Десоветизация по-советски: интерпретация

До тех пор, пока сохранялся Советский Союз, была призрачная надежда на то, что возможно некое центральное решение или действие, которое позволило бы обмануть историю и избежать человеческих трагедий, неизбежно сопряжённых с процессами развала империи и перехода от административного рынка к просто рыночным отношениям. Эта надежда исчезла 19 августа 1991 года, когда руководители ВПК, решившись на чрезвычайные меры для сохранения привычного экономического и политического пространства, включили последовательность событий, разнёсших гигантское государство.
Остатки рухнувшего социализма не исчезли в мировом пространстве, они загромождают шестую часть суши. Свойства обломков во многом ограничивают возможности будущего строительства. Для начала надо хотя бы разобраться, что же осталось в наследство.
Обломки государства
СССР развалился не на произвольные куски. Государства, возникающие на его территории, представляют собой преобразованные в минимальной степени формы его территориально-административных единиц. Они во многом наследуют и воспроизводят свойства СССР как целого.
В них сохраняется административная система управления производством, хотя предприятия отчуждены от СССР и принадлежат республиканским правительствам. Сами предприятия и организации – советские по сути: внутренняя структура отношений в них ориентирована не на производство, а на управление им.
Для новых государств характерно стремление отгородиться от своего ставшего внешним социалистического окружения, опустить если не железный, то таможенный занавес, и попытка решить внутренние проблемы, связанные с сырьём и импортом потребительских товаров из стран с нормальной экономикой. Однако необходимость мобилизации ресурсов для экспорта в свою очередь предполагает сохранение или даже ужесточение социалистических государственных и экономических инструментов.
Имперские репрессивные структуры при распаде СССР распределяются по новым государствам. В каждом из них формируются свои советские (или антисоветские) армии, национальные гвардии, службы внутренней безопасности и внешней разведки, которые уже (Грузия, Молдова, Азербайджан) используются для устрашения внутренних и внешних врагов. В роли врагов теперь выступают коммунисты, националисты и правительства соседних государств – бывших социалистических республик.
СССР разорвался на разных размеров эС эС еС эРы. Автор фото: С. Плевако
Грохот от взрыва – на годы. Автор фото: А. Соловьёв
В ближайшее время шестая часть суши будет, наверное, представлять совокупность внутренне конфликтных и внешне агрессивных государств, вступающих в виртуальные союзы и конфликтующих между собой за продовольственную помощь и инвестиции из стран первого и третьего мира. Каждое государство будет стремиться экспортировать сырьё, полуфабрикаты и рабочую силу на мировой рынок, где в результате может нарушиться складывающийся десятилетиями баланс между производителями и потребителями, между поставщиками сырья и его переработчиками.
Для защиты мирового рынка от этой напасти развитые страны вынуждены будут объединиться в закрытые для проникновения со стороны новых государств экономические системы и выстроить где таможенные, а где-то и военно-политические полупроницаемые барьеры, отфильтровывающие потребные им экспортные товары от того, что попытается вместе с ними пересечь границы: от беженцев, болезней, криминальных товаров и социалистических идей.
Дробление административного пространства бывшего СССР вряд ли остановится на формировании полутора десятков политически независимых и экономически немощных государств, ведь в каждом из них будет воспроизводиться социально-политическая система исчезнувшей империи, пусть даже в зеркальном отражении. Области, края и районы этих государств будут стремиться к политической самостоятельности от метрополии точно так же, как сами эти государства стремились к независимости от СССР.
Вполне возможно, что распад каждого из этих новых государств на его ещё меньшие подобия будет происходить по такой же схеме, что и распад СССР. Какие-то наиболее активные регионы смогут противопоставиться и выделиться хотя бы атрибутивно (как это сделали прибалтийские республики), но в целом отдельные регионы будут удерживаться вместе военным принуждением до тех пор, пока удачные или неудачные попытки военных переворотов не сломают их структуры управления.
Военный переворот в геополитическом пространстве бывшего СССР теперь стал невозможен, однако, резко возросла вероятность локальных военных переворотов в масштабе бывших республик, краёв и областей. Можно предположить, что вскоре «полковники Ивановы» начнут наводить порядок «в отдельно взятых» регионах рухнувшей империи. Начавшийся процесс создания национальных гвардий и формирования собственных региональных вооружённых сил и органов безопасности создаёт тепличную атмосферу для военных авантюр.
Пограничные конфликты между этнически разнородными регионами, обзаведшимися национальными гвардиями и армиями, могут стать повседневной реальностью. Отсутствие третейского судьи и имперской армии, которое как-то сдерживало военные действия в Нагорном Карабахе, может стимулировать переход пограничных конфликтов в обычные войны, где не будет победителей, и которые медленно и верно будут перерастать в локальные гражданские войны.
Скорби от взрыва – на очень долго. Автор фото: И. Носов
В этнически более однородных регионах примеры локальных войн будут выступать сдерживающим фактором и стимулировать невоенные способы разрешения конфликтов. Внутри каждого государства будут в той или иной степени воспроизводиться административные способы организации производства и распределения, в то время как в отношениях между государствами, наследующими СССР, будут формироваться вполне рыночные отношения со всеми полагающимися институтами рыночной экономики, поддерживаемые мировой экономической системой. Рыночная инфраструктура на территории бывшего СССР возникнет в отношениях между новыми государствами, но не в самих государствах.
