Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №6(18). 1992 год

Добрые знаки, или о свидании со Святославом Рерихом

Индолог Наталья Сазанова, профессор Института стран Азии и Африки, уже более четверти века частая гостья, что называется, свой человек в доме Святослава Рериха
Индолог Наталья Сазанова, профессор Института стран Азии и Африки, уже более четверти века частая гостья, что называется, свой человек в доме Святослава Рериха

«Лишь добрые знаки отмечают верный путь»

Николай Рерих

Вы помните повесть Валентина Сидорова «Семь дней в Гималаях»? Ту самую, в которой автор рассказывает о своей поездке в Индию, о встречах со Святославом Николаевичем Рерихом. Так вот, прототипом учёного-индолога Нины Степановны Карповой, спутницы писателя в этой поездке, была (и это мало кто знает) вполне реальная женщина.

Это Наталья Михайловна САЗАНОВА – доктор филологических наук, профессор кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки при Московском университете, почётный президент Российского дома Рерихов, вице-президент индийской академии духовного сознания Враджа, автор многих научных трудов по культуре Индии и... Впрочем, у Натальи Михайловны, милого и обаятельного человека, столько научных и почётных титулов, что трудно перечислить их все.

Вот уже почти 30 лет Сазонова связана с Индией – своей второй родиной, много раз бывала в этой стране. Её там хорошо знают и любят и даже назвали Руси Радха (русская Радха – по имени героини индийского эпоса). Судьба, милостивая к ней (знать, хорошая карма за добрые дела в жизни теперешней и в предыдущих), подарила ей встречи с людьми необыкновенными.

Достаточно сказать, что она лично встречалась и беседовала с такими Учителями человечества, как Шри Ауробиндо и Мать Кришнамурти. Её духовный учитель (Гуру) – почитаемый во всей Индии Махатма Баба и Шри Пад джи... Долгие годы Наталью Михайловну связывает дружба и с семьёй Рерихов – Святославом Николаевичем и Девикой Рани.

Недавно Наталья Михайловна вернулась из своей очередной поездки в Индию. Корреспондент «Социума» попросил её поделиться впечатлениями от этой поездки с читателями журнала.

***

Что повлекло Вас в очередной раз в Индию, какова была цель этого визита в страну?

Целей таких было несколько. Я поехала в Индию по приглашению Миссии Рамакришны в Калькутте для обсуждения педагогической программы по экологии духовного сознания, которую я подготавливаю. Помимо этого, мне предстояло принять участие в международной и всеиндийской конференции по Бхагавад-Гите. Наконец, – и это было одной из главных целей поездки, – я должна была посетить Святослава Николаевича в Бангалоре, где сейчас живут супруги Рерихи. Также необходимо было решить много текущих задач, связанных с деятельностью Академии духовного сознания. Так что программа поездки была весьма насыщенной.

Спасибо, Наталья Михайловна, что Вы откликнулись на нашу просьбу и передали экземпляры «Социума» Святославу Николаевичу Рериху и в Миссию Рамакришны. С интересом, вполне естественным, хотим спросить, что из этого получилось?

Знаете, мне всегда навязывают массу печатной продукции, чтобы я передавала в духовные центры Индии, Рериху. Я, как правило, всегда отказываюсь. Но ваш журнал мне пришёлся по душе, и я с удовольствием исполнила просьбу редакции, благо что издание выходит и на английском языке. С «Социумом» внимательно ознакомились в Академии духовного сознания Враджа, посещаемом ежедневно множеством людей со всего мира. Глава Миссии Рамакришны Свами Локешварананда счёл нужным поместить журнал в библиотеку этого духовного центра.

Теперь что касается реакции Рериха на издание. Дважды в день в течение недели я встречалась со Святославом Николаевичем в Бангалоре, беседовала с ним о тех важных переменах, что происходят в России, читала по его просьбе вслух многое из вашего журнала (после перенесённой операции Рериху тяжело читать печатные тексты, да и возраст уже почтенный – 87 лет). Святославу Николаевичу «Социум» понравился (он держит его на столике у изголовья).

«Журнал хорошо издан, его просто приятно держать в руках, удачный формат», – говорил он мне в беседе. Рерих обратил внимание на серьёзный подбор журнальных материалов и фотографий. В восьмом номере издания за прошлый год Святослава Николаевича прежде всего заинтересовал очерк об Изваре – родовом гнезде Рерихов, что естественно, и статья о Серафиме Саровском. Он отдал должное качеству воспроизведения картин Николая Константиновича на цветной вкладке номера.

Спасибо за добрые слова в адрес журнала... даже как-то неловко, поверьте. А хорошая оценка журнального оформления из уст художника, пользующегося мировой известностью, это особенно приятно...

