Алапаевск стал последним пристанищем Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Там Матушка провела в заточении 2 последних месяца своей жизни. Разместили Великую княгиню, инокиню Варвару и членов семьи Романовых в классах начальной школы, где сейчас располагается мемориальная комната.
Здание полностью сохранилось с того времени, и сейчас здесь учатся дети. В женском монастыре Святой Елисаветы состоялась первая встреча паломников нашей группы с епископом Каменским и Алапаевским Мефодием, который возглавит от РПЦ поездку на Святую Землю.
По поручению И. Р. Ашурбейли паломники передали владыке памятный подарок – копию пасхального яйца, выполненного по эскизам Великой княгини. Владыка, в свою очередь, поблагодарил Игоря Рауфовича за его вклад в строительство нового храма в честь прп. Елисаветы на территории монастыря.
Немного отдохнув после долгой поездки из Верхотурска, мы отправились на ночной Крестный ход к шахте, где погибла Великая княгиня.
Ненастная погода, промозглый колючий ветер, моросящий дождь вызывали мысль: а не остаться ли нам в тёплом уютном номере гостиницы. В 2.30 ночи мы выдвинулись в сторону храма, откуда должен был начаться Крестный ход. Когда мы подошли к храму, народу собралось уже очень много. Отовсюду доносились слова акафиста святой Елисавете, молебное пение ко Пресвятой Богородице и Иисусова молитва.
Протоиерей Иоанн из храма при Боткинской больнице и паломницы Ольга и Елена перед Крестным ходом
Нам было радостно видеть такое большое количество молодых людей, пришедших почтить память святой: семьи с младенцами, дети младшего школьного возраста и подростки. Каждый год число паломников только возрастает, что говорит о возрождении духовной жизни на Уральской земле. Благочестивые казаки землячества Урала и Сибири подняли на плечи огромные носилки с иконой Божией Матери Казанская весом в 170 килограмм. Богомольные старушки держали в руках маленькие иконки местных святых.
В 3.30 из склепа храма, где хранились тела святых мучеников после их извлечения, под завершающиеся молитвы акафиста св. Елисавете вышла процессия, возглавляемая духовенством епархии, и двинулась по направлению к шахте. Мы преодолели 18 км за три с половиной часа, но время летело незаметно за Иисусовой молитой. В единое целое сплетались басы священнослужителей, сопрано юных девушек и ангельские детские голоса. Искреннее пение давало силы идти дальше. Паломники на Крестный ход приехали не только из разных уголков Урала, Сибири, но и многих Российских городов, а также из Украины, Беларуси и других стран.
Всю дорогу, не утихая, шёл дождь, и лишь когда в 7 утра показались красные стены монастыря Новомучеников и Исповедников Российских, ливень прекратился.
На территории обители мы почувствовали аромат хвои и грибов, которые росли повсюду. А запах гречневой каши с полевой кухни манил и вводил в искушение желающих причаститься. Сделав три круга вокруг шахты под звуки «Херувимской» в память о мучениках, большинство паломников расположилось на полу храма.
Братия заботливо натопили печь, и все продрогшие и промокшие, как воробушки, отогревались и готовились к поздней Литургии. Было очень много желающих исповедоваться. Участник нашего паломничества, отец Иоанн, принимал исповеди и в храме и затем у часовни св. Елисаветы у шахты.
К 9 часам начали прибывать на праздничную Службу иерархи Церкви и высокие зарубежные гости, в их числе – архиепископ Севастийский Феодосий. После Литургии мы вернулись в гостиницу, и пришла пора прощаться с одной из наших паломниц из Перми, внучатой племянницей игумена Серафима Кузнецова, который сопровождал мощи прп. Елисаветы на всём долгом и трудном пути от Алапаевска до Иерусалима. Людмила Андреевна рассказала нам за эти дни много интересного о юности и зрелых годах игумена в России. Написанную ею книгу про своего дядю она подарила Игорю Рауфовичу, пригласившему её в паломничество. К сожалению, подробности о жизни игумена Серафима за рубежом в Иерусалиме мало кому известны.
После обеда мы тронулись в Екатеринбург, откуда через Москву полетим на Святую Землю, где упокоены Св. Елисавета и её крестная сестра инокиня Варвара.


Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.
Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать.
В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь.
То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году.





Галилейское море или Тивериадское озеро – пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Упоминается в Ветхом Завете как «море Киннереф» (Чис. 34:11 и др.) или «море Хиннерефское» (Нав. 12:3 и др.) в качестве области, через которую проходит граница земли Израильской. Озеро многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.), «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1), просто «озеро» (Лк. 8:22—23, Лк. 8:33 и др.) или «море» (Мк. 4:35—41, Мф. 8:24, Мф. 4:18 и др.).

В праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, епископ Мефодий по приглашению Патриарха Иерусалимского Феофила вместе с паломниками принял участие в ночной Божественной Литургии в храме Гроба Господня. Службу вёл архиепископ Греческой Православной Церкви Дорофей. Все священнослужители нашей паломнической группы сослужили ему. Наши паломники также молились во время Божественной Литургии, а некоторые причастились Святых Даров.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых чудотворных икон Русской православной церкви. Обретение иконы произошло в 1579 году после пожара в Казани – девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.