Девять ступеней вниз, или ссоры – конфликты – войны

Ссоры или конфликты знакомы любому. Однако, переживая разлад, все убеждены, что их случай особенный, уникальный. Отчасти так и есть, поскольку каждый человек неповторим. Но шведский исследователь Ханс Бродаль (Институт социальной экологии, Гетеборг, Швеция), как и его коллеги – представители достаточно нового научного направления социальной экологии, считают иначе.
По их мнению, конфликт – это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и разные социальные группы, это заболевание, как и всякое другое, имеет свои характерные черты и протекает всюду по определённым законам.
Симптомы и стадии нарастающего конфликта настолько очевидны, что остаётся лишь удивляться, как мы не замечали их раньше.
Диагностика конфликта
Две противоположные тенденции господствуют в отношениях людей, и нам приходится постоянно балансировать между ними – между эмансипацией, стремлением высвободиться, и всё возрастающей взаимной зависимостью.
Эмансипация может выражаться в самых разных ситуациях: женщина – мужчина, младшее поколение – старшее поколение, служащий – предприниматель, развивающиеся страны – развитые страны, страны Востока – страны Запада. Чаще всего она проявляется, когда интересы одной группы сталкиваются с интересами другой. Главное же, что затрагивает эмансипация, – проявление индивидуальности и собственной сущности.
Ей противостоит взаимная зависимость, которая сегодня стала сильнее, чем когда бы то ни было. В основном она задевает наше социальное сознание и способность соотносить себя с другими. Всё, что происходит в мире, так или иначе влияет на нашу жизнь, будь то наш хлеб насущный, одежда, энергетические или экологические проблемы, дорожное движение и т. п. А мы? Мы всё старательнее стремимся сохранить равновесие в стремительно усложняющейся жизни.
Неудивительно, что ныне очень трудно найти человека, который не испытал бы на себе, что значит вступить в конфликт. Мы знаем, как это происходит: зрелость суждения снижается, уважение к противной стороне падает. Как будто некие силы или существа овладевают нами и диктуют поведение по отношению к другому. Чем глубже зашёл конфликт, тем меньше люди способны оценивать свои собственные поступки и тем труднее выходят из него.
Конфликт возникает там, где одерживает верх одна из противоположных тенденций. Плохо, когда эмансипация ведёт к эгоизму – отрицательной стороне индивидуализма. Но ничуть не лучше, если взаимная зависимость превращается в коллективизм, то есть побеждает определённая система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью.
«Микроб лжи и зла» (размер увеличен до различимости). Автор фото: Г. Белицкий
Мы рассматриваем конфликт как болезнь. Эта болезнь свойственна как людям, так и социальным организмам: она возникает внутри групп или между группами, организациями, сообществами, нациями. В самой болезни уже есть вся информация, необходимая для выздоровления, есть там и сила, чтобы эту болезнь преодолеть.
Таким образом, началом лечения будет диагноз. Но очень важно, чтобы диагноз ставился вместе с теми, кого затронул конфликт. Тогда это превращается в первый шаг на пути разрешения конфликта. Существует пять важных аспектов диагноза:
1. Истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы борьбы, события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация.
2. Биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии.
3. Стороны конфликта, будь то личности, группы или большие сообщества. В зависимости от этого определяется уровень социальной сложности.
4. Позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и т. п.
5. Исходное отношение к конфликту – хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.
Как и большая часть болезней, конфликт начинается вполне невинно и заходит всё дальше. Но его участники не замечают этого, пока дело не принимает серьёзный оборот.
Развитие конфликта напоминает спуск по лестнице – мы как бы спускаемся шаг за шагом по ступенькам, и при каждом шаге наши обычные сознание и зрелость рассудка понижаются. Внешне это проявляется в том, что мы всё меньше способны видеть реальную социальную ситуацию, самих себя и своё окружение. В этом спуске можно различить три фазы и в каждой фазе три шага. Переходя от одной фазы к другой, мы каждый раз переступаем опасный порог.
От надежды – к страху
Что представляет собой фаза номер один? На этой стадии проявляются силы, действующие на мышление. Стороны осознают существование напряжения и противостояния в своих отношениях. Они хотят избавиться от этого и найти совместное решение, исходя из самого спорного факта и обсуждая все за и против.
