В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему самому не справиться с эмоциями и переживаниями. Я это всё ощутила на себе.
В паломничество я собралась уже в феврале, после того, как Игорь Рауфович Ашурбейли выполнил мою просьбу, и меня пригласили в группу паломников.
Мне очень хотелось пройти весь путь. Правда, были сомнения, смогу ли я это сделать, хватит ли сил?
Но моё эмоциональное состояние говорило мне о том, что я должна это сделать, для того чтобы опять обрести себя. И вот настал тот день, который я никогда не забуду.
С группой паломников мы вышли из Алапаевска и направились крестным ходом к месту гибели Елизаветы Фёдоровны и князей Романовых. Ночь, луна, люди шли с иконами, пели молитву, и каждый на что-то надеялся, каждый шёл со своими мыслями. Я наблюдала за рядом идущими и внутренний голос говорил мне: ты справишься, и у тебя всё получится. Я шла и думала о Елизавете Фёдоровне, о том, как эта хрупкая, но сильная духом женщина смогла спокойно находиться в заключении (в той самой Напольной школе, которую мы посетили), зная, что впереди её ждёт конец мирской жизни.
Эта женщина достойна всех почестей, памяти и уважения, которые ей оказывают уже в наше время. Дойдя до места гибели, я увидела плакат. Там было написано то, что осталось в моей памяти: «Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». Подсознательно я поняла, что старалась жить именно так. Вот бы все жили этой заповедью Елизаветы Фёдоровны, и мир был бы лучше.
Когда мы приехали в Напольную школу, где содержали под стражей Елизавету Фёдоровну, я увидела прекрасный храм в её честь, построенный Игорем Ашурбейли, и я была за него горда.
Вся территория ухоженная, в беседке сидел батюшка. Меня так и тянуло к нему подойти и присесть. Когда я решилась это сделать, он с большой заинтересованностью стал со мной беседовать. И при первых словах у меня хлынули из глаз слёзы. Они лились не переставая, сами собой, а я говорила и говорила. Это бывает настолько редко, но я ничего не могла с собой поделать. Я всегда справлялась со своим эмоциями, контролировала себя, старалась никому не открывать душу. А тут такой выплеск, видимо, вырвалось всё то, что меня душило, стояло комом, не давало жить прежней жизнью. Человек должен найти в себе силы преодолеть всё то, что ему мешает жить, работать, творить, любить. Но не все могут с этим справиться в одиночку.
Вот для этого нужны такие паломнические группы, в которых люди будут возрождаться, снова обретя себя. Переосмыслением своих поступков, своих деяний. И, конечно, смешанные светско-религиозные группы – это совершенно правильно.
Батюшки помогали нам духовно, объясняя, направляя, но не настаивая. Много с нами дискутировали, но не заставляли нас принимать их точку зрения. Они нам показывали свой мир, а мы открывали им свой.
В этой поездке мне пришлось пройти ещё одно испытание – это моя болезнь. Было так плохо, мне казалось, что я просто умираю. Силы покидали меня, после приступа снова возвращались. Я еле держалась на ногах. И так продолжалось четыре часа. Мне казалось, что это Господь меня испытывает. Все отнеслись ко мне с уважением, сочувствием, пониманием. Батюшки читали молитву о моём выздоровлении.
Я благодарна всей нашей группе за терпение, понимание и помощь. Это тоже испытание, которое я должна была пройти. Я очень довольна поездкой, много в ней было встреч с теми людьми, кого знала раньше. Побывать с ними на Святой Земле, в период для меня непростой, – это была Божья благодать.
Много новых знакомств, с некоторыми людьми я подружилась, – и это благодать Господня.
Я в Израиле первый раз. Получить такую информацию, прикоснуться к святыням, побывать в тех местах, куда не возят простые экскурсии (и всё это с благословения Владыки Марка) – не каждому выпадет такой шанс.
Спасибо большое организаторам – Елене Анатольевне, Аиде – настоящие профессионалы, спокойные, уравновешенные, грамотные, сердечные, человечные.
Наши Юлия и Александр – это те, кто шёл с нами бок о бок, запечатлев моменты, которые мы будем вспоминать всю нашу жизнь, а потом полночи верстали всю информацию, чтобы вовремя передать её для общего пользования. Огромное им спасибо. Всегда открытые для диалога, для общения, открытые, светлые лица, с которыми хочется общаться.
