«Эмансипируйтесь в благородном смысле этого слова!»

В статье сохранены орфография и пунктуация оригинала.
Поговорим об эмансипации. И хотя её сегодняшний «лик» благодатный объект для исследователей и журналистов, обратим свои взоры и чувства в недавнее прошлое. Во второй половине прошлого столетия женский вопрос переживал свой второй, после периода Великой французской революции, «звёздный час».
Однако эмансипация уже не просто будоражила умы европейских писателей и публицистов. Она заявляла о себе как идейно-философское течение, представители которого отождествляли свободу и равенство женщин с общественным прогрессом.
Правда, среди идеологов движения было заметно разновидение сути и смысла эмансипации. С этой точки зрения любопытен вышедший в Санкт-Петербурге в 1888 году сборник «К решению женского вопроса», представивший на своих страницах множество авторских версий эмансипации. Мы выбрали ту, что принадлежит перу женщины – Берты фон дер Лаге.
– Можем ли мы требовать, чтобы мужчина, как бы благородно он ни чувствовал, как бы остроумно и логично ни мыслил, вполне верно понял то, что волнует наш внутренний мир... Поэтому мне показалось своевременным, чтобы снова услышали голос женщины, принадлежащей к личностям, пережившим уже бурный период своей жизни, и которая ревностно старается, по возможности, объективно смотреть на окружающие её обстоятельства.
Новый союз полов не должен более состоять в односторонней защите однаго пола и в более или менее заметном отодвигании на задний план другаго, но в равномерном распределении прав и обязанностей.
...Я обращаюсь к вам, отцы и матери, в чьих руках находится ближайшая будущность женскаго пола, а также и к вам, незамужния: вам предстоит показать, что ваш жребий, хотя и лишённый чудной награды, отнюдь не жалок.
«Только не проповедуйте эмансипаторских идей!» слышу я ваше восклицание, боязливыя матери.
Не пугайтесь: моя эмансипация не сделает ваших дочерей ни синими чулками, ни неженственными амазонками, полагающими благо своего пола в перенимании мужских слабостей; нет, именно от этого-то я и хочу их предохранить.
Мои эмансипаторские желания – высшего рода; не внешней свободы вымаливаю я для моего пола; она последует сама собой, нет, я вымаливаю благороднейшей свободы, свободы духа, которая только и делает человека человеком.
...если бы мы с ранних пор приучались искать опору не вне нас, но в нашей собственной груди, в нашей собственной силе; если бы мы умели посвящать нашу жизнь и наши труды великим и благородным целям; если бы нам не мешали прислушиваться к нашему внутреннему голосу и скорее следовать его внушениям, нежели чужим взглядам; если бы нам позволяли заниматься трудом, который мы могли бы любить, – тогда, я уверена, мы были бы счастливы.
Не учёных со впалыми глазами должны вы воспитывать из ваших дочерей, но самостоятельно мыслящих людей... Не учёное многознание, не мнимое образование, но знание систематическое, восприимчивое к важнейшим интересам человеческой жизни и обладающее той ясностью и верностью суждения, которыя составляют потребность также и женскаго ума... Словом, я желала бы помочь осуществлению равнаго раздела между братьями и сёстрами их духовнаго наследства.
Суждение о том, что все мужчины одинаковы, истинно в той же мере, в какой верно блистательное заключение – все женщины разные
Разве эта цель кажется вам недостойною жизненной борьбы? Это понимание и знание не сделают вас неженственными, а, напротив, придадут истинный блеск женским чарам; куклам, которые хотя и кажутся некоторым мужчинам воплощением женскаго идеала, но «по большей части могут доставить им лишь преходящие, внешния радости, – этим куклам они дадут душу и сделают их людьми, равными по достоинству другому полу.
Что за сказки вы там разсказываете, будто бы учёность разрушает прекрасную, нежную женственность и наивность, и сердечность и так далее. Есть и были женщины, представлявшия воплощение женских прелестей и женских добродетелей, хотя, наряду с исполнением своих обязанностей, предавались оне, подобно мужчинам, основательным научным занятиям...
Позволю себе привести слова известного профессора Рудольфа Вирхова: «Спрашивается, действительно ли единственное призвание женщины состоит в том, чтобы быть женою и матерью? Конечно, нет. Многим женщинам не пришлось стать супругою и матерью, и, конечно, о них нельзя сказать, что их призвание – стать старой девой. Постигнувшая человека судьба не есть ещё его призвание.