...Тем более художника, который, учтите, писал всю жизнь яркими красками. Святослава Николаевича обычно огорчает низкое качество репродукций картин Николая Константиновича и его собственных в отечественной периодике.

Увы, это беда, отнюдь не вина...

Что ж, полиграфия Издательства «Новости», которой пользуется «Социум», доказала, что беда преодолима. И особенно Святославу Николаевичу понравилось, как воспроизводятся в журнале два его самых любимых цвета: синий – цвет духовности и жёлтый – цвет солнца, жизненной энергии. Он пожелал всего самого светлого всем сотрудникам журнала, всем, кто его выпускает.

Набережная реки Джамие (г. Вриндаван). Священное место для ритуального омовения

Набережная реки Джамие (г. Вриндаван). Священное место для ритуального омовения

(Короткое послание С. Н. Рериха напечатано в журнале «Социум» №5 за 1992 г. – Прим., ред.)

Святослав Николаевич высказал пожелание извлечь из переданных мне дневников определённые фрагменты и в совокупности с фотографиями из семейного архива Рерихов опубликовать всё это в «Социуме». Итак, разрешение от Святослава Николаевича получено – дело за редакцией. Тем более, что зачин вами уже сделан. Я имею в виду уже упоминавшийся очерк об Изваре – самом начале пути Рерихов.

В добрый час! Вы сказали, что Святославу Николаевичу понравилась и статья о Серафиме Саровском?

Да. Серафим Саровский, как объяснил мне Святослав Николаевич, был наиболее любимым и высокочтимым святым для семьи Рерихов. Об этом в «Социуме» не могли знать. Замечу, что и я впервые об этом услышала. Однако Святослав Николаевич сказал, что коль скоро редакция журнала выбрала правильное духовное направление, то и интуиция сработала верно – эти два материала (об Изваре и преподобном Серафиме) оказались рядом.

Когда Святослав Николаевич узнал о переносе мощей святого в Серафимо-Дивеевский монастырь, он перекрестился, заплакал от радости и сказал, что это имеет необычайно важное значение для возрождения духовности России.

Каким видится Рериху будущее нашей страны?

Он настроен оптимистично.

Мы много беседовали с ним об этом. Святослав Николаевич всегда принимал близко к сердцу всё, что связано с предназначением России. Он считает, что всё в стране будет восстанавливаться, что к пробуждению её подключены большие силы духовные.

«Уйдёт тьма, уступая дорогу свету, – говорил Святослав Николаевич. – А наша общая главная забота – духовное просвещение. С общества должна быть снята политическая агрессивность. И начинать надо с себя, со своего самосовершенствования, самоочищения».

Следует заменить теорию борьбы друг с другом любовью, состраданием, гармонией человека с окружающим миром. Во всяком случае, новое поколение должно быть воспитано именно так, считает Рерих.

В Индии Наталью Сазанову многие хорошо знают и даже нарекли Руси Радха, то есть русская Радха — по имени героини индийского эпоса.Судьба сводила ее с такими Учителями человечества, как Шри Ауробиндо, Мать. Кришнамурти. Ее духовный учитель — Гуру — почитаемый во всей Индии Махатма Бабой Шри Пад джи. На фото он слева.

В Индии Наталью Сазанову многие хорошо знают и даже нарекли Руси Радха, то есть русская Радха – по имени героини индийского эпоса. Судьба сводила её с такими Учителями человечества, как Шри Ауробиндо, Мать Кришнамурти. Её духовный учитель (Гуру) – почитаемый во всей Индии Махатма Бабой Шри Падджи. На фото он слева

Благо у нас есть ориентиры: и духовные традиции России, и близкие нам духовные традиции Индии.

Да, эти два потока, соединяющиеся в один, по сути своей едины. В этом мне видится символ нашего внутреннего очищения. В Индии чтят духовную мысль России, с глубоким уважением относятся, например, к Махатме Льву Толстому.

К имени Николая Рериха неизменно прибавляется Махариши – великий подвижник, наставник. Все из семьи Рерихов очень многое впитали из индийской духовной традиции, оставаясь по сути своей людьми русскими, православными. Что касается второго направления этого потока, то здесь нельзя не сказать о большом сегодняшнем интересе к индийской философской мысли в нашей стране, особенно среди молодёжи.

Но многие, увы, ограничиваются только тем, что пытаются овладеть сверхъестественными, или так называемыми парапсихологическими способностями, известными на Востоке с древности.

Кто-то из философов справедливо заметил, что «боги не выдают своих тайн по сходной цене». Такие способности в индийской философской традиции называются «сиддхи». Причём восемь самых важных из них – «махасиддхи».