Хочу отметить Екатерину и Евгению – эти сотрудники настолько преданы своей работе, имеют организационные способности, на их плечах лежало решение любых проблем, для них нет чужих дел, у них всегда всё под контролем.
А за всем этим стоит Игорь Ашурбейли, тот человек, который живёт для людей, создаёт все блага для людей, объединяет вокруг себя людей.
Могла ли я подумать, когда мы были детьми, что он достигнет таких высот и будет строить храмы, вселять в людей уверенность и надежду, направлять умы в нужное русло и творить великие дела. Низкий поклон ему. Мне бы хотелось быть в его команде. Ещё раз всем огромное спасибо. Всё исходило от души.
Иерей Вячеслав Инюшкин, настоятель храма Покрова Божией Матери города Заречный Свердловской области:
Специально выждал, когда закончится день, – занимался накопившимися делами и постарался не вспоминать о поездке, чтобы в голове и на сердце всё немного улеглось.
Чувства продолжают переполнять мою взволнованную душу... Счастье, состояние окрылённости не покидают. Хочется идти по улице и беспричинно всем улыбаться, и делиться радостью от всего пережитого за это короткое время. Самая распространённая реакция дома – ну как, ну что, что запомнилось, где побывал, как ощущение… Ой, батюшка, ну Вы прям весь светитесь! И светиться действительно есть от чего. Самым ярким моментом в памяти встаёт ночное Богослужение в Храме Гроба Господня.
Именно здесь произошла тотальная трансформация сознания. Смею предположить, что, видимо, что-то похожее испытали апостолы, когда Господь открыл способность разуметь Писание. Одно дело о чём-то читать, другое – увидеть всё своими глазами. Вот она – Голгофа. И тут сердечные переживания рисуют в душе образ того, как Господь мучается на кресте, как молится о нас, что мы не ведаем, что творим. Переводишь взгляд ниже – и вот он, камень, на котором омывали тело Христа, и опять встаёт образ того, как ему протыкают ребро, как он испускает дух, его снимают с креста, омывают и кладут в гроб.
И вдруг сквозь эти мысли и переживания в сознание врываются слова воскресного Евангелия о том, как мироносицы в субботу рано утром пошли ко гробу помазать тело Христа ароматами, как они идут и размышляют о том, кто отвалит им камень... И в этот момент ты вдруг переводишь взгляд на вход в Кувуклию, и как молнией тебя прошибает осознание того, что вот он, прямо перед тобой, этот самый гроб, вот место, где лежало его Святое тело, а сейчас на этом месте готовится всё необходимое для претворения вина и хлеба в тело и кровь Христовы.
Просто мурашки бегают по всему телу от этих мыслей. Что-то неземное произошло тогда во время этого Богослужения, и, думаю, осознание будет постепенно приходить и раскрывать новые грани. Вторым по силе воздействия на меня было краткое, но до дрожи впечатляющее посещение пустыни с видом на монастырь в честь святых Иоанна и Георгия Хозевитов. Удалённость от цивилизации, оглушающая до звона в ушах тишина, покой и безмятежие палящего солнца, оазис зелени садов на террасах каньона.
Так и представляется образ монаха, который целый день пребывает в молитвах под сенью этого огромного дерева, а как только спадает жара, приступает к работе по усовершенствованию этой неземной красоты в пустынных горах. Это место будет вновь и вновь всплывать в памяти и звать вернуться туда. Два этих момента для меня были самыми сильными – это то, что потрясло и оставило на душе неизгладимое впечатление. По моему глубокому убеждению, отношения со святыми выстраиваются так же, как и с живыми людьми.
То есть в какой-то момент жизненные обстоятельства тебя сводят с тем или иным святым. Например, когда мы с супругой решились на венчание, мы, того не подгадывая, сделали это в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. И с тех пор она стала покровительницей нашей семьи и в молитвенном общении вразумляет нас. Так же произошла в моей жизни и встреча со святой Елисаветой Феодоровной. Волей судьбы священником я стал именно в Каменской епархии. А покровительницей нашей епархии можно, без сомнений, назвать именно Елисавету Феодоровну. Впрочем, первое знакомство с ней было мимолётное, ещё задолго до моего священства.