В конечном счёте (лет через 30) экономические институты межгосударственных отношений станут доминировать над государственными экономиками, что создаст условия для относительной политической стабильности и формирования демократии как образа жизни и образа мышления. К тому же за несколько десятилетий вымрет подавляющее большинство представителей гомо советикус, граждан СССР, и Евразия будет заселена менее амбициозными людьми.
Всё, что не взорвалось, – распилим! Автор рисунка: С. Хасабов
Обломки общества
Социалистическое государство – это только внешний, хотя и необходимый атрибут существования его граждан. Эта отчуждённая и противопоставленная людям совокупность отношений между ними поддерживается и стимулируется к воспроизводству самими людьми, их потребностями в еде, воде и крыше над головой. Людям достаточно хотеть жить. Этого хватает, чтобы социализм воспроизводился вместе со всеми своими прелестями.
Социалистическое государство сильно своими гражданами, связывающими с ним удовлетворение своих потребностей и рассматривающими государственные институты как кормушки. Государство взвалило на себя бремя без удовлетворения потребностей и разрывается в служении своим гражданам, в стремлении наполнить кормушки пайковым довольствием. Ради удовлетворения пайковых потребностей и достижения «социальной справедливости» оно испоганило своих граждан, отношения между ними, природу, из которой выколачивается всё, что можно обменять на бытовую мелочёвку цивилизаций Запада.
Всё, что разболталось, – скрепим! Автор фото: С. Плевако
Государство все семьдесят четыре года своего существования боролось с людьми и требовало, чтобы они привели свои потребности в соответствие с его возможностями. Противопоставленность и в то же время взаимодополняемость социалистического государства и советского общества обеспечивали стабильность системы в целом и развитие её в тех направлениях, которые не противоречили идеологии социального равенства и социалистической справедливости.
Однако стабильность и развитие были возможны только на огромной базе природных и человеческих ресурсов, которые система уничтожала самим фактом своего существования и воспроизводства. Исчерпание ресурсов породило внутреннее напряжение, для разрешения которого потребовалась перестройка отношений между государством и обществом, между людьми. Репрессивное направление перестройки, связанное с именем Андропова, предполагало изменение людей и общества для воспитания правильных потребностей.
Направление перестройки, связанное с именем Яковлева, предполагало изменение государства для того, чтобы оно могло удовлетворить потребности воспитанных им граждан. Оба направления перестройки на первых порах объединяло неприятие государства и признание его несовершенства.
И... на полном скаку – в... ку-ку
Перестройка стала деятельностью старых людей, ставших новыми политиками. Все без исключения шестидесятники, независимо от их политических ориентаций, остаются государственниками. Их усилия направлялись и направляются на строительство нового государства, которое они рассматривают как набор инструментов для удовлетворения потребностей (прежде всего своих собственных), а не как институт, обеспечивающий правовую основу для удовлетворения потребностей. Девять лет периодически сменялись у государственного кормила «андроповцы» и «яковлевцы». Их совместные усилия привели к крушению империи, хотя это не входило в их планы.
Другие поколения и группы советских людей не столь зависимы от национально-государственных переживаний и ценностей, как шестидесятники и патриоты.
Однако они зависимы от государства как среды обитания. Обычные советские люди рассматривают государство как субстрат жизнедеятельности, паразитируя на котором, можно удовлетворять свои не очень развитые потребности. Они заинтересованы в сохранении субстрата и будут стремиться воспроизводить его в новом государственном обличии.
Автор рисунка: А. Бильжо
Обломки общества на обломках государства
Радикальное искоренение «советскости и социалистичности», которое начато практически во всех независимых государствах бывшего СССР, на практике будет означать уничтожение тех форм общественной самоорганизации, которые позволяли людям выживать при социализме, как и многих формальных, как кажется, институтов, которые тем не менее обеспечивали координацию действий и согласование интересов разных социальных групп. Авторитарные режимы, которые постепенно устанавливаются в регионах, в первую очередь разрушат институты общественного выражения, известные как теневая экономика, блат и коррупция.
В государствах, где к руководству пришли «сторонники перестройки», «демократы», «прогрессивно мыслящие политики», очень скоро нельзя будет жить. Граждане этих государств вынуждены будут переходить от симбиоза с государственными институтами или паразитирования на них к самостоятельному поиску средств к существованию. Конечно, часть граждан найдёт себя в новых государственных организациях, в армиях, службах безопасности и национальных гвардиях, где обеспечит себе пропитание прямым или косвенным грабежом внутренних и внешних врагов.
Однако другие займутся тем, чем испокон веков занимались люди – производством и торговлей. Третьи – те, кто выбит или в ближайшее время будет выбит со своего места у государственной кормушки, пойдут искать место под солнцем в другие регионы страны, в другие страны или включатся в массовые популистские движения, которые время от времени будут прорываться голодными бунтами, восстаниями или походами на столицы. Борьба между наследниками социалистического мироустройства и людьми, пытающимися жить результатами своего собственного труда, составит следующий этап нашей вынужденной общей истории.
Симон Кордонский. Из журнала «Век XX и мир»
Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:
«Зоон политикон» и свобода союзов
Десоветизация по-советски: интерпретация
Встречный абсурд (Драма в трёх актах с прологом, эпилогом и альтернативой)