Обладать ими достойны только немногие избранные просветлённые, абсолютно лишённые эгоизма подвижники, махатмы.

Один из них – мой духовный Учитель Бабаи Шри Пад Джи. У него много учеников, среди них видные учёные, известные люди Индии. Так вот, Гуру никогда не демонстрирует своих высочайших сверхъестественных способностей, считая это недостойным занятием.

Хотя однажды, много лет тому назад, случайно и всего один раз я была свидетельницей этих его необычайных способностей. Я наивно спросила его: «Учитель, ведь Вы своим даром сможете ещё больше убедить своих последователей». Он ответил кратко: «Это не убеждения. Это породит лишь слепую веру, а такая вера – недостойная». Позже я узнала, что «сиддхи» приобретаются в ходе ученичества и никогда не считаются самоцелью.

Кстати, Святослав Николаевич сам обладает определёнными парапсихологическими способностями, но неизменно считает: «Зачем же их демонстрировать? Чтобы удивить кого-то или поразить? Пусть уж бродячие фокусники на базарах этим занимаются. А цель должна быть иная – духовное, истинное просветление». Кстати, в этом – отличительная черта наступающей новой эры.

Святослав Рерих в момент медитации. "Вы должны понять, что все мы — частицы Космоса, вечности, что все в мире взаимосвязанно, взаимозависимо. А когда придет понимание этого, любой ваш поступок будет немыслим без размышления о судьбе окружающих вас людей. А такое — школа достойной жизни".

Святослав Рерих в момент медитации. «Вы должны понять, что все мы – частицы Космоса, вечности, что всё в мире взаимосвязано, взаимозависимо. А когда придёт понимание этого, любой ваш поступок будет немыслим без размышления о судьбе окружающих вас людей. А такое – школа достойной жизни»

Всё это очень важно, ведь в наше время находятся люди, которые используют свои сверхъестественные способности в корыстных интересах.

Уж не знаю, какие там у них «сиддхи». Хотя ведь и индийская мифология говорит о том, что «сиддхи» могут попасть в руки людей злых, неправедных, которые используют эти силы в тёмных целях. Но это всегда оборачивалось для них трагедией, а карме их не позавидуешь: возмездие всегда наступает неотвратимо.

Их обычно ждало поражение в битве с силами света. А если эти люди и получали в какой-то момент то, чего вроде бы и добивались, то даже приобретя желаемое – власть, богатство, славу, могущество (что там ещё?), они рано или поздно обнаруживали, что всё это – совсем не то, что они так жаждали заполучить.

Но вернёмся снова к судьбе России. Вы говорите, что Святослав Николаевич убеждён в том, что нашей родине помогают силы духовные...

Да. Так считают и Махатмы Индии. Не за горами XXI век, новое тысячелетие. Хотя кали-юга ещё продолжается (а под «кали» – черной югой – в индийской мифологии подразумевается эра, сопровождающаяся различными невзгодами: падением нравов, всевозможными бедствиями, голодом, катастрофами, насилием, войнами, гибелью природы), тем не менее с начала века она сможет пойти на убыль. Поэтому сейчас все Махатмы Индии думают, как помочь этому процессу и считают, что главное звено в цепи этого процесса – мы, русские, наша Россия.

На всеиндийской конференции по Бхагавад-Гите, участницей которой, как уже упоминалось, была и я, присутствовало много глубокопочитаемых людей Индии, в течение тысячелетий хранящих передаваемый из поколения в поколение священный дух этой страны.

Были там и четыре Шанкарачарья – высоких посвящённых в духовные знания, последователи самых знаменитых Шанкарачарьев из четырёх священных индийских центров. Они удостоили меня высокой чести – духовной беседы (сатсанга), что бывает крайне редко, именно потому, что я приехала из России.

Мы очень рады, сказали они, что вы, русские, вернули себе вновь имя своей родины. Это добрый знак. Вы даже не представляете, как это имя всем, вам в первую очередь, поможет. Ведь в слове Россия заключён духовный смысл. Это означает «Священная земля Бога».

Тут я вспомнила, как радовался Святослав Николаевич, повторяя: «Россия, как хорошо!» И ещё мне было сказано, что на всех нас, живущих на священной земле России, лежит огромная ответственность за будущую судьбу всего мира.

P.S. Мы рады сообщить нашим читателям, что стараниями Натальи Михайловны Сазановой журнал «Социум» стал коллективным членом Всероссийского культурного центра «Дом Рериха».

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

...до конца света

Добрые знаки, или о свидании со Святославом Рерихом

Мы ответственны за свои мысли