Мы тогда отправились с матушкой в наше первое паломничество, и начиналось оно именно с монастыря Всех святых, в земле Русской просиявших. Когда я начал служить, участвовал в Царских днях в Екатеринбурге и Алапаевске – сначала как священник, приехавший на большую архиерейскую службу, потом в составе помощников по организации, а в этом году уже как соорганизатор. И с таким же нарастающим эффектом открывается личность этой великой святой. Ежегодно осенью по всем храмам епархии проезжают мощи Елисаветы.
Очень много потом приходит отзывов от людей, которые в той или иной степени получают просимое. В мае этого года я был в Москве на стажировке Синодального отдела по социальному служению, в рамках которой служил Божественную литургию в Марфо-Мариинской обители, посетил музей и узнал много подробностей из жизни этой святой. Огромное количество чудесных ситуаций я пережил за последние три месяца при подготовке к Царским дням – такое заступничество и промысел, что и словами описать трудно.
В молитвах я обращаюсь к святой преподобномученице Елисавете за помощью, и она дивным образом всё устраивает. Поэтому сильным переживанием стала служба молебна в храме Марии Магдалины у мощей этой великой святой. Ещё 18 июля я активно работал в Алапаевске на Царских днях, в 5 часов утра был в аэропорту, и через 7-8 часов мы уже стояли у входа в храм Марии Магдалины... Мы быстро заходим, облачаемся, и только когда мы встали на молебен, тут-то меня и осенило – вот они, святые мощи!
Ещё вчера мы рассказывали бесчисленному числу паломников о Елисавете Феодоровне, о её трагическом пути, о том, как эти мощи были обретены, как хранились в склепе, как их спасали, увозя через всю Россию и Китай, и вот я в конечной точке её Великого скорбного маршрута и молю её о помощи и заступничестве. Я очень счастлив удостоиться этого подарка. Это историческое событие моей жизни, о котором буду детям и внукам рассказывать. К исторически важному событию стоит отнести и встречу с Патриархом Иерусалимским Феофилом. В остальном – пиршество интеллекта! Столько информации от великолепного гида Евгения! Можно ранжировать по номинациям.
Например, в номинации «Переживание острого момента» – посещение Храмовой горы с обилием автоматчиков, потасовкой и нервными людьми. В номинации «Пиршество археологии» – посещение города Давида, исторических гробниц, древней крепости в Акко. Север Израиля заслуживает отдельного упоминания. Все эти места, где жил, рос, проповедовал, творил чудеса, озвучил Нагорную проповедь Господь, – всё это позволит иначе, с новыми ощущениями, взглянуть на Евангелие и на Священное Писание в целом.
Таковы мои впечатления о паломничестве. Но есть и ещё одно большое неизгладимое впечатление от поездки. Оно связано с разговором об Асгардии, состоявшимся однажды вечером. После него ночью я прочитал Конституцию первого Космического Государства и поразился размаху идеи, смелости поступка.
Пребываю на этот счёт под очень сильным впечатлением.
Эта сторона личности Игоря Рауфовича Ашурбейли меня очень поразила. Благодаря тщанию всех организаторов хочется отдельно отметить уникальность нашего маршрута и то, как волшебно перед нами открывались двери даже самых труднодоступных мест.
Это милость Божия и огромная подготовительная работа. Это не может не восхищать!
Великой благодарностью исполняется сердце и хочется бесконечно славить Бога за такую милость. Насколько особенны те люди, через которых эта милость реализуется на Земле! Огромная благодарность руководителям ИППО Сергею Вадимовичу Степашину, Игорю Рауфовичу Ашурбейли, Владыке Марку и всем-всем организаторам.
Протоиерей Димитрий Челноков, настоятель храма села Малинки Михайловского района Рязанской области
Несколько месяцев назад мне позвонили из Рязанской епархии и спросили, не хочу ли я поехать на Святую Землю. Да разве есть на свете человек, который не хочет побывать в этом Святом месте, увидеть своими глазами Гроб Господень, помолиться, приложиться к святыням, ходить по тем местам, где две тысячи лет назад ходил Сам Господь наш Иисус Христос, где каждое место описано в Святом Евангелии? Конечно, я согласился и началась долгая подготовка…
Удивительным оказалось и то, что наше паломничество совпало со столетием убиения Царственных страстотерпцев. Началось оно с Екатеринбурга, с ночной службы в Алапаевске и крестного хода к месту убиения святой мученицы Великой княгини Елисаветы. Более 18 километров пешком, более трёх часов пения Иисусовой молитвы. Дух ликует, а немощная плоть устаёт. Вся наша паломническая группа справилась и получила обильно дары Святого Духа…
Из Екатеринбурга мы отправились на Святую Землю. Первое место, которое мы посетили, – это храм равноапостольной Марии Магдалины, где отслужили молебен у мощей благоверной княгини Елисаветы Феодоровны. Эта святая стала нам очень дорога. За это время мы увидели много картин, личных вещей, предметов быта; поражала её простота и изящество, жертвенная любовь к Богу и близким…
Ярким впечатлением оказался для меня представший нашему взору утренний просыпающийся Святой град Иерусалим, который мы обозревали с колокольни (её называют «Русской свечой») на горе Елеон, месте Вознесения Господня. Вот она – Святая Земля передо мной! Красота! Стены древнего города с зубцами, пречудные арки, множество огней, сады с оливами… Всё пропитано Божией благодатью. Поражаюсь, как неспешно едут машины, здесь нет суеты, как будто само время остановилось.