Постепенно между сторонами возникает всё больше камней преткновения, растёт раздражение, позиции ужесточаются. Основной вопрос сводится к тому, как убедить противоположную сторону. Это превращается в словесную битву, где каждый, убеждая противника, старается утвердить своё интеллектуальное превосходство. Круг дозволенных средств расширяется.
И всё-таки здесь в некотором смысле присутствует честная игра, игра по правилам. Иными словами, пока не перейдён порог первой фазы, ещё можно найти решение вместе с другой стороной.
Что же происходит на каждой ступени?
Первая ступень. Дискуссия и аргументация. Для первой ступени характерен переход к стереотипам: точки зрения участников, их поведение становятся как бы «затверженными». Интерес к мнению соперника постепенно теряется, начинается замыкание на собственной позиции. Подыскиваются сильные и веские аргументы в надежде, что рано или поздно другая сторона поймёт и сдастся. Встречи начинают напоминать испорченную пластинку – вам заранее известно всё, что будут говорить обе стороны.
Уже на этой первой ступени появляется стремление к дроблению и формированию групп. В конкретных вопросах у людей есть симпатия к той или иной точке зрения, и они принимают её, не задумываясь и считая своей собственной. Постепенно процесс захватывает всё больший круг вопросов, а различные члены группы получают определённые роли.
Поскольку стороны зависят одна от другой и хотят прийти к согласию, они стараются как можно дольше «вести себя наилучшим образом». Затем приходят разочарование и отказ от надежд. Если стороны не видят этих механизмов нарастания, им легко соскользнуть на следующую ступень.
Вторая ступень. Споры и доведение до крайности. Теперь замечаются только те факты, которые «совпадают» с собственными интересами. Стороны подбирают аргументы и начинают рассчитывать действия. Для участников по-прежнему очень важно вести игру правильно. Но лишь для того, чтобы показать, как неправильна позиция другой стороны. Аргументация доводится до крайности так, чтобы мнения стали полярными. Мышление и способность к сопереживанию «затвердевают» и становятся односторонними.
Теперь вопрос ставится «или – или». Дробление и объединение групп становятся явными, образуются подгруппы, которые встречаются неформально и разрабатывают стратегии. Не принадлежать к какой-либо группе человеку становится очень трудно.
Участники конфликта всё ещё сохраняют чувство, что решать проблемы надо вместе. Однако одновременно с этим у них нарастает ощущение безнадёжности, а встречи с противником всё чаще рассматриваются как потеря времени. Сознание как бы цепенеет, а потому конфликт переходит на следующую ступень.
Третья ступень. Время действовать, а не говорить. Итак, стороны приходят к выводу, что продолжать переговоры бессмысленно. Аргументы не помогают – надо действовать. Обе стороны демонстрируют свою твёрдость и независимость от противника.
Они не собираются поступаться своей позицией, но убеждены, что решительные действия постепенно убедят другую сторону.
Чувство принадлежности к группе и солидарности с ней постоянно крепнет. Мышлению уже не до оттенков, всё делается или чёрным, или белым. Поскольку разговоры с соперниками прекращаются, теперь то, что происходит, – уже вопрос интерпретации. Важно действовать по возможности быстро и решительно.
На этой стадии утрата коммуникации создаёт ощущение страха, и тогда начинаются действия. Вся конфликтная ситуация приближается к порогу страха. Иначе говоря, стороны действуют из страха перед тем, что может сделать соперник. Это могучая сила, лишающая людей нормального мышления. Она начинает влиять на самые основы жизни чувств.
Пониманье – согласья начало. Автор фото: С. Леонтьев
От страха – к потере облика
И тогда порог страха оказывается позади: конфликтующие вступают в фазу номер два – это стихия сил, действующих на жизнь чувства.
Теперь вопрос о разнице точек зрения не стоит – фокус переместился в сторону отношений. Участникам уже трудно быть вместе и как-то взаимодействовать. Мало-помалу на пути к любому истинному пониманию ситуации возникают ложные образы противника. Нарастают недоверие и отсутствие уважения. В конце концов обе партии приходят к выводу, что их собственные цели и чаяния могут быть реализованы только при исключении другой стороны.
Однако здесь всё ещё сохраняется некий предел, понимание того, что можно допускать по отношению к другой стороне. Некоторый остаток чувства человеческого достоинства присутствует, пока не перейдён второй порог – порог разрушения. А теперь – ещё три шага вниз.
