивизионов С-75, С-125 и С-200 в любом сочетании.