Этим же утром мы, священнослужители, во главе с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком отправились на приём к Патриарху Иерусалимскому Феофилу за благословением на ночную Литургию у Гроба Господня. Вышли от него мы с подарками: иконами Иерусалимской Божией Матери. Какие Святыни мы повезём домой!
Самым главным событием этих дней стала ночная служба у Гроба Господня. «Душа трепещет… О тихий и лучезарный Гроб Господень! Припади и прильни к нему устами веры, ухватись за него всею крепостию надежды и плачь плачем любви, как мироносица в виду неузнаваемого Пакибытия…» Как точны эти слова! Какое непередаваемое чувство охватывает тебя, когда прикасаешься к Величайшей Святыне! Гроб Господень – это символ Воскресения, победы над смертью… Как близок Господь! И как мы недостойны предстоять рядом!
Вся служба прошла на одном дыхании. Чудные лампады, удивительное пение на греческом языке, Священноначалие – все рядом, всё слилось в единую молитву ко Господу… Мне, недостойному протоиерею Димитрию, выпала великая честь – чтение Евангелия на церковнославянском языке посередине Храма, перед Кувуклией. Сердце замирало от восторга!.. А после Литургии – трапеза с необыкновенно вкусными восточными сладостями.
Наша поездка пролетела как один день. Все святые места находятся недалеко друг от друга, поэтому мы побывали и в Вифлееме, и погружались в Святые воды Иордана, и молились на горе Фавор, и были у Мамврийского дуба, где встречал праотец Авраам Святую Троицу…
Мне хочется выразить благодарность нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Марку за предоставленную возможность соприкоснуться со Святыми местами града Иерусалима. Я также хочу поблагодарить Игоря Рауфовича Ашурбейли, благотворителя, который подарил нам столько непередаваемых впечатлений для нашего духовного роста.
31.07.2018
Протоиерей Павел Глазунов, священник храма святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Покровском-Стрешневе:
Милостью Божией в июле 2018 года по благословению владыки Марка мне была дарована возможность стать участником поклоннической группы, посетившей святые места святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Уникальная по своему значению поездка в юбилейный сотый год убиения этой святой стала для меня настоящим подарком. Крестный ход в г. Алапаевске, молебен на Елеонской горе и ночная Божественная литургия на Гробе Господнем стали для меня впервые за многие годы священнического служения новым опытом Богослужения.
Побывав в гостях у мощей преподобномученицы Елисаветы , легко убеждаешься в непреложности слов Иисуса Христа : «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 3-12). Такое завершение заповедей Блаженств вполне соотносится с жизнью преподобномученицы. Она прошла свой крестный путь, свой Гефсиманский сад, свою Голгофу и на сегодня нет красивее храма Марии Магдалины в Иерусалиме, где покоятся её нетленные мощи, привлекая к себе множество поклонников.
С трудом вмещается в душе всё увиденное и пережитое за эти драгоценные дни. Каждый день был подарком. Гостеприимство, комфорт и организованность порой просто шокировали. Во всём была видна рука императорского уровня – и того общества, которое организовала сама Великая княгиня Елизавета в Иерусалиме, и того, кто сегодня его продолжает хранить и развивать.
