Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
15:53 / 17 октября 2018
«Царьград». В ожидании С-500: Как развивалось зенитно-ракетное оружие России
15:53 / 17 октября 2018
Почему же мы до сих пор не имеем этого оружия?
Зенитные ракетные системы с-400. Фото: depositphotos.com
Зенитные ракетные системы с-400. Фото: depositphotos.com

Великий всё же человек Владимир Жириновский: скажет что-нибудь в запале, и сотни журналистов и экспертов с серьёзными лицами начинают это комментировать. Фантазия у лидера ЛДПР богатая, так что без работы эксперты не останутся.

В далёком 2003 году Владимир Жириновский, находясь, видимо, в несколько изменённом состоянии сознания, угрожал США сразу двумя оружиями: гравитационным и климатическим.

 
Ночью наши учёные чуть-чуть изменят гравитационное поле Земли, и твоя страна (обращение к Дж. Бушу – ред.) будет под водой. 24 часа – и вся страна твоя будет под водой Атлантического океана и Тихого... Мы направим в Америку ещё десять миллионов русских и изберём в Америке своего президента.

В 2012 году вице-спикер Государственной думы модернизировал угрозы: «Любую часть планеты уничтожим в течение 15 минут. Ни одного взрыва... Целые континенты будут спать вечным сном... Вот цунами в Японии. Сдохнете все 120 миллионов, если потребуете Курилы от нас. А не хотите, чтобы забыли слово «Грузия» в мире, и будет русско-турецкая граница? Цунами будет в другой части Кавказа!»

В 2018 году милитаристские устремления Жириновского стали более конкретными, но не более правдоподобными:

 
Американцы в целом боятся, они боятся, что весь мир увидит, что самая лучшая в мире система ПВО – русская С-300. А у нас есть С-400, С-500, С-600 и С-700. Можем всю планету закрыть, и ни один самолёт не поднимется в воздух.

Неловко стало, кажется, даже ведущему телепрограммы, где прозвучало это заявление, Владимиру Соловьёву. Но джинн вылетел из бутылки: «военным экспертам» всех уровней стали названивать журналисты, чтобы получить комментарий о тайном оружии России.

На тему откровений Жириновского рекомендуем почитать прекрасный материал Александра Покровского на нашем сайте, а здесь расскажем о том, что это вообще за звери – мобильные зенитные комплексы. И раскроем страшную тайну: никакого секретного супероружия у нас нет. Ни С-700, ни С-600, ни даже С-500. Есть общеизвестные С-300 и С-400, и этого достаточно.

Что такое С-75

Отец ракетных систем противовоздушной обороны – академик Александр Расплетин, первое их боевое применение – 1960 год, самолёт-разведчик U-2, летевший над Свердловском на высоте 22 750 м. Американцы и думать не могли, что их шпиону угрожает что-то, кроме истребителей. Но самолёт был сбит первым же выстрелом с земли. К сожалению, система оказалась даже слишком эффективной – другая ракета сбила наш истребитель МиГ-19...

Так состоялся боевой дебют системы С-75 «Десна» – первого подвижного зенитного ракетного комплекса. Позже «Десны» успешно зачищали вьетнамское небо от тех же американцев, воевали в Египте, Ираке и других странах. Среди советских оружейников С-75 и её модификации ласково называли «длинной рукой дяди Саши» (Расплетина). Эти комплексы до сих пор стоят на вооружении десятков стран.

Максимальная дальность – 43 км, диапазон высот цели – 0,5-30 км. Система наведения – радиокомандная, скорость – свыше 3 Махов (1 Мах – скорость звука; в воздухе у земли равен 1224 км/ч).

Что такое С-125 и С-200

Через год после того как катапультировавшийся из U-2 господин Пауэрс спустился на свердловскую землю и заговорил, на вооружение Советской армии поступили комплексы С-125 («Нева» и «Печора»). Максимальная высота поражаемых целей снизилась до 10-20 км, зато снизилась и минимальная – «Нева» успевала достать даже цели, идущие на бреющем полёте (20 м над землёй). С-125, в отличие от универсальной С-75, разрабатывалась уже конкретно под «ближний бой», поскольку одновременно шла напряжённая работа над созданием С-200 – первого зенитно-ракетного комплекса дальнего действия.

Ракеты систем модификации «Ангара» доставали цели на расстоянии сперва 160 км, а после ряда модернизаций была создана «Дубна» с дальнобойностью в 300 км. Одновременно совершенствовались радиолокационные компоненты – П-14 «Дубрава» находила цели на расстоянии до 600 км, из кольца обороны Москвы стало возможным контролировать небо над половиной Ленинградской области, а при необходимости помочь и белорусским друзьям. Кстати, ряд ракет серии «Вега-М» имели ядерную боевую часть.

Что такое С-300

А потом наступила эпоха С-300 – системы, которая опередила своё время на 40 лет. В самом деле, первые образцы поступили на вооружение в 1978 году, а сейчас, в 2018-м, возможность появления этих систем на территории Сирии вызывает ужас у всех стран, имеющих «жизненно важные интересы» в этой древней стране. Гибкая архитектура С-300 позволяет адаптировать систему для любых конкретных задач. Вверх – до 27 км, по горизонтали – до 150 км, скорость цели – до 2800 км (не убежать, не улететь), выстрелы каждые три секунды, причём один залп может уничтожить до 36 целей.

