Цвет демократии – зелёный?
Уже несколько лет не могу избавиться от мысли об особой роли, которую, быть может, суждено сыграть в нашей исторической судьбе экологической идее. Но сначала несколько предварительных соображений о нынешних взаимоотношениях советских народов.
Я думаю, что как бы эти отношения ни складывались, какими бы экономическими и прочими границами наши народы друг от друга ни отсоединялись, далеко им друг от друга не уйти: освобождаясь от насильственно навязанных уз «нерушимого братства и несокрушимой дружбы», они рано или поздно убедятся, что хозяйственная и политическая свобода, в том числе и выход из СССР, увеличит, а не уменьшит их взаимную зависимость, так как ни одна из республик, включая самые развитые, в обозримом будущем на мировой рынок не пробьётся.
А это значит, что общий народный интерес в стране существует, но он раздроблен на десятки особых интересов, которые многим кажутся несовместимыми и непримиримыми. Ничего странного и необъяснимого тут нет: тоталитарные связи рвутся мучительно, нередко с кровью, а добровольные не могут возникнуть, пока сохраняются недобровольные. И вот в этой-то обстановке, когда пробуждающиеся народы отгораживаются друг от друга стенами недоверия, очень важно, не дожидаясь лучших времён, начать закладывать не только экономический, но и идеологический и политический фундамент будущего согласия.
Способны ли, однако, к этому политические партии, в том числе и самые демократические, возникающие в советских республиках? Я в этом совсем не уверен. Потому что они возникают сегодня прежде всего как национальные, как партии дробления, а не согласия. Это естественно: чтобы освободиться от тоталитарного интернационализма, нужно сплотиться на чём-то прямо ему противоположном. Но отсюда же следует, что объединяющую роль не сможет сыграть и КПСС – единственная партия, имеющая свои национальные отряды во всех республиках.
Не сможет, потому что не воспринимается как выразитель интересов народов – отдельно и всех вместе, потому что демократические движения против неё в первую очередь и выступают, в противостоянии ей прежде всего и сплачиваются. А это значит, что рано или поздно может возникнуть надобность в демократической межнациональной партии (или движении), альтернативной исчерпывающей свою миссию КПСС.
Я понимаю, что здесь мне никак не уйти от вопроса об идеологическом знамени этой новой организации. Какого цвета оно может и должно быть? И здесь я возвращаюсь к тому, с чего начал: не исключено, что цвет нашей межнациональной демократии окажется зелёным.
Рассуждаю я следующим образом. Чтобы перейти от административной экономики к рыночной, надо, чтобы люди её приняли, чтобы они увидели в ней какой-то важный для себя смысл. Говорят, правда, что для принятия идеи рынка никакого другого смысла, кроме здравого, не нужно, а он, мол, присутствует в голове каждого нормального человека.
Но в своём резком отталкивании от нелепостей тоталитарной идеологии мы как-то забыли, что здравый смысл идеологией никогда не был и быть не может и что вовсе неспроста люди всегда искали для оправдания своей жизни смысл более высокий, абсолютный, неспроста сочиняли поднимающие их над повседневной обыденностью священные книги. Абсолютные экологические ценности и могут стать той идеологией, той болевой точкой в сознании каждого из нас, через которую это сознание откроется для восприятия спасительности здравого смысла рыночной экономики.
Да, рынок сам по себе не излечивает все экологические болезни, это мы видим на примере Запада. Но без рынка они попросту ведут к биологической катастрофе. Арал, Чернобыль, Уфа, Донбасс – всё это столь же закономерно, сколь и непредсказуемо катится на нас со всевозрастающим ускорением.
В такой обстановке экологическая идея поднимается до фундаментальной идеи спасения человека, то есть по своей смысловой наполненности становится близкой к религиозной. Это не совсем то, что на Западе. Там экологические ценности противостоят несовершенству рынка. У нас, наоборот, эти ценности могут вывести из гибельного административного хозяйствования в рыночную экономику.
