Божий суд и суд человеческий
Мне представляется, что во многом мы утратили способность ясно видеть границу между судом Божьим и своими собственными человеческими суждениями – судим происходящее так, словно наша компетентность всеобъемлюща и нет для нас на свете ничего неведанного, непостижимого.
И политики, и учёные-аналитики высказываются с непоколебимой уверенностью оракулов.
Но спросите любого: вы действительно полагаете, что знаете всё и можете решить все проблемы, в состоянии предугадать будущее, и мало от кого услышите в ответ безоговорочное «да!».
Конечно, невозможно действовать, не доверяя своим убеждениям и взглядам. Но, не испытывая их время от времени сомнениями, мы легко можем впасть во тьму заблуждений.
Так сомневаться или действовать? Разве не обязан человек исправлять недостатки, отстаивать справедливость?
Это противоречие исстари преодолевалось установлением иерархии суждений. Задающие шкалу и правила рассмотрения мира ценностные суждения (а для верующих – суждения веры, основанные на божественных установлениях) наверху. Ниже – обыкновенные умозаключения.
Если обращение с последними, как правило, не таит в себе каких-либо опасностей ошибок, то, применяя первые к миру человека, необходимо быть крайне осмотрительными: мы не поставлены судьями этому миру, мы можем лишь, руководствуясь любовью и верой, пытаться отстоять свои ценности.
Что-то изменяя, нужно желать добра и принимать мирское разнообразие, а не стремиться сотворить из того, что нас окружает здесь, недействующую модель царства Божия на земле в масштабе один к одному.
Чувство смирения порождает разумное и, по-моему, богоугодное отношение ко всему происходящему.
Осуждая всякое отклонение (с нашей сегодняшней точки зрения) от ценностей и принципов христианства, хорошо бы помнить и о том, что человек и его представления ограничены и конечны, что Божий промысел может быть скрыт от нас, что наш суд – суд только человеческий.
Ещё раз повторю, тут возникает известное противоречие, непримиримость различных принципов. Логически оно не разрешимо – лишь любовь, терпение и бесстрашие ума помогут нам.
Западная цивилизация развивалась, опираясь на осознание и претворение христианских ценностей и на личную ответственность. Русские шовинисты говорят о человеконенавистнической природе Запада.
Однако они упускают из виду одно очень важное обстоятельство: там жизнь построена на чувстве порядка, в том числе и на чувстве божественной гармонии, обустроенности мира.
Отсюда проистекает и другое, не менее важное, чувство братства людей, грешных и несовершенных, которым следует сострадать друг другу в понимании величия Бога.
Такие отношения возможны только в смирении, в гордыне же чувство общей судьбы способно породить лишь взаимную ненависть. Я часто наблюдаю неглупых русских людей, впадающих в озлобленный мирской догматизм.
Они, желая вроде бы добра, например России занять более достойное место в сообществе стран и народов, со временем, почти незаметно для себя, переступают порог своей компетентности и начинают путать внедрение ценностей современной цивилизации в наш обиход с обрубанием мира под макет этих ценностей.
В чём, по-моему, причина нынешнего положения? В том, что ни интеллектуалы, ни Церковь не смогли творчески, жизненно, оригинально и соответственно происходящему связать высшие ценности с обыденным социальным и политическим процессом.
Обратите внимание, как мало у нас праздника, как мало чувства радостного и открытого единства в сотворении своей жизни. А ведь не хватает немного – доверия к себе и Богу, смирения и ощущения непостижимости этого мира.
Авторский дайджест по газетным публикациям
Ещё в главе «Сердце — разум — дух»:
Божий суд и суд человеческий
Всем и каждому у нас одна дорожка...
Книга, написанная нами самими...
Ставка на человека (штрихи к портрету лидера и основанной им компании)