Мне довелось много узнать об ИППО и увидеть его присутствие на Сергиевском подворье Иерусалима. Здесь создана уникальная возможность пребывания на Святой Земле: уютный дворик, шикарная гостиница, ресторан, музей, церковная лавка и помещение для совместной молитвы. Всё это благодаря Председателю Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Сергею Вадимовичу Степашину, Директору ИППО на Святой Земле Игорю Рауфовичу Ашурбейли и его верной помощнице Евгении Ярославне Лебединской. Для нашей группы это был щедрый, воистину императорский дар. Да благословит Господь Бог их щедрую руку и укрепит в делании добрых дел.
Мне также хочется поблагодарить и устроителей нашей поклоннической группы. Прежде всего руководителя группы Елену Анатольевну с её помощницей Аидой, Юлию с Александром , наших корреспондентов, и уникального гида Евгения . Всех тех, кто был рядом и смог прочувствовать скорбность и тяжесть крестного пути преподобномученицы Елисаветы и радость её прославления в наши дни.
Молитвенно желаю всем нам Божьего благословения, здравия телесного, спасения душевного и во всём благого поспешения на земном пути.
Протоиерей Павел Глазунов, 26.07.2018 г.
Вечер накануне выдался безмятежным, располагающим к осмыслению. Путники начинали подводить для себя итоги паломничества. Отец Димитрий вёл богословский диспут с паломницей Ириной . Подобные пересечения оказываются взаимополезными. Так, несколькими днями ранее отец Павел благословлял внучку паломницы Натальи в день её рождения. Бабушка записала специальное видеообращение для Елисаветы .
А нынешний день был призван показать паломникам красоту и разнообразие мира, сотворённого Господом. Рош-ха-Никра – это скалистый мыс на самом севере Израиля. Здесь ослепительный белый известняк скал соперничает с бирюзово-синими водами Средиземноморья.
Мы спускаемся на фуникулёре вниз, чтобы посмотреть мини-фильм о взаимоотношениях земли и моря и отправиться на экскурсию в гроты. Удивляемся оттенку воды, наблюдаем за бликами лучей, слушаем шум бьющихся о скалы волн. А на обеде в ресторане на вершине хребта замечаем, что мобильные телефоны услужливо приветствуют нас в Ливане.
Граница двух стран – вот она, хорошо виден пограничный пункт, окружённый проволокой.
Далее путь наш лежит в Акко – это один из древнейших городов Израиля, он занесён в список наследия ЮНЕСКО. Здесь наши паломники узнают, как Наполеон не взял Акко и почему это сражение могло стать главным в его жизни; как получилось, что Бейрут целых 4 месяца был русским, и благодаря кому Акко так хорошо сохранился.
Кому только не принадлежал этот город! Греки, римляне, арабы, рыцарские ордена тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев, мамлюки, турки-османы, британцы. Удивительно и то, что раскопки в этих местах всё ещё продолжаются – например, секретный туннель тамплиеров был случайно найден всего лишь в 1999 году.
Наша группа переходит из зала в зал – здесь проходили ристалища рыцарей, здесь ещё в XIII веке обедали монахи (на современные трапезные в монастырях огромный сводчатый зал мало похож).
Обращает на себя внимание то, с какой фантазией устроен мультимедийный музей.
Всё время пребывания мы постоянно слышим то стук барабанов, то перезвон колоколов, то ржание лошадей и топот копыт. Почти в каждом зале – видеоинсталляции, которые проецируются прямо на фактурные стены – здесь мелькнёт профиль Бонапарта , там прошагает рыцарский отряд.
Буквально на пару минут заглядываем в Хайфу - хоть одним глазком повидать великолепие Бахайских садов, спускающихся девятнадцатью террасами по горе Кармель.
Финальная нота в знакомстве со Святой Землёй – вечерняя прогулка по старому Яффо.
Сразу отсюда группа направляется в аэропорт.
Паломничество по скорбному посмертному пути Елисаветы Феодоровны , столетие с момента мученической гибели которой отмечается в 2018 году, завершено. Впереди - осмысление пути и подведение итогов.
Автор фото: Александр Омельянчук
Все фото девятого дня паломничества >>
Утро началось с хороших новостей. Не зря наш отель в Тверии был построен на месте больницы. Все болячки и напасти вчерашнего дня, внезапно одолевшие паломников, поутру практически исчезли.
Гора Фавор с расположенным на ней монастырём Преображения – первая точка. Добираться до монастыря приходится несколько минут на машине (крутые виражи и закладывающие уши в подарок).
Матушка на входе отругает нас за излишне открытую одежду, но всё это забывается, едва распахиваются двери в храм. Дивной росписи стены работы Константинидоса Тсюмакиса дополнены цветными витражами, в которых играет утреннее солнце, и золотом окладов икон.