Пока, правда, экологическое знамя – это знамя скорее противостояния, чем согласия, потому что подняли его защитники национальных интересов, выступающие против центральных ведомств. Но рано или поздно все мы поймём, не сможем не понять, что от экологической беды мы или уйдём вместе, или её не минует никто.
Коммунистический интернационализм был идеологией, скрепляющей тоталитарную «империю». Экологический интернационализм сможет стать идеологией преобразования «империи» в демократическое сообщество экономически и политически самостоятельных народов. Поэтому мне видится на нашем политическом горизонте мощная межнациональная экологическая партия (или, что более вероятно, движение), разумеется, при полной самостоятельности и организационной независимости её национальных подразделений.
Часто приходится слышать, что уровень экологического сознания населения у нас очень низкий и поэтому оно не может сплотить людей в массовое политическое движение. Но вот не так давно «Московские новости» опубликовали результаты солидного социологического исследования (см. в конце статьи), которые уже успели окрестить сенсационными и из которых следует, что загрязнение природной среды волнует людей больше любых наших бед и проблем и что экологическое движение по степени доверия населения уступает только Церкви.
Очень интересно, что в тройке предметных лидеров опроса мы видим ещё и армию. Ей доверяют даже чуть больше людей, чем «зелёным», но зато и доля недоверяющих значительно больше, чем у них. Обратите ещё раз внимание на этот состав победителей: Церковь (религия), «зелёные», армия. Не наводят ли результаты исследования на мысль о том, что мы переживаем распад оборонного сознания, десятилетиями заменяющего нам религиозное, и что оно, сознание это, на наших глазах превращается в религиозно-экологическое?
Я не настаиваю. Я всего лишь призываю задуматься. Я призываю задуматься и о том, что зелёное знамя могут ведь подхватить и недемократы. Если экологическая напряжённость и экологический страх будут возрастать, то его, это знамя, могут попробовать сделать своим и самые крайние экстремисты или, говоря иначе, та третья сила, которой все сегодня начинают дружно опасаться, но которую никто пока не видел и не знает, откуда её ждать.
Опрос был проведён Институтом социологии АН СССР совместно с Социологическим центром Хьюстонского университета (США) в Москве и Московской области. По мнению специалистов, этот регион можно рассматривать в качестве приближенной модели СССР с опережением социальных процессов на 1,5-2 года.
Участникам опроса было предложено выразить своё отношение к различным общественным и государственным структурам по четырёхступенчатой шкале: «полностью доверяю», «доверяю», «не очень доверяю», «совсем не доверяю». Как же разделили они свои симпатии? «Полностью доверяют» и «доверяют» движению «зелёных» 54,5% респондентов. Это на 9,8% меньше, чем у Церкви, и на 1,9% меньше, чем у Вооружённых Сил.
Но если Церковь здесь бесспорный лидер, то положение армии далеко не столь однозначно. Она сильно опережает «зелёных» по числу тех, кто высказал своё негативное отношение. «Не очень» и «совсем не доверяют» нашим военным почти 42% участников опроса, тогда как «зелёным» всего 24,8%. Причём каждый пятый респондент ещё не определил своего отношения к экологическим движениям (то есть не выразил ни доверия, ни недоверия), а у армии такого резерва нет.
Что касается других общественных и государственных структур, то по степени доверия они ещё больше уступают «зелёным». Так, лишь 38,8% «полностью доверяют» и «доверяют» КПСС, 37,2% – профсоюзам, 28,3% правительству и, соответственно, 22,9 и 20,3% – милиции и системе правосудия.
Одним из открытий опроса явилось то, насколько значимы оказались для каждого проблемы окружающей среды. Как видно из таблицы, более 98% опрошенных эти проблемы заботят больше, чем рост преступности, недостаток продуктов питания и предметов первой необходимости, угроза СПИДа и межнациональные конфликты.
Игорь Клямкин
По материалам газеты «Московские новости»
Ещё в главе «Человек - общество - природа»:
Homo faber против Homo sapiens?
Цвет демократии – зелёный?