Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №10-12 (41-43) 1994 год

Афинская школа

Уж сколько раз твердили миру: семья – опора государства. А в самом деле – сколько раз? И как давно начали твердить? И что, например, говорили по этому поводу Платон и Аристотель.

ПЛАТОН. При брачных отношениях и сочетании надо избегать неосведомлённости относительно того, из какой семьи ты берёшь себе жену или в какую отдаёшь свою дочь. Надо очень и очень ценить безошибочность в такого рода вопросах – конечно, насколько это возможно. Ради этой важной цели надо учредить хороводные игры юношей и девушек, где у них были бы разумные и подобающие их возрасту поводы видеть друг друга обнажёнными – в пределах, дозволяемых скромной стыдливостью каждого. После того как человек, достигший двадцатипятилетнего возраста, посмотрит невест и они посмотрят его, пусть он выберет по желанию женщину и уверится, что она подходит для рождения и совместного воспитания детей, и тогда пусть женится – не позднее тридцати пяти лет.

АРИСТОТЕЛЬ. И здесь, как и повсюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов. Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, – женщину и мужчину – в целях продолжения потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и всем другим существам и растениям, – оставить после себя другое подобное себе существо.

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

ПЛАТОН. Пить до опьянения не подобает никогда, за исключением празднеств в честь бога – дарителя вина; к тому же это и небезопасно для человека, серьёзно относящегося к браку. Здесь и жениху и невесте подобает быть очень разумными, ведь это немалая перемена в их жизни. Да и потомство должно произойти от наиболее разумных родителей; между тем ведь почти неизвестно, в какую ночь или день будет с помощью Бога зачат ребёнок.

Поэтому бракосочетание не должно совершаться, когда тело отяжелело от вина. Напротив, ребёнок должен зародиться, как это и подобает, крепким, спокойным, в утробе он не должен блуждать. А пьяный человек и сам мечется во все стороны, и увлекает всё за собой; он неистовствует и телом, и душой; стало быть, тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для произведения потомства.

Естественно, что ребёнок иной раз рождается ненормальным, не внушающим доверия и неудачным как по характеру, так и телом. Поэтому как в течение целого года, так и в течение всей своей жизни, а всего более тогда, когда наступает время родить, до́лжно остерегаться и не совершать по доброй воле ничего вредного, дерзкого и несправедливого.

Ибо всё это неизгладимо запечатлевается в душе и теле ребёнка, и дети рождаются плохими во всех отношениях. Особенно надо воздерживаться от этого в тот день и в ту ночь, когда совершается брак. Ибо божественное начало, заложенное в человеке, спасает всё, если каждый подобающим образом его чтит.

Каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только очень приятный ему самому. Платон

АРИСТОТЕЛЬ. Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом.

Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый. Ясно, что в домохозяйстве следует заботиться более о людях, нежели о приобретении бездушной собственности, более о добродетели первых, нежели об изобилии последней (то, что мы называем богатством).

ПЛАТОН. «Дитя, – так скажем мы сыну честных родителей, – тебе надо вступить в брак, который вызвал бы одобрение разумных людей. Они не посоветуют тебе при заключении брака избегать бедности и гнаться особенно за богатством». Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только очень приятный ему самому.

Однако помимо того, что мы возбудили бы смех, мы вызвали бы также негодование большинства людей, если бы буквально предписали богатому не вступать в брак с богатой, могущественному – с женщиной из могущественной семьи или если бы мы стали принуждать вступать в брачное общение живые характеры и медлительные.

Ведь нелегко понять, что государство должно быть смешано наподобие напитка в кратере, где бурлит налитое неистовое вино, а другое трезвое божество его сдерживает, так что получается добрый, смешанный в меру напиток – следствие прекрасного союза вина и воды. То же самое бывает и при бракосочетании, заметить этого никто, так сказать, не в силах.

Поэтому нельзя принуждать к этому законом, а надо попытаться как бы заворожить родителей и убедить их, что в браке каждый человек должен выше всего ставить взаимное соответствие своих детей, а не стремиться ненасытно к имущественному равенству. Кто при браке всячески обращает внимание лишь на имущественное положение, того мы попытаемся отвратить от этого путём порицания. Однако мы не станем принуждать его с помощью писаного закона.

Человек по природе своей есть существо политическое. Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря: «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске...

ПЛАТОН. Человек должен следовать своей вечно творящей природе; поэтому он должен оставлять по себе детей и детей своих детей, постоянно доставляя Богу служителей вместо себя. Но если кто не будет повиноваться по доброй воле, станет вести себя как чужеземец, непричастный данному государству, и не женится по достижении тридцати пяти лет, он будет ежегодно платить пеню. Деньги эти будут посвящены Гере. Что касается почёта, то младшие будут подвергать его всевозможному поруганию.

АРИСТОТЕЛЬ. Так как всякая семья составляет часть государства, а все указанные выше люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни.

Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга. Аристотель

В формировании статьи использованы
образцы искусства Древней Греции
и гравюры Нотора с греческих ваз

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Афинская школа

Кем обустроится Россия? Попытка занимательного анализа забавным молодёжным слогом Игоря Мартынова

Может мне полюбить их?

Поставленъ бысть святыи великии мученикъ Георгий на воротехъ на Фроловскихъ... Из истории древнего герба Москвы