Что не нравится «победителям?»
7 марта 1991 года наши генералы одержали ещё одну «победу» – разгромили авторский коллектив и научную концепцию I тома широко и основательно задуманной истории Великой Отечественной войны. Чем же не угодили учёные генералам? Приводим отдельные выдержки из стенограммы заседания Главной редакционной комиссии десятитомника. Присутствовали: члены коллегии Министерства обороны, группа генеральных инспекторов МО, от АН СССР – 2 человека, от Института марксизма-ленинизма – один, а также представители ЦК КПСС и сотрудники Института военной истории во главе с директором, народным депутатом РСФСР Д. А. Волкогоновым.
Что думают генералы о «правдохах»?
Из интервью маршала С. Ахромеева «Военно-историческому журналу»:
Генерал-полковник Волкогонов – антикоммунист. Сегодня он изменил делу КПСС и встал под знамна одного из бывших руководителей КПСС, а теперь воинствующего антикоммуниста Б. Н. Ельцина.
Если бы Волкогонову удалось подготовить и издать труд «Beликая Отечественная война советского народа» с тех наполненных неправдой позиций, которые он изложил в первом томе, то это нанесло бы огромный вред не только истории. Заведомая неправда о Великой Отечественной войне была бы использована для подрыва целостности нашей страны, для noдрыва её социалистического выбора, для очередного очернения Коммунистической партии. Нельзя позволить этого.
Начальник Генштаба ВС СССР, генерал армии М. Моисеев:
Авторский коллектив отошёл от установки ГРК (Главной редакционной комиссии) отражать только правду, писать объективно. Много сомнительных, подтасованных фактов, цифр. Видно стремление опорочить всё и вся.
Это антинаучная разработка тома.
Каков был ведомственный заказ?
Зам. министра обороны А. Кочетов:
Задача стояла сложная – создать труд для поколений, раскрыть всю героику, весь потенциал народа, одержавшего ярчайшую в истории победу.
Предшественники ныне живущих советских людей боролись, жили, воспринимая страну со всеми деформациями как своё детище, а КПСС как свою родную партию.
Когда обсуждалась концепция десятитомника, то все соглашались с тем, что главная движущая сила – советский народ, народ-воин, труженик, во главе которого стоит КПСС. Но сегодня, исходя из сиюминутных интересов, всё охаивается и всё ставится уже в вину партии, и народ становится виноватым. На самом деле народ не может быть виноватым, так как он одержал победу.
Как в спорах рождается... приказ
Начальник редакции 10-томной истории Великой Отечественной войны полковник Р. Савушкин:
Наши неоднократные обращения в архивы ЦК, КГБ и МИД не увенчались успехом. Иногда по выбору их работников нам предоставляли некоторые разрозненные документы или выписки из них, на основе которых невозможно составить общую картину проблемы.
Начальник Генерального штаба генерал армии М. Моисеев:
К документам мы их не пускали и не пустим, архивы не дадим, так как их используют не по назначению – для написания личных трудов в рабочее время.
Секретарь ЦК КПСС В. Фалин:
Сегодня то, что написано в томе, более антикоммунистично, чем издаваемое за рубежом.
Работа должна вестись, а в закрытые архивы переменный состав авторов не будет допускаться. Вольницы тут нет и не может быть. Документы должны использоваться по назначению.
Председатель Всесоюзного совета ветеранов войны и труда маршал Н. Огарков:
Этот том – обвинительное заключение КПСС.
Министр обороны СССР маршал Д. Язов:
Демократы сейчас ставят своей целью подготовить и провести «Нюрнберг-II» над КПСС. В томе присутствуют концепции обвинительного заключения на этом процессе.
Практически все архивы открыты, но мы всё дали на откуп исполнителям, они брали всё вне зависимости от качества.
С какой-то ненавистью к Сталину написана I-я глава.
Не так, как это делал Яковлев, следует (– ред.) трактовать события 1939 года (пакт Риббентропа – Молотова).
Доктор исторических наук Б. Томан. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС:
На организаторскую деятельность ВКП/б/ отводится менее 70 стр. Это очень мало.
Заместитель министра обороны СССР генерал армии A. Кочетов:
На I-м заседании Главной редакционной комиссии было дано задание убрать «перехлёсты». Но вместо 231 упоминания репрессий в I-м варианте во втором пришли к 380-ти.
Генерал армии И. Павловский:
Зачем расправляетесь с партией, чьё это задание?
Голос из зала:
Вену мы уже раз брали, сейчас нужно армию защищать.
Руководитель (теперь уже бывший) авторского коллектива 10-томника генерал-полковник Д. Волкогонов:
Нас толкают написать лживую историю.
Мой голос одинок в этом зале. Но я хотел бы посмотреть лет через десять, что вы скажете обо всём этом.
Главнокомандующий Сухопутными войсками заместитель министра обороны СССР генерал армии B. Варенников:
Есть предложение: лишить его слова!
Р. S. И лишили...
Из «Независимой газеты»
Ещё в главе «Прошлое-настоящее-будущее»:
Что не нравится «победителям?»