Самую ценную икону здесь заметить нетрудно – чудотворная икона «Неувядаемый цвет» увешана небольшими табличками с изображениями глаз, маленьких детей, мужчин, женщин и т. п. – это символы избавления от болезней и обретения желаемого.
Местечко Наин, где проходило Воскрешение Иисусом сына вдовы, оказалось негостеприимным к нам – двери храма Чудес Господних заперты. Но паломники не унывают и пытаются рассмотреть алтарь в замочную скважину.
Далее путь паломников лежал в Назарет, в церковь Благовещения.
Это самая крупная католическая церковь на Ближнем Востоке и построена она в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Так что сначала она поражает размерами, а затем демократичностью оформления пространства.
С уважительного позволения католических групп паломники поют тропарь у, на удивление, скромного нижнего алтаря, созданного на развалинах дома, где когда-то жил Иисус. Верхний храм преподносит ещё один сюрприз.
На стенах замечаем женщину в кимоно с младенцем на руках, живопись в духе Фриды Кало, мозаику по позднесоветскому образцу... Что это? Да это же изображения Богоматери, подаренные разными странами! Япония, Мексика, Чехословакия, Эквадор, Италия, Гондурас. Нет пределов для веры, и Бог един для всех.
Совсем другой оказывается церковь – на этот раз греческая православная, но носящая такое же название – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она построена на Святом источнике, к которому приходила за водой Дева Мария, и у которого совершилось явление ангела, сказавшего: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Источник Пресвятой Богородицы находится в крипте храма в отдельном притворе, где устроен престол с чудотворной иконой «Благовещение у кладезя». Отец Павел читает акафист, паломники набирают с собой святой воды.
После обеда в ресторане с видом на Тивериадское озеро отправляемся в Русскую Духовную Миссию, на монастырское подворье св. Марии Магдалины. Маленький храм с деревянным потолком расписан сюжетами, которые происходили в этих самых местах: Нагорная проповедь, Чудесный улов рыбы, Изгнание гадаринских бесноватых.
Два года назад в этом храме владыка Марк крестил одного из наших паломников. А сегодня мы молимся святой Елисавете Феодоровне, чья икона здесь укреплена. Именно ей был посвящён наш паломнический путь.
С храма Марии Магдалины в Иерусалиме началось наше паломничество, на подворье в Магдале оно же и близится к концу.
На прощание совершаем омовение в источниках, с целью избавления от глазных болезней, изгнания бесов, и плавание в радоновом источнике.
Автор фото: Александр Омельянчук
Все фото восьмого дня паломничества >>
Покинув Сергиевское подворье и Иерусалим, группа паломников, немного изменив программу, направилась в Хеврон.
В монастыре Святой Троицы, усаженном гранатовыми деревьями, мы были, судя по всему, одними из первых. Паломники увидели идумейскую могилу неизвестного.
Храм Святой Троицы был построен в 1925 году и, вероятно, из-за этого полон неканонических изображений.
Например, одна из икон между левым престолом святого Николая Мирликийского и центральным престолом Святой Троицы изображает Бога Отца в виде старца, да ещё и с жезлом, и с треугольным нимбом. Написана икона в 1979 году.
Мамврийский дуб – место, где Авраам увидел Бога, – растёт именно здесь. В этом же месте побывала несколько лет назад первая паломническая группа, собранная Игорем Ашурбейли . Частица этой святыни находится ныне в храме преподобномученицы Елисаветы, где служит один из наших паломников, отец Павел .
Местный старец Анвар показал, насколько полнокровен был дуб во времена его детства.
Следующая точка – могилы праотцов в пещере Махпела (пещера патриархов) близ Хеврона. Эти святыни почитаются и иудеями, и мусульманами, и православными, ради них не грех подкорректировать маршрут. Здесь захоронены Авраам , Исаак , Иаков , жёны их Сарра , Ревекка и Лея . За сетчатыми дверями можно разглядеть огромные монолиты-кенотафы. Что скрывают они – неизвестно до сих пор, ведь спуститься вниз было всего 2 попытки – в 1967 и 1968 годах. Так что предположения о том, что тут же могут находиться тела Адама и Евы, могут оказаться верными.
Внимание нашей группы привлекли евреи, использующие во время молитв необычные атрибуты – чёрные коробочки-тфилины. Их никогда не открывают (внутри святой текст), но приматывают к голове и рукам кожаными ремешками.