Именно поэтому в С-700 и С-600 просто нет необходимости. Дело в том, что вечную «борьбу снаряда и брони», идущую ещё с первобытных времён, можно считать оконченной с того момента, когда броня сама обзавелась снарядами. Причём снарядами, не уступающими по своим параметрам атакующему вооружению. Скажем, ещё во Второй мировой войне бомбардировщики на равных конкурировали с зенитками: можно было прорваться на скорости, пройти кольца защиты на бреющем полёте, выпустить ложные цели (немцы использовали фольгу, дезориентировавшую радиолокационные станции).

Теперь же, в эпоху самонаводящихся и самоуправляемых ракет, шансы атакующей стороны выглядят плачевными. В СССР это стало ясно именно в 1978 году, за рубежом – через несколько лет, когда западная разведка научилась вытаскивать секрет за секретом из слабеющего Советского Союза. Но начинку С-300 удалось утаивать до последнего. Судя по всему, полное понимание мощи этой системы пришло к американцам только в первой половине 1990-х, когда через посредников они смогли приобрести ряд её компонентов на территории Белоруссии.

НПО «Алмаз», головной разработчик зенитных ракетных систем, в то время начинало работу уже над С-300ПМ3, впоследствии ставшим С-400. Не в полную силу, впрочем – финансирование науки, в том числе оборонной, было тогда минимальным. Так что в войска система поступила только в 2007 году. Долгое время она была полностью засекреченной – журналистам показывали только облик комплексов, которые сознательно сделали идентичными с С-300. Позже, когда С-500, казалось, вот-вот поступит в войска, два эшелона С-400 были поставлены в Белоруссию. Потом систему закупил Китай, и она постепенно стала экспортным товаром. В ближайшее время упрощённые версии С-400 получит также Турция, что вызывает острое недовольство её партнёров по НАТО, надеявшихся «вооружить» союзника устаревшими американскими системами Patriot.

Многие параметры С-400 до сих пор засекречены. Но по ряду ракет информация всё же известна. Дальность – до 380 км, высота – до 35 км, скорость целей – до 4800 км, разнообразные способы наведения и поражения целей. Самолётов, способных пройти пространство, контролируемое эшелоном С-400, с грамотным персоналом (впрочем, там есть и автоматический режим несения службы), попросту не существует.

Когда появится С-500

И всё же российское руководство ещё до принятия на вооружение С-400 инициировало начало разработки системы С-500. Если она будет так же отличаться от поздних модификаций С-400, как та – от С-300, то по нашим оценкам ресурс эффективной работы этих комплексов составит около 50 лет – вряд ли за меньший срок появится атакующее оружие, способное преодолеть подобный огневой заслон.

Почему же мы до сих пор не имеем этого оружия?

Виной тому управленческие фокусы. Сложное, небесконфликтное слияние двух разработчиков, «Алмаза» и «Антея», выяснение, кто главный, перераспределение финансовых потоков... В 2009 году генеральный директор ГСКБ «Алмаз-Антей», бывший директор НПО «Алмаз» Игорь Ашурбейли после заседания Военно-промышленной комиссии с участием премьер-министра Владимира Путина рассказал, что работа над Единой системой зенитно-ракетной обороны (ЕС ЗРО), в том числе над С-500, ведётся уже два года, завершено много технических проектов. Государственная программа тогда предусматривала полное завершение работ над ЕС ЗРО до 2015 года, и не было никаких видимых причин для срыва этих сроков.

В 2012 году, после того как Ашурбейли был отправлен в почётную отставку, его преемники так же бодро отчитывались: «Разработка зенитной ракетной системы нового поколения С-500 идёт полностью в соответствии со сроками, указанными в Госпрограмме вооружения до 2020 года». Эта программа отодвигала принятие на вооружение С-500 на конец 2016 года, а до 2020-го планировалось поставить в войска 38 дивизионов этих комплексов. Мечты, мечты...

Ничего подобного в 2016 году не произошло, хотя одну подвижку нельзя не отметить: бывший заместитель и преемник Ашурбейли Виталий Нескородов, остро критиковавший бывшего шефа, был уволен «за систематическое невыполнение поручений руководства концерна, упущения в работе и утрату доверия». Экономическая эффективность «Алмаз-Антея» при нём стала практически нулевой, прибыль упала до несерьёзных в этом масштабе 120 миллионов рублей в год. И, честно говоря, создаётся ощущение, что всё время его руководства работа над С-500 более имитировалась, нежели реально велась.

* * *

Сейчас нам обещают показать первый действующий комплекс в 2020 году. Печально всё это, хотя, конечно, мы понимаем, что запас времени ещё остаётся, что С-400 надёжно защищают Россию, да и старенькие С-300 всё ещё вызывают ужас у потенциального противника. И всё же жаль, что корпоративные разборки оказались для многих важнее повышения обороноспособности страны. Да и про коммерческие интересы отрасли не стоит забывать: при нормальном развитии событий мы могли бы уже активно экспортировать С-400 и начинать переговоры о перспективных поставках С-500.

Будем надеяться, что борьба самолюбий подошла к концу, и на Параде Победы 2020 года мы увидим действующий комплекс С-500. Заждались.

Михаил Мельников. По материалам «Царьграда»

8 1495