Четвёртая ступень. Ложные образы. Представления друг о друге превратились в стереотип, и всё идёт к тому, что подтверждаются худшие подозрения. Нет никакой надежды, что «они» когда- нибудь изменятся. «Они» всегда такими были и только теперь раскрылись в своих действиях.
Всё явственней отрицательные черты противника и, главное, положительные черты своей стороны. Идёт работа по вербовке сторонников – им рассказывают «правду» о соперниках и перечисляют собственные достоинства. Это так захватывает, что с трудом можно думать или говорить о чём-то другом. Любая попытка внутри группы преодолеть чёрно-белое мышление, показать его однобокость обречена на провал. Те, кто пробует это сделать, изгоняются и считаются ненадёжными. Обычно для данной стадии характерно сильное лидерство, и оно стремится к авторитарности.
Теперь уже идёт борьба кто кого. Участники борьбы понимают (может быть, подсознательно), что тот положительный высокоморальный образ, который они составили о самих себе, и низкий, мрачный облик соперника – оба неверны. Это порождает страх. Страх расползается всюду.
Увеличиваются масштабы конфликта. Именно на этой стадии вовлекаются средства информации, чтобы помочь распространить отрицательный образ противника.
Пятая ступень. Потеря облика. Уже на предыдущих ступенях были попытки подтолкнуть другую сторону к показу того, каковы они на самом деле, то есть к потере облика. Теперь атаки становятся всё откровеннее, причём постоянно говорится о морали и этике. Создаются мифы о противнике. Атмосфера делается всё более грязной. Каждая сторона считает себя борцами за правду. Собственные достоинства всячески раздуваются, а чужой образ сводится к чёрной тени. Цель оправдывает средства. Все механизмы, действовавшие на четвёртой ступени, становятся ещё интенсивней.
Здесь часто бывает, что стороны испытывают торжество при проявлении тёмных черт соперника. Они чувствуют своей моральной обязанностью открыть всем на это глаза и предотвратить тлетворное влияние другой стороны на ход событий.
Шестая ступень. Угрозы и власть. На этой стадии обе стороны обычно готовы использовать всю имеющуюся власть, чтобы убрать противника со сцены. Они используют угрозы как средство давления, а в ответ легко могут вызвать ещё более сильную реакцию. Своё мнение становится незыблемым. Соперники видят друг у друга только тёмные стороны и считают себя единственными хранителями морали.
Когда события достигают такой стадии, верх берут очень тёмные силы, жертвой которых становятся втянутые в конфликт люди.
Люди становятся беспомощными и действуют панически. Их трудно остановить. И если не вмешается третья сторона, ничем не сдерживаемый конфликт рискует войти в последнюю финальную фазу. И тогда будет перейдён порог, ведущий к разрушению и насилию.
Это означает вступление в фазу номер три, где ярко проявляют себя силы, действующие на жизнь воли.
Потеря воли – путь к насилию
Если дело зашло так далеко, возникает военная ситуация. Стороны не видят друг в друге людей. Теперь уже можно использовать любые средства во имя морали, манипулировать чужой волей и разрушать всё что угодно. На конечной стадии противники готовы разрушить даже самих себя, лишь бы не допустить победы врага.
Седьмая ступень. Ограниченное разрушение и насилие. На первый план выступает желание нанести ущерб сопернику. Возможности прийти к общему решению больше не существует. Любая попытка такого сорта отбрасывается. Разум парализован. Действия нацелены теперь на полное разрушение противника.
Восьмая ступень. Разрушение нервного центра. Разрушение и насилие ужесточаются, и теперь они направлены на нервный центр противника, то есть на центр стратегической важности, будь то система принятия решений или управляющая система. Используется всё, что может ослабить такой центр.
Девятая ступень. Тотальное разрушение, включая саморазрушение. На этой стадии невозможен ни один шаг назад. Только вперёд, любой ценой. Вся имеющаяся сила используется без угрызений совести, вопрос стоит о тотальном разрушении, невзирая на последствия, даже на саморазрушение.
Болезнь дошла до конца – наступает смерть.
Вся эскалация конфликта в целом есть своего рода смертельный процесс. Силы смерти начинают работать сразу уже на первой ступени, хотя и в очень невинной форме.
Цель нашей диагностики – лечение конфликта. Вот почему так важно распознать эти силы смерти и, исходя из них же, искать выход и исцеление.