В местечке Вифания посетили гробницу Лазаря, прочли здесь стихиру.
Далее путь наш лежал в долину Кельт. Израильская пустыня в полуденные часы – подлинное испытание.
Поэтому монастырь Георгия Хозевита , вырубленный в скалах, остался пока недостижимой точкой. Но впечатлений хватило и без того.
Несколько метров вниз от трассы, в гущу охристых камней – и даже пары минут хватает для того, чтобы ощутить себя наедине с Господом. Кажется, строки «пустыня внемлет Богу» пришли поэту здесь.
Однако центральным событием дня для паломников стало омовение в реке Иордан. Мы приехали в Вифавару – место Крещения Господня.
Многолюдье, зной, гомон уставших и возбуждённых людей. Но стоит лишь помолиться, осенить себя крестным знамением и трижды погрузиться – во имя Отца, Сына и Святого Духа – как телесные муки уходят и лица паломников освещает радость. Священные воды Иордана сильны.
Автор фото: Александр Омельянчук
Все фото седьмого дня паломничества >>
Этот день оказался для нас в том числе днём приобщения к культурам иных религий. Не всем православным паломникам это пришлось по душе. Однако быть в городе, который называют центром трёх религий, и не повернуться в их сторону мы не могли (хоть до синагог дело и не дошло).
Утро паломников началось на Храмовой горе. Это – настоящее средоточие Евангелия. Здесь находится место Проповеди Господней, Введение Богородицы во храм, Сретение, Господь среди мудрецов и другие сюжеты.
Архитектурный центр этого комплекса – мечеть Золотой Купол или Купол Скалы (или Куббат ас-Сахра). Величественная постройка с огромной площадью вокруг притягивает взгляд.
По словам нашего гида Евгения, мечеть построена в 691 году и с тех пор ни разу не разрушалась. Кстати, именно эту мечеть показывают по телевизору, когда речь заходит об Иерусалиме, так что её облик так или иначе знаком каждому.
Путь Скорби Христа (улицу Виа Долороса) мы прошли с большинством из 14-ти остановок. Все эти святые места ныне принадлежат разным конфессиям.
Темница Христа, например, это место поклонения католиков.
Приближаясь к Храму Гроба Господня, паломники заглянули на Александровское подворье, где находится Порог Судных Врат.
Здесь мы прошли сквозь «игольное ушко»,
подивились иконе Георгия Победоносца, ставшей чудотворной в прошлом феврале (краска сошла с иконы и осталась на стекле, так что теперь стекло выставлено отдельно), помолились у богатой иконы Тихвинской Божьей Матери.
И, конечно, вспомнили о преподобномученице Елисавете Феодоровне. Здесь проходит небольшая выставка к 100-летию её гибели.
А в мемориальной комнате паломники увидели подлинный шедевр – работу Репина, написанную, вероятно, в те же дни, что он жил на Сергиевском подворье, в июле 1898 года.
Добравшись же, наконец, вновь до Храма Гроба Господня, мы побывали в новом месте – благодаря нашему гиду Евгению. Армянский придел открывают не всегда.
А мы подробно узнали о том, как на Пасху здесь сходит Благодатный огонь – с верхних галерей идут два пучка света, которые пересекаются в центре с необыкновенным свечением.
Затем путь наш лежал в Город царя Давида. Это археологический парк в Иерусалиме на месте древнего города.
Расположившись в амфитеатре, группа зачарованно внимала романтической истории любви царя Давида и юной жены военачальника Урия – позже эта пара стала родителями царя Соломона. Ну а затем мы углядели перед собой прообразы туалетных комнат и обсудили рацион древних иевусеев, вынужденных питаться полевыми травами.
Спустились в подземные тоннели и прошли часть так называемого сухого пути (по мокрому пути, то есть почти по колено в воде, группа паломников проходила два года назад). И, конечно, в конце пути наткнулись на фрагмент Стены Плача. А ведь это одна из главных святынь иудаизма.
Этот вечер стал для паломнической группы заключительным на территории гостеприимного Сергиевского подворья. Так, в месте, построенном на деньги ИППО, завершился для паломников день познания других религий.
Завтра нас ждёт переезд в Тверию и великое событие – омовение в реке Иордан.
Автор фото: Александр Омельянчук
Все фото шестого дня паломничества >>