Всю жизнь не везло мужику, а тут – на тебе! Автор фото: Т. Шахтвердиев
Также для жены и матери задача жизни не ограничиваться тем, чтобы быть только женою и матерью. Многия женщины одарены большими средствами влиять на судьбы человечества... Пусть каждая женщина испытает, считает ли она себя к тому способною; состояние современнаго общества отчасти уже создало меру индивидуальной свободы...»
...Воспитание женщины должно стать более совершенным! Но с чего же следует начать? Не смотрите на себя как на особый, иначе созданный, вид человеческаго рода; не представляйте себя противоположностью мужскаго пола и не опирайтесь на привилегии, которыя, при надлежащем освещении, не возвышают вас над мужчинами, как вы это, может быть, воображаете себе, но ставят вас на низшую, сравнительно с ними, ступень, удерживая вас на ступени вечнаго детства!
...Если мы действительно не более как садовые цветы, которым нет надобности трудиться для своего самосохранения: если это так... то мы должны всецело оставаться под охранительною сенью дома, а не стремиться за его пределы в общественную жизнь...
Вследствие недостатка духовной красоты, многия женщины живут, страдают и наслаждаются как безсмысленныя, несамостоятельныя существа; подчиняются обстоятельствам вместо того, чтобы господствовать над ними... Если даже мы сами не признаём самоцели нашего существования, как можем мы требовать другаго воззрения от мужчин?..
Разве женщина не существует также и сама для себя? Разве не открыты и для нея царство духовное и телесное? Не должна ли она, как и мужчина, только иным образом, чудным бытием своим прославлять своего Творца?
...Вот молодая девушка вступает в жизнь. Приготовленная к ней? Едва ли... для нея достаточно, если она только немного отведала всех наук; если она может понимать то, о чём говорят умные мужчины... а родители боятся только того, чтобы не слишком много требовать от нежнаго организма девушки...
Не удивительно ли, что мальчиков постоянно спрашивают, кем они хотят быть, к чему имеют они наклонности, и что затем им дают возможность развиваться соответственно их наклонностям, между тем как никогда не поступают так с девочками?..
Я далека от того, чтобы говорить против домашних работ. Но посвящать домоводству исключительно всю жизнь? И я далека от оспаривания того, что женской натуре вообще более соответствует домашняя жизнь...
Эмансипируйтесь в благородном смысле этого слова, эмансипируйтесь не от женской нравственности и женственнаго образа мыслей, но только от устарелаго общественнаго мнения и от оков предразсудка!
...Я обращаюсь к вам, отцы и матери: в слепой любви к вашим дочерям, не станьте, по отношению к ним, отчимами и мачехами; воспитывайте из них не женщину только, но преимущественно человека. «Не все девушки выходят замуж; значительное их число проходит свой жизненный путь в одиночестве.
Если единственное, первое и последнее, или даже важнейшее назначение женщины состоит в том, чтобы быть женою, матерью и хозяйкою, то, поистине, все незамужния девушки самые безполезныя, самыя несчастным и достойным сожаления создания; оне созданы для такой цели, которой никогда не могут достичь...
Не противоречиво ли и в то же время не смешно ли это? Да, противоречиво, но не смешно, а скорее очень серьёзно, очень грустно, потому что тысячи становятся жертвами этого заблуждения... Разве и ваши дочери должны стать подобными жертвами? Научите их сознавать, что оне существуют также ради самих себя, что оне существуют не только для украшения, но также и для труда, для труда общечеловеческаго.
Конечно, при этом оне должны оставаться женственными: насколько достоин презрения женоподобный мужчина, настолько ненавистна мужеподобная женщина. Никогда не могла понять, как это девушке может придти в голову серьёзное желание быть мужчиной!
Девушки должны становиться не амазонками, неистовствующими против другаго пола; нет, они должны быть только людьми, как и мужчины, смотрящими на брак, то есть на истинный, благородный брак, а не один из обыкновенных дюжинных браков, как на высшее счастье, но считающими его не единственною, достойною стремлений, целью, а как бы венцом, который не всякому выпадает на долю.
...дайте вашим дочерям внутреннюю опору, которая сделает их способными быть счастливыми и в одиночестве, и которая придаст им мужество отказаться от такого брака, который... не имеет ничего общаго с горячей любовью... Горячее, сострадательное и любящее сердце желательно для каждой женщины; только оно должно быть сердцем хорошо дисциплинированным.
Из сочинения «Fin W ort zur Frauenfrage von Bertha von der Fage»
Ещё в главе «Семья - нация - страна»:
«Эмансипируйтесь в благородном смысле этого слова!»