Опыт третьей стороны
Подобно тому, как мы находим средство против загрязнения природы в самой природе, а силы для борьбы с болезнью – в самом человеческом организме, мы отыскиваем силы, исцеляющие конфликт, в самом социальном организме, породившем разногласия. Часто надеются, что третья сторона найдёт решение конфликта.
Однако, если она возьмёт на себя роль судьи, участники конфликта ничему не научатся. Более того, даже оказавшись в новом социальном окружении или в обществе других людей, очень скоро они попадут в подобную же конфликтную ситуацию. Нет, внешние средства здесь бессильны.
Вовлечённые в конфликт должны взять на себя ответственность за социальную ситуацию. Социальный организм может окрепнуть только работая над конфликтом. Лечение должно помочь людям принять и понять то, что произошло. И вот задачу третьей стороны мы видим в помощи этому процессу. А потому третья сторона должна соблюдать следующие правила:
- быть максимально объективной;
- быть нейтральной и не читать нотации;
- помочь сторонам найти дистанцию;
- быть принятой обеими сторонами;
- пользоваться доверием; пробудить волю;
- поднять сознание;
- сделать роль третьей стороны явной;
- понимать, что в качестве третьей стороны человек влияет на процесс всем своим поведением.
Раскаянье? Автор фото: В. Асколини
От разрушающих сил – к возрождению
Истинное исцеление – это процесс внутренний. Так же, как человеческое тело подвержено действию микробов, человеческая душа уязвима для сил или существ, вызывающих, подобно микробам, болезнь души. Ложь, злословие, клевета – силы, работающие уже на самых ранних стадиях конфликта. Чем глубже он заходит, тем сильнее атака этих сил.
Мы способствуем их распространению, когда плохо говорим о других, что легко заметить даже по лицам людей – опустошённым, бледным, с пустыми глазами. Все «микробы лжи» работают так, чтобы повернуть развитие человека вспять.
Не менее разрушительны силы, заложенные в социальных соглашениях, законах и установлениях. Известно, что основы социальных соглашений имеют тенденцию постоянно усиливаться. Если неверна основа, любые попытки залатать дыры в законодательстве ведут только к ухудшению.
Действие «вирусов плохого устройства», отравляющих социальную жизнь, усиливается. Противостоять им можно, лишь стоя на позиции интереса к другим, апеллируя к силам солидарности и справедливости. Если противникам удалось хоть на миг выглянуть из своего собственного интереса, в их взаимоотношениях уже пробивается источник здоровой силы.
Необходимо помнить, что надежда на переубеждение противника только вредит ситуации. Убеждение – одна из могучих разрушительных сил в конфликте. Третья сторона явственно ощущает присутствие этих «вирусов» или сил в комнате, где происходит дискуссия или спор. Нездоровая атмосфера создаётся уже тем, что затрагивается душевная жизнь другого без всякого уважения чужих мыслей и ценностей.
Стараться убедить, дать непрошенный совет, повлиять на кого-то, заставить принять определённые ценности и мысли есть атака на человеческую свободу. Люди становятся закоснелыми, они опутаны теми нездоровыми силами, которые сами же и создают в спорной ситуации. Эти силы можно назвать духом предвзятого мнения. Если конфликтующие увидели его явно, они делают первый шаг в борьбе с вредными силами. Тогда возникают условия для развития культуры разговора, и в конечном итоге способность слушать и говорить становится искусством – искусством общения.
В любом конфликте, даже семейном, можно обнаружить силы, о которых уже говорилось. Это борьба между тенденциями к эгоизму и коллективизму. Разрешение конфликтов на всех уровнях простирается гораздо дальше, чем обычно это представляют.
Найти равновесие между двумя тенденциями современности – значит вырасти в своей человеческой сущности. Человеческое «я» – та сила в человеке, которая может брать ответственность, выносить суждение, исходя из собственной свободной воли. Это то, что помогает нам сделать выбор и не следовать автоматически за событиями, даже если конфликтная ситуация затягивает всё ниже. Развитие собственного «я» всегда означает усилие. Именно оно и даёт нам надежду на социальное излечение.
Дайджест М. Шаскольской
(Из журнала «Знание – сила»)
Ещё в главе «Семья — нация — страна»:
Сергей Гай. Праздник на всю жизнь
Художник эпохи Водолея (из творческого гороскопа Александра Рекуненко)
Девять ступеней вниз, или ссоры – конфликты – войны