Алексей Протопопов: Режиссура пространства

Зеркало
Натюрморт с Распутиным
Прожив почти половину жизни, с горечью признаёшься, что по-настоящему стал осознавать себя только в последние годы благодаря известным переменам в обществе.
А до этого – формуляр-объективка: родился, учился, женился. Потратил семь лет на маловразумительную работу в аппарате Союза художников. И это всё для того, чтобы быть художником, свободно работать дома, не вызывая подозрений у милиции: только членство в СX давало такое право.
Колокола
Я, как и многие другие, решал свои проблемы сообразно условиям времени. Когда же в 1987 году я, наконец, получил то, чего так добивался, в этом отпала всякая юридическая и практическая необходимость. Членство в СХ перестало «кормить» художников: пошёл путём андеграунда или Малой Грузинской.
Вместе с тем за эти годы я привил себе непреодолимое отвращение к художественному методу – развалилась система государственных заказов и плановых покупок.
Выражения «быть художником» и «быть членом СХ» окончательно потеряли свою эквивалентность. Безумно жаль потраченного времени!
Врата
Были ли у меня другие варианты? Вероятно, да. Но в силу чисто житейских обстоятельств я не МОСХ'а и СХ’а. Его приверженцев трудно отличить друг от друга, не изучив предварительно этикетку на картине. И дело здесь не столько в гнёте идеологической системы, сколько в творческом бессилии и приноровлении ко вкусам «заказы раздающих товарищей» аморфной массы художников.
Биллиард
Моё сегодняшнее творческое Я родилось на XVII Молодёжной выставке на Кузнецком Мосту в конце 1986 года, когда впервые искусствоведческая цензура не посмела снять ни одной вывешенной работы. Я был представлен триптихом «Белая ночь».
Откуда же вдруг пошли работы локальные, камерные, связанные с многообразным предметным миром? У меня всегда была тяга к цельной плоскости. Но однажды мне захотелось её расчленить: сначала на три (триптих), затем и на большее количество частей. Может ли быть этому какое-то объяснение?
Только для себя самого. Открою секрет: какие-то чисто живописные, цветовые задачи мне не под силу. Характерную особенность и главный интерес для меня составляет композиция предметной среды, режиссура холста.
Композиция
Мне нравится режиссировать натюрморт. Режиссировать натюрморт – соотносить предметы между собою, разъединять пространство кисти на мизансцены, фрагментирующие целое. Это как замедленное до предела кино, когда каждый кадр самодостаточен и закончен.
Такой подход обогащает общее решение темы, позволяет выйти из монолитного пространства, запертого в четыре угла. Композиция «часть в целом» даёт возможность продолжения живописного пространства в ту или иную сторону. Достоинство многочастной картины в том, что её можно развесить не только по разным стенам, но и в разных комнатах. Такая вивисекция не нарушает полнокровной жизни отсечённого фрагмента.
Как бы я сформулировал свои художнические принципы? Вероятно, это прозвучит несколько сумбурно, но я бы хотел выделить две близких мне мысли.
Искусство – психологически и творчески – это постоянное преодоление барьеров.
Мой Бог – пространство. Даже будучи замкнутым, оно предполагает бесконечность. Бесконечность форм, бесконечность исканий, бесконечность смыслов.
В сотрудничестве с галереей «МIР»
(пр. Мира, 14, г. 208-14-03)
Консультант Лилия Байтепова
Материал подготовил Сергей Горбунов
Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:
Воскресение (лекция из цикла «Жизнь и смерть», прочитанная 20 февраля 1990 года)
И не было вечера... и не было утра...
Алексей Протопопов: Режиссура пространства
В славно придуманном мире художника Александра Плинера
Воспоминания из будущего (Вниманию деловых людей дня нынешнего – истинные факты и цифры)