Беседа с художником А. Рекуненко. «Служить Богу своим творчеством...»
Иное дело среди западных ценителей живописи: там его картины есть в самых престижных частных собраниях. А дома... до самого недавнего времени всё то же заслоны идеологической цензуры и иже с нею.
Родился Александр в 1955 году в Ивановской области. Вместе с отцом, профессиональным строителем, немало поездил по стране. Потом художественное училище и отделение живописи Московского художественного технологического института, армия.
Художник долгое время и достаточно глубоко изучал духовные традиции веданты и христианства. Вошёл в объединение художников «Мир живописи» в Москве, начал выставлять свои работы в зале на Малой Грузинской.
С художником беседует поэт Евгений Данилов.
– Широкой публике из русских духовных живописцев более других, пожалуй, известны имена Рерихов. До недавних пор имена Провоторовы, Линицкого не были на слуху. Но времена меняются. В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Малой Грузинской прошла выставка (первая бесцензурная) духовной живописи, и сегодня об этом направлении много говорят. Какой смысл ты вкладываешь в словосочетание «духовная живопись»? В чём её суть?
– Каноническая иконописная традиция основана на мистсриальных откровениях и видениях подвижников начальной христианской веры. Находящаяся в Третьяковке икона Владимирской Богоматери, согласно преданию, принадлежит кисти самого апостола Луки, первого иконописца. Иначе говоря, только подлинный свидетель чуда богородчества мог создать такое. А икона Вознесения Христова, например, была написана посвящённым, которому было явлено во сне или наяву видение Вознесения.
Аллилуйя – Славься! 1991
Миропомазание. 1989
Богиня Сарасвати. 1988
Русская. 1990
– Значит, сюжеты икон не выдумка художника?
– Да. Никакого элемента фантазии, досужего домысла в таких работах нет. Босх, братья Ван Эйки, творцы «северного Ренессанса» и изобретатели техники масляной живописи, Гойя и многие другие лишь фиксировали видения горнего мира в материальном, находя им живописный эквивалент. Так было и так есть. То, что пишу я, – результат водительства моего духовного наставника, открывающего передо мной завесу в высший мир.
– Некоторые, пришивая важность и необходимость иконописания, отрицают ценность духовной живописи, не связанной с церковным каноном.
– Духовно-светская живопись основана на чистом эстетизме. Её творцы, как правило, люди непосвященные. Ярчайший пример этого – «Явление Христа народу» А. Иванова – произведение в высшей степени профессиональное, но, по-моему, это всё же эстетско-человеческое осмысление Божественного.
Евангельский сюжет привлёк художника, но более его интересовали иные категории: композиция, колорит, совершенный рисунок. Это прочитывается.
Духовный же художник исходит из своего откровения, используя изобразительный арсенал лишь как средство. Всё тот же Иванов, писавший Христа 20 лет, осмыслял Его больше в человеческом аспекте, нежели в чисто эзотерическом.
Самат Кумара.1990
Вознесение Бориса и Глеба. 1983
– Кстати, избранная тобой художественная стилистика весьма трудоёмка. За год ты делаешь всего несколько работ...
– В основе этого метода лессировочная трёхслойная живопись, применяемая в иконописи, а также в технике старых итальянских и голландских мастеров. Что-то я беру от традиций отечественных народных промыслов: орнаментику, стилизацию от лаковых миниатюр. Происходит своеобразный синтез, не имеющий, на мой взгляд, ничего общего с эклектикой.
– Каковы твои отношения с традиционной иконописной школой?
– Я бывал в Палехе, общался с потомственными мастерами, в том числе и из рода Сафоновых, давшего России крупнейших иконописцев. Технике яичной темперы я выучился у них; в своё время копировал Рублёва и Дионисия.
– И всё же то, как ты пишешь образ Христа, кому-то может показаться ересью...
– В мировом искусстве есть масса изображений Христа, самых разных. Я стараюсь в своём творчестве опираться на те свидетельства и видения, которые были у меня. В них я вижу данную мне свыше санкцию на изображение существ горнего мира, дабы другие люди могли соприкоснуться со святыней, которая, существуя, стремится реализовать свои планы в материальном мире. В этом случае я, как уже говорил, выполняю проводниковые функции, отбрасывая то, что исходит только из художественной фантазии.
Наша страна – вместилище всякого рода испытаний. По учению о карме, душа воплощается сюда для прохождения через эти испытания. Самое главное – сознавать скоротечность нашей жизни, мыслить вечными категориями, ибо жизнь – искушение и испытание. Христос говорил: «Безумец, сегодня у тебя заберут душу. С чем ты предстанешь перед Богом?»
Афина. 1989
Шамбала. 1989
Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:
Дали вблизи (путь эзотерика кисти, мистика и духописца)
Беседа с художником А. Рекуненко. «Служить Богу своим творчеством...»