Игорь Рауфович Ашурбейли

Годеновский крест в храме в Покровском-Стрешневе водворён в специальный киот

Годеновский крест в киоте. Храм святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Святыня, появившаяся в храме благодаря ктитору Игорю Ашурбейли, дала новое прочтение богословско-художественной теме Голгофы в интерьере храма святой Елисаветы.

Крест, в который заложена частица Креста Господня, привезённая ктитором храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игорем Ашурбейли из Ватикана, водворён в специально надстроенный для него киот. Эта святыня подсказала новые сюжеты для уникальной росписи храма.

Годеновский крест сразу после установки его в храме в апреле 2017 года
 

Животворящий Годеновский крест – исцеляющая святыня, обретённая православным миром в первой четверти XV века. Ныне тысячи паломников устремляются в Годеново, чтобы поклониться Кресту с молитвой о чуде. Даже списки (копии) этого деревянного распятия обладают целительной силой. В 2017 году копия Годеновского креста стала частью храма святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

Крест был привезён из Свято-Никольского Переславль-Залесского женского монастыря. При обители работают художники, иконописцы, резчики по дереву, которые создают копии Годеновского креста, хранящегося на подворье монастыря – в храме Иоанна Златоуста. Для чего это нужно?

Почти шесть веков назад крест был явлен верующим в болоте, недалеко от Ростова Великого. Пребывание в воде почти уничтожило деревянную скульптуру. Только в наше время благодаря современным технологиям реставраторам удалось её восстановить, но лишь отчасти. Создание копий – один из путей для поиска, воссоздания первоначального облика креста, на 80% утраченного в подлиннике.

Каждая копия сохраняет чудодейственную силу оригинала. Всего известно порядка 20 копий, переданных в монастыри и храмы России. Одна из них даже побывала на Международной космической станции.

Ктитор Патриаршего подворья храма святой Елисаветы Игорь Ашурбейли принял решение, что верующие должны иметь возможность поклониться святыне и в Москве. Такова история появления Годеновского креста в Покровском-Стрешневе, где также обретаются другие реликвии: частицы мощей преподобной великомученицы Елисаветы и преподобной великомученицы Варвары, частица коры Мамврийского дуба и срез Библейской смоковницы – древа Закхея.

Валерий Фёдоров, автор фресок храма святой Елисаветы, интегрировал крест в литургическое пространство храма. Над этим проектом художник работал почти год. Задача была не из лёгких, ведь изначально Годеновский крест не мыслился как художественно-пластическая деталь «помпейского» интерьера храма.

 
Годеновский крест – святыня явленная. Никто точно не знает, откуда он взялся в глухом болоте и где пребывал до этого. По одной из версий, он был привезён из Византии. На константинопольское происхождение креста, в частности, указывает тот факт, что шествия с большими распятиями, подобными Годеновскому, – именно византийская традиция, пришедшая к нам только в эпоху Софьи Палеолог, как раз в XV веке.
Валерий Фёдоров, автор фресок храма святой Елисаветы

Однако для иконописцев, для художников, изучающих историю пластического искусства, этот крест очень русский: характерная северо-русская скульптура XIV века. В те времена на севере было очень много храмовой скульптуры, но храмы строились деревянные, большинство из них просто сгорело вместе со всем наполнением. А Годеновский крест чудом сохранился и дошёл до нас.

Чтобы должным образом явить святыню верующим, подчеркнув её литургическую значимость, надо было сочетать «северо-русскую» стилистику Годеновского креста с модерновой версией ранне-римского стиля, в которой выполнено основное оформление храма святой Елисаветы.

В конце концов было найдено подходящее художественное решение – в притворе храма, напротив ктиторской композиции, для креста построен киот, колонны которого словно материализуются из плоскости. Окружающая крест роспись наполнена сюжетами и смыслами Распятия.

По замыслу художника, Годеновский крест в интерьере притвора являет собой квинтэссенцию темы Голгофы, жертвы, принесённой Христом. Тема начата на ктиторской композиции, где святая Елисавета протягивает храмостроителю плат с изображением Голгофы, тем самым раскрывая тайну: путь к Господу лежит через сопричастность к Его страданиям.

На одной из колонн киота изображено копьё, на другом – трость. Это атрибуты распятия. Копьём было прободено ребро распятого Христа, на трости к Его рту подносили «губу» (губку) с уксусом.

Капители (вершины) колонн выполнены в форме лепестков лотоса, который почитаем как цветок Богородицы и с глубокой древности ассоциируется у людей с солнцем и жизнью. Распятие тоже символизирует новую жизнь после Воскресения.

 
Для кого-то орнаменты на колоннах – это просто графика, но на самом деле это сакральная конструкция со значимым подтекстом: цветок через ромб тянется к солнцу и раскрывается в будущей жизни. Графических, геометрических орнаментов, связанных с солярной темой, темой роста и развития, всегда было много, к примеру, на русских прялках. А я использую такие орнаменты здесь, чтобы породнить помпейский стиль храма и северо-русские мотивы Годеновского креста.
Валерий Фёдоров, автор фресок храма святой Елисаветы

Чтобы примирить столь разные стили, используются и другие приёмы. В частности, в декоре колонн применена архаичная техника тиснения орнамента на металле – басма. Эта техника была распространена в разных частях света, в том числе в Европе и в Китае. На Руси её активно применяли в XV–XVI веках, пока басма не уступила место чеканке. Басмой обивали иконы, мебель, троны. Сейчас, как и сотни лет назад, она очень хорошо смотрится в сочетании с деревом. 

Ещё один очень интересный богословский сюжет, появившийся в росписи храма благодаря Годеновскому кресту, – медальоны с изображением двух ветхозаветных пророков Илии и Еноха, взятых Господом с земли живыми. Согласно Апокалипсису Иоанна Богослова, этим пророкам суждено вернуться во времена Антихриста, когда весь мир изменится под властью одного человека. Илия и Енох сойдут на землю, чтобы проповедовать о Сыне Человеческом как о предвестнике Второго Пришествия, и будут убиты Антихристом.

Возрождение через жертву, через смерть, солнце, цветение, вечная жизнь и Господь как её источник: фрески храма святой Елисаветы – это книга образов, прочтение которой поможет глубже понять смыслы библейских преданий.