Этапы модернизации системы С-25
После заседания Совета обороны страны в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 7 мая 1955 года первое соединение зенитных ракетных войск приступило к выполнению боевой задачи – защите Москвы и Московского промышленного района от возможного нападения воздушного противника.
На постоянное боевое дежурство она была поставлена в июне 1956 года после опытного дежурства с размещением на позиции ракет без заправки компонентами горючего и с весовыми макетами боевых частей.
Для эксплуатации системы С-25 весной 1955 года была создана и развёрнута отдельная армия особого назначения Войск ПВО страны. 15 июля 1955 года она вошла в состав Московского округа ПВО. Армия включала четыре корпуса особого назначения, в составе каждого корпуса – 14 полков.
Полки каждого корпуса дислоцировались в два эшелона: восемь полков первого (дальнего) эшелона и шесть полков второго (ближнего) эшелона. Подготовку офицерского состава для работы на системе С-25 осуществляло Горьковское училище ПВО, а личного состава – специально созданный учебный центр УТЦ-2.
Техника, которую приняли войска из рук конструкторов, по тем временам была самой передовой. Освоение её шло нелегко – в армии просто не было специалистов. Офицерам, переведённым в 1-ю армию, приходилось учиться прямо на боевых комплексах.
ЗРК С-25 открывал, по сути, новую эпоху в области вооружения. Система С-25 в течение более 30 лет стояла на боевом дежурстве, не имея себе равных по огневой мощности и эффективности стрельбы по воздушным целям.
Практически сразу после принятия системы С-25 на вооружение А. А. Расплетин поставил задачу её модернизации. Было проведено четыре этапа модернизации средств системы для поддержания её на уровне возрастающих со временем оперативно-тактических требований.
Первый этап модернизации системы был проведён под руководством А. А. Расплетина в 1955–1957 годах и включал два основных направления.
Первое направление было связано с необходимостью обеспечить работу станции в условиях применения вероятным противником пассивных помех. В состав системы была введена аппаратура селекции движущихся целей.
Все вводимые в аппаратуру ЦРН изменения были оформлены в эскизном проекте модернизации станции Б-200, первого этапа.
В состав модернизированной системы была включена ракета 207А с более мощным боевым снаряжением, разработанная в ОКБ Лавочкина, был применён режим наведения по трём точкам для поражения целей, прикрытых помехами. Усовершенствование центрального радиолокатора наведения и ракет системы осуществлялось поэтапно и таким образом, чтобы при модернизации вывод объектов из состояния боевого дежурства был минимальным.
Суть второго направления модернизации заключалась в следующем. Двадцать пятая система могла успешно отражать как атаки отдельных самолётов, так и их массированный налёт. Сложность представляла задача борьбы с групповыми целями, летящими в плотном строю. Было трудно определить конкретную цель для поражения, если она находилась в группе, где расстояние между самолётами не превышало 100 метров. Был разработан целый комплекс технических средств, обеспечивающих эффективность комплекса при работе по групповым целям. Это стало содержанием главного проекта второго этапа модернизации комплекса Б-200, В-300.
Однако радикальным средством борьбы с групповыми целями могло быть использование ядерного заряда. Для реализации этой идеи Расплетин договорился с Курчатовым о разработке ядерного заряда для ракеты В-300. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были разработаны исходные данные на создание новой ракеты 215 (207Т) – носителя атомного заряда.
Как известно, система управления ракеты может в полёте отказать. Отказ не так страшен, если ракета оснащена обычной боевой частью. Иное дело – ракета с атомной БЧ, летящая над густонаселёнными районами Подмосковья. Чтобы исключить возможность отказа, вся аппаратура была смонтирована на борту в двух экземплярах, а наведение одной ракеты осуществлялось двумя каналами станции. Эти меры позволили значительно повысить надёжность комплекса.
Испытания модернизированной системы с ракетой 215 проводились на полигоне Капустин Яр в январе 1957 года. Решено было испытать поражение цели атомным боезарядом ракеты 215 мощностью 10 килотонн на высоте 10 километров. Для этих испытаний впервые была создана групповая телеуправляемая мишень в составе двух самолётов-мишеней Ил-28, которые на боевом курсе должны были сохранять между собой постоянные интервал и дистанцию.
В день испытаний на полигон приехало невиданное количество гостей. Среди них были академики Николай Николаевич Семёнов и Сергей Алексеевич Христианович.
Всем обитателям жилого городка полигона было объявлено о предстоящих учениях и рекомендовано завесить в квартирах окна, выходящие на север.
В назначенный час самолёты поднялись в воздух. Вскоре они были выведены на станцию, заняли нужную высоту и выстроились на расстоянии 800 метров друг за другом. Пилоты катапультировались. Пуск провели одной ракетой со специально введённым промахом. Подрыв боевой части произошёл на расстоянии 150-200 метров от первого самолёта. Картина была необычная: ослепительная вспышка и огненный шар взрыва ярче солнца.
Позже выяснилось, что самолёты были сбиты колоссальным повышением скоростного напора воздуха от взрывной волны – в момент взрыва у обоих самолётов отвалились крылья.
Испытав атомный заряд на высоте 10 километров и получив результаты, атомщики вышли с предложением руководству страны о проведении новых испытаний с подрывом боезарядов на высотах 20 и 50 километров. Предложение было одобрено. В качестве цели-мишени были поднимаемые на большую высоту воздушные шары. Испытания спецбоезаряда с подрывом на высоте 20 километров и более были успешно проведены.
