Храм Вознесения Господня на Елеонской горе (Имвомон) построила равноапостольная царица Елена между 330 и 378 гг. на месте вознесения Иисуса Христа. В 614 году Храм разрушен персами, после чего восстановлен Иерусалимским патриархом Модестом.
Напротив западного входа, в полу часовни, находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы. Стопа Спасителя или «стопочка» – так называли этот камень русские паломники. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.
Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать.
В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь.
То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году.
Трапезная под сенью гигантской смоковницы
Паломница Елена пытается повернуть жернов. Таким базальтовым устройством Дева Мария молола зёрна пшеницы для выпечки хлеба
Вдоль берега Галилейского моря за беседой о Главном
Наша лодка под названием «Ной»
Галилейское море или Тивериадское озеро – пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Упоминается в Ветхом Завете как «море Киннереф» (Чис. 34:11 и др.) или «море Хиннерефское» (Нав. 12:3 и др.) в качестве области, через которую проходит граница земли Израильской. Озеро многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.), «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1), просто «озеро» (Лк. 8:22—23, Лк. 8:33 и др.) или «море» (Мк. 4:35—41, Мф. 8:24, Мф. 4:18 и др.).
В праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, епископ Мефодий по приглашению Патриарха Иерусалимского Феофила вместе с паломниками принял участие в ночной Божественной Литургии в храме Гроба Господня. Службу вёл архиепископ Греческой Православной Церкви Дорофей. Все священнослужители нашей паломнической группы сослужили ему. Наши паломники также молились во время Божественной Литургии, а некоторые причастились Святых Даров.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых чудотворных икон Русской православной церкви. Обретение иконы произошло в 1579 году после пожара в Казани – девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.