Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №5 (48) 1995 год

Чьим словом камни говорят? Храмы и империи: тайное и явное

Собор Св. Петра в Риме. Фото Г. Козлова
Собор Св. Петра в Риме. Фото Г. Козлова

Пётр... Павел... Пётр и Павел... – собор соборов?

Если верить масонской легенде (впрочем, документально не подтверждённой), первым «вольным каменщиком» в нашей стране был Пётр I, которого ещё в 1699 году во время Великого посольства ввёл в орден Кристофер Рен, Магистр Великой Английской Ложи. Заметим, кстати, что «благодетель царёв» остался в памяти людской не столько как один из основателей новоанглийского масонства, сколько как создатель лондонского собора Св. Павла – уменьшенной копии главного католического храма Св. Петра, созданного в XVI столетии гением Микеланджело и Браманте в Ватикане (1).

По возвращении в отечество молодой Государь всея Руси основал старейшую в России ложу (2) (ещё до закладки первого камня в основание первого общественного здания новой столицы – Петро-Павловского собора, строительство которого начато было в 1703 году в день ангела царя – 29 июня). В ней Досточтимым Магистром («мастером стула») стал швейцарец Франц Лефорт, первым стражем – выходец из Шотландии русский полковник Патрик Гордон, а сам будущий император – вторым стражем. Есть основания оспаривать достоверность легенды.

Но несомненна та аура преклонения, которой окружили позже российские «братья» память просвещённого монарха – реформатора. Они мечтали пересоздать, перестроить свою родину духовно подобно тому, как Пётр преобразовал её политически. Потому в ложах в числе других масонских гимнов часто звучала популярная в ту эпоху «Песнь Петру Великому», сочинённая Державиным (3).

Вид Лондона. Век XVIII. На заднем плане возвышается собор Св. Павла

Три храма по одному Замыслу

Собор Св. Петра строился как архитектурно-духовный центр католицизма. Его копия и своеобразный церковный «конкурент» в протестантском мире (в данном случае – англиканстве) – собор Св. Павла. А в православии?..

Третьим в этом ряду должен был стать Исаакиевский собор. По воле Петра Алексеевича именно он, заложенный ещё 30 мая 1707 года и посвящённый святому Исаакию Далмацкому, в день памяти которого родился в 1672 году будущий державный реформатор, оказался вторым по времени основания храмом Санкт-Петербурга (4). Елизавета Петровна, вознесённая гвардией на престол, решила довести до благополучного окончания этот завещанный ей отцом замысел. Но, как водится на Руси, труды шли куда медленнее, чем летели дни, месяцы и даже десятилетия...

В 1790-х годах уже почти достроенный собор рухнул. Но идея осталась жива – архитекторы один за другим спешили предложить новые проекты завершения строительства. История сооружения Исаакиевского собора и всех связанных с ним зодческих мытарств завершилась лишь в 1845 году благодаря таланту, стараниям и, вероятно, удачливости или счастливой звезде Огюста (Августа Августовича) Монферрана.

Достойно внимания то обстоятельство, что вынашиваемый и воплощавшийся в камне в течение почти ста сорока лет замысел в основных своих чертах не претерпел изменений: с самого начала храм задумывался – по аналогии с главными архитектурными святынями христианского мира – как купольный.

Все три собора: Св. Петра в Риме, Св. Павла в Лондоне, построенный мастером Реном, и Св. Исаакия в Санкт-Петербурге – как бы зеркально отображают друг друга, самим видом своим художественно воплощая и напоминая приобщённым к их тайне одну из основополагающих идей братства «вольных каменщиков» – равенство всех христианских вероисповеданий перед Ликом Всевышнего Творца.

Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Рис. X. Рёмер

Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Автор рисунка: Альфред Рёмер

Масонство возникло в эпоху, когда в результате Реформации углубился раскол христианского мира: из недр католичества вышли различные протестантские толки, а на востоке Европы обострились конфликты православного населения с орденом отцов-иезуитов и униатской общиной. Одной из целей возникшего тогда тайного общества стало воссоединение церквей.

Некоторые «вольные каменщики» вообще пренебрегали различиями между христианами и иудаистами, мусульманами и индусами. Они полагали, что адепт любой религии, почитающий Единого Строителя Вселенной, может быть посвящён в члены ложи. Благую на первый взгляд идею христианства, однако, не приняли ни на востоке, ни на западе, а само масонство было осуждено и Ватиканом (например, буллой папы Климента XII ещё в 1738 году), и православными патриархами...

Парадоксально, что завершение строительства собора Св. Исаакия Далмацкого пришлось на время правления Николая I, правительство которого, с одной стороны, подтвердило наложенный ещё при Александре I запрет на деятельность лож в России, а с другой – требовало возводить в государстве только купольные храмы. По образцу главного собора империи.

Дайджест по материалам периодической печати

***

1 - Интересна оценка этого архитектурного шедевра эпохи Возрождения, данная Александром Герценом: «Как Соломонов храм – построенная Библия, так храм Св. Петра – построенный выход из католицизма, начало светского мира, начало расстрижения рода человеческого».

2 - Ложа (от англ, lodge – «помещение») – комната для масонских собраний и организационная единица братств «вольных каменщиков». Руководит деятельностью ложи Досточтимый Мастер, в орденской иерархии за ним (ступенью ниже) следуют первый и потом второй стражи.

3 - Гаврила Романович Державин к тайным обществам не принадлежал и, как и Екатерина II, относился к «вольным каменщикам», проводившим в жизнь неведомо чью волю, с изрядным недоверием.

4 - О преломлении иноязычного по происхождению названия города Санкт-Петербурга (от Sankt Petersburg) в русском сознании см.: Ю. М. Лотман «Город чудный... Вечный город» // Социум, 1994, № 2 (33), примечание на с. 28.

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Под маской шекспировского злодея

Чьим словом камни говорят? Храмы и империи: тайное и явное

Идиотизм как переходная стадия от социализма к капитализму