Модернизированная система с ракетой 215 была принята на вооружение в 1962 году. Сами ракеты 215 были поставлены в первую армию особого назначения, где хранились на складах.
Задачами второго этапа модернизации являлись обеспечение поражения малоразмерных целей (типа истребителя МИГ-19), снижение нижней границы поражения от трёх до полутора километров. Этот этап также проводился под руководством Александра Расплетина с июня 1958-го по 1965 год.
Перед разработчиками встали две задачи: повысить потенциал станции наведения Б-200 и обеспечить возможность поражения скоростных сверхзвуковых целей типа МИГ-19.
Потенциал станции был повышен за счёт поднятия мощности передающих устройств до 10 мегаватт. Так появилась возможность уверенного обнаружения малоразмерных целей. В 1960 году были проведены первые испытания модернизированной системы и достигнута скорость поражаемых целей 4 200 километров в час. Модернизированная система оснащалась как ракетой 217М с обычным боезарядом направленноосколочного действия, так и ракетой 218 (217Т) с атомным боезарядом.
В результате проведённых доработок максимальная дальность ракеты была увеличена до 30 000 метров, а с учётом использования пассивного участка траектории возросла до 56 километров. Диапазон высот перехвата был расширен до 1 500-3 5000 метров, дальность перехвата – до 43 километров, скорость полёта ракеты возросла до 1 550 метров в секунду.
Надо сказать, что новые ракеты вводились в состав модернизированных систем постепенно, без снижения работоспособности и боевой эффективности огневых комплексов. Было время, когда на позициях в составе С-25 первого и второго этапов модернизации одновременно находились ракеты 205, 207, 215 и 217.
Ракета повышенной надёжности 218 разрабатывалась с 1960-го по 1964 год. Было применено резервирование отдельных блоков бортовой аппаратуры и бортовых электроцепей. При сборке проводили специальный отбор собираемых деталей и узлов.
Устанавливалась специальная боевая часть весом 247 килограммов с атомным зарядом. Для ракеты были разработаны новый радиовзрыватель 5Е19, системы предохранения и ликвидации. Лётно-технические характеристики ракеты близки к характеристикам ЗУР 217М, однако использование ракеты 218 предполагалось только на активном участке полёта.
Работы третьего этапа были проведены в ОКБ-304 под общим руководством КБ-1 в 1965–1968 годах. Ракета разработана в МКБ «Буревестник».
На этом этапе был усовершенствован метод наведения ракет на цель. Для обеспечения поражения целей, летящих на малых высотах, были изменены наклон азимутальной антенны и сектор работы угломестной антенны. Средства системы оснащались новыми высокочастотными усилителями, что обеспечило работу на второй развёртке и дало возможность увеличить дальность поражения целей.
В период с 1964-го по 1968 год была разработана ракета 5Я25. Она была оснащена более мощной боевой частью осколочного типа весом 390 килограммов, обладала повышенными манёвренными характеристиками, что было необходимо для борьбы с постановщиками помех, особенно на больших высотах.
Высокие характеристики были достигнуты благодаря применению нового двигателя с повышенным удельным импульсом, нового автопилота с двухканальной системой стабилизации ракеты по крену и новой бортовой аппаратуры 5У18. Ракета применялась в высотном диапазоне от 1 500 до 35 000 метров, дальность полёта с учётом пассивного участка траектории составляла 30-56 километров, скорость полёта 1 000-1 550 метров в секунду.
Работы по четвёртому этапу модернизации системы С-25 проводились без участия А. А. Расплетина (он умер в 1967 году) силами ОКБ-304 и военных – специалистов 1-й армии ПВО особого назначения под руководством КБ-1 в 1968–1970 годах. Система принята на вооружение в 1979 году. Система имела возможность поражения крылатых ракет, нижняя граница зоны поражения была уменьшена до 800 метров.
После каждого этапа испытаний, возвращаясь с полигона в Москву, Расплетин находил время для посещения каких-либо объектов подмосковной системы С-25. И каждый раз он испытывал чувство гордости за проделанную работу. Сколько труда и нервов было заложено в эту систему! И теперь она эксплуатировалась молодыми специалистами нового поколения.
Встречи с ними носили позитивный характер – он видел, что дело его жизни находится в надёжных руках. Он практически никогда не отказывал командованию войск ПВО принять участие в научно-практических конференциях личного состава части, выступая с воспоминаниями о том, как создавалась система, каковы перспективы её развития. Это были очень полезные и интересные встречи молодых офицеров и генерального конструктора. Последнее посещение Расплетина военно-научной конференции Войск ПВО обороны страны датировано 14 января 1965 года (в/ч 32396, Балашиха).
Работы по модернизации средств системы С-25 были отмечены в 1966 году Ленинской премией. Среди лауреатов были соратники Расплетина Н. И. Оганов и К. К. Капустин.
Вести боевые действия системе С-25, к счастью, не пришлось с момента заступления на боевое дежурство в 1956 году и до конца её существования (начало 1990-х годов).
Ещё в главе «Система «Беркут». 1950—1955»:
Определение облика системы «Беркут»
Стрельбы по имитируемым целям в замкнутом контуре
Последствия ареста Л. П. Берии
Работа на подмосковных объектах
Государственные испытания С-25
Этапы